Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Жанры в изобразительном искуссве

Цель изучение различных жанров в изобразительном искусстве. Задача уметь различать основные жанры и анализировать их признаки.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА им. И.И. КРЫЛОВА г. АЗОВА

Открытый урок

по предмету: История искусств

«Беседы по истории изобразительного искусства»

для учащихся 1 классов.

Тема урока: «Жанры в изобразительном искусстве».

Преподаватель: Лысенко Г.А.

2022 г.

Конспект урока по предмету «История искусств».

Раздел:«Беседы по истории изобразительного искусства»

Тема урока: «Жанры в изобразительном искусстве».

для учащихся 1-х классов ДХШ.

Урок рассчитан на 1,5 академического урока (65 мин.)

Для учащихся 1 классов ДХШ, возраст 10-11 лет.

Обоснование выбора темы урока: знать и разбираться в жанрах изобразительного искусства необходимо при дальнейшем изучении истории искусства, это «язык» на котором будем говорить о более сложных вещах. При изучении видов искусства и жанров, учащиеся начинают путать их, поэтому этому вопросу уделим внимание.

Тема урока: жанры в изобразительном искусстве (портрет, натюрморт, пейзаж).

Цели: познакомиться и различать основные жанры в изобразительном искусстве.

Задачи: познакомиться с основными жанрами в различных видах изобразительного искусства. Уметь анализировать жанры и отличать жанры и виды искусства.

Тип урока: комбинированный – лекция, беседа и самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями. Ознакомление с новым материалом в форме беседы.

Для урока необходимо учителю: компьютер с экраном, иллюстрации картин.

Для учащихся: тетрадь, ручка, простой карандаш.

Организация урока.

1. Организационные моменты 3-5 минут.

2. Объяснение, беседа с просмотром иллюстраций и видео материалов 45 минут.

3. Работа учащихся по иллюстрациям 15 мин.

4. Подведение итогов 5 минут.

Ход урока.

Урок проходит в форме беседы с учащимися, рассказ преподавателя сочетается с общением с учащимися, задаются наводящие вопросы, ответы должны помочь в освоении новой темы.

Объяснение преподавателя:

На прошлых уроках мы знакомились с видами изобразительного искусства – живопись, графикой, скульптурой и архитектурой. Виды искусства – это большие понятия, теперь познакомимся с внутренним содержанием, делением на жанры. Жанр – это произведения, объединяемые общим кругом тем, предметов изображения.

Рассмотрим такие жанры искусства как «портрет», «пейзаж», «натюрморт». На следящем уроке рассмотрим жанры сюжетных картин.

Начнем наш рассказ с просмотра мультфильма «Если видишь на картине»…, где в стихах и картинках рассказывается об основных жанрах искусства. Вы эти жанры видели, рисовали на уроках, но мы их рассмотрим более подробно, систематизируем информацию. Начнем с портрета.

Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами живописиграфикигравюрыскульптурыфотографииполиграфиивидео)

В изобразительном искусстве портрет — самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация. 

(Слайды с портретами художников В. Серова, И. Репина, И. Крамского, живописные и графические)

Портреты бывают выполнены в различных техниках и видах: живописи, графике, скульптуре. Изображение может быть погрудным, поясным, не в полный рос, в полный рост. По количеству персонажей – одиночный, парный, группа из нескольких человек.

Виды портретов:

Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. (Просмотр портретов исторических художников Д. Веласкеса, Боровиковского, Васнецова).

Парадный (репрезентативный) портрет — как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. Примером таких портретов являются изображения императоров, высшей аристократии, которые будут находиться в парадных помещениях. (Просмотр портретов Левицкого, Рокотова, Антропова).

Камерный портрет -  используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне в обычной обстановке. Это один из самых распространённых видов портрета.

(Просмотр иллюстраций художников Серова, Корина, Нестерова и др.)

Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми. В таком изображении можно много узнать о портретируемом, о его занятиях, исторической эпохе. (Просмотр портретов П. Кончаловского «Портрет Мейерхольда», портреты И. Машкова).

Сейный портрет – изображение группы людей, объединенных теплыми, близкими отношениями. Часто художники изображали свои семьи. (Просмотр иллюстраций П. Рубенса, Ван Дейка, семейные портреты П. Кончаловского).

Автопортрет – это когда художник изображает сам себя. История знает много таких портретов, разных эпох, это один из любимых художниками видов изображений. (Просмотр и обсуждение иллюстраций Рембрандта, Рубенса, Серова, Репина).

Групповой портрет – изображение группы людей, задача художника закомпоновать всех портретируемых грамотно. Когда не было фотографии этот жанр был весьма востребован, особенно этим жанром прославились голландские живописцы 17 века Ф. Халс, Рембрандт и др. В последующие века групповой портрет продолжал свою историю, например, И. Репин «Торжественное заседание государственного совета 1901 г.»

Жанр портрета может быть представлен в других техниках, например, в графике. (Просмотр графических портретов Серова, Репина).

В скульптуре – это один из основных жанров, который представлен бюстами, поясными портретами, статуями в полные рост, групповыми композициями. (Просмотр иллюстраций работ Бернини, Фальконе, Антокольского).

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии — для сцен жанровых сюжетов и портретов. (Просмотр иллюстраций К. Лоррен, барбизонцев)

Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективысветотенипропорциональности, общей композицииколоритарельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировались в центральный предмет изображения.

В течение длительного периода времени пейзажные мотивы представляли собой обобщённые, сочинённые, идеализированные виды. (Просмотр пейзажей 18- 1 пол.19 вв).

(Иллюстрации импрессионистов, пейзажистов 2 пол. 19 в.)

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута — и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорамными.

Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

(Просмотр пейзажей русских живописцев И.Шишкина, И. Левитана, Саврасова, Поленова).

Рассмотрим примеры пейзажей и определим какой это пейзаж.

Натюрморт

Натюрмортом называется создание на полотнах композиций из  неодушевленных предметов в различных их сочетаниях. Наиболее популярными являются изображения посуды, вазонов с букетами цветов и фруктов на блюде. (Просмотр иллюстраций натюрмортов разных исторических периодов).

Мы часто рисуем учебные натюрморты в школе, на уроках рисунка и живописи. Сегодня познакомимся с историей этого жанра. (Иллюстрации учебных рисунков).

Изначально тематика изображений в жанре натюрморта возникла на рубеже XV — XVI столетий, но окончательное оформление жанра в отдельное направление живописи произошло в XVII веке. Первыми создателями натюрмортов были голландские и фламандские художники.

Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. У художников была специализация, по видам натюрмортов: цветочное, «завтрак», ученый натюрморт или философский «суета сует», «роскошный», охотничий.

Позднее натюрморт занял важное место и в творчестве русских художников.
В 19 веке и в начале 20 в. жанр натюрморта становится популярным у русских, а затем и советских художников. Посмотрим работы таких художников, как Грабарь, Машков, Кончаловский, Хруцкий, Строжаков. Тематика изображений в натюрмортах может быть весьма богатой и многообразной, и не ограничивается исключительно бытовыми предметами. Это могут быть книги, журналы и газеты, бутылки, статуэтки, глобус и многие другие объекты.

Среди зарубежных художников работающих в этом жанре вспомним Сезана.

Просмотр иллюстраций натюрмортов Сезана.

Работа учащихся с иллюстрациями.

Учащиеся выбирают иллюстрации с картинами художников, обдумывают ответ и отвечают. Необходимо определить жанр произведения и вид искусства и обосновать ответ.

Например: это жанр натюрморта, вид искусства – графика, потому что изображены неодушевленные предметы, выполнено простым карандашом.

Итоги урока:

После ответов всех учащихся, подводим итоги урока. В целом можно сказать, что все учащиеся освоили материал и справились с заданием.

Список литературы:

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области