Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Функциональная грамотность одна из главных задач ФГОС третьего поколения

Познакомить с новыми задачами ФГОС третьего поколения. Рассказать, что такое функциональная грамотность и что под этим термином мы понимаем

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Функциональная грамотность одна из главных задач ФГОС третьего поколения

Перед образованием XXI века стоит большая задача, которая заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач.

Способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века. Задания должны проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а практическое применение, владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии.

Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Что же является основными причинами:

- недостаточной практической ориентированностью содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их оторванностью от реалий окружающей жизни;

- перегруженностью программ и учебников;

- недостаточным вниманием к формированию общеучебных и интеллектуальных умений;

- недостаточным вниманием к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации разного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близких к реальным.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности (А.А.Леонтьев)

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом. Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные учебные и жизненные задачи в том числе и нестандартные;

- строить социальные отношения в соответствии с ценностями социума, партнёрства и сотрудничества;

-стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию;

-умением прогнозировать свое будущее.

Перед учителями начальной школы стоит большая задача: развивать ребёнка.

Развивать мышление, речь, память, внимание, фантазию, воображение, мелкую моторику, коммуникативные способности, способность общаться, контролировать свои эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, мы должны получить функционально развитую личность.

Какие технологии должен использовать учитель, чтобы выполнить поставленные цели?

- проблемно-диалогическая технология освоение новых знаний (Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

- формирование правильной читательской деятельности;

-технология проектной деятельности;

- обучение на основе «учебной ситуации»;

- уровневая дифференциация обучения;

-технология оценивания учебных достижений и др.

Согласно ФГОСам 3 поколения сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а способность обучающегося:

- добывать знания;

- применять знания на практике;

-оценивать своё знание-незнание;

- стремиться к саморазвитию.

Какие формы и методы помогут развитию функциональной грамотности:

Групповая форма работы;

Игровая форма (особенно 1 и 2 классы)

Творческие задания;

Тестовые задания;

Деловые и ролевые игры;

Тестовые задания;

Исследовательская деятельность.

Мои ученики начиная с первого класса активно участвуют в конкурсах исследовательских и практических работ. За последние 5 лет две работы учеников были оценены в Москве на конкурсе «Мы гордость России».

Функциональная состоит из двух компонентов: интегративных и предметных. Интегративные это- коммуникативные, информационные, социальные, читательская грамотность и они формируются на любом предметном содержании.

Предметные соответствуют предметам учебного плана

Рассмотрим, как формируется читательская грамотность и что под этим понимаем. Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Она предполагает способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о прочитанном, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В современном обществе очень важно умение работать с информацией. И особенно важно развивать сознательное чтение в начальной школе, это является основой саморазвития личности школьника. Осознанное чтение является базой для успешного усвоения русского языка, литературы и любого другого учебного предмета.

В нашей гимназии ученики с первого класса ведут читательские дневники, где они каждый день отмечают: автора, название произведения и своё отношение к прочитанному. В первом классе это небольшие рисунки о прочитанном. Во втором классе могут быть рисунки и несколько предложений о прочитанном. А третий и четвёртый класс это может быть анализ небольшого произведения, своё отношение о прочитанном. Это даёт ученикам возможность рассуждать о прочитанном, легко излагать свои мысли, свободно общаться.

Для формирования читательской грамотности учителя должны применять различные методы и приёмы: работа с вопросами, синквейн, чтение с остановками, словарная работа, устное словесное рисование, ролевое чтение и т.д.

Еще одним немало важным фактором , является финансовая грамотность. Финансовая грамотность – способность человека принимать различные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

В стратегии прописано, какие качества присущи финансово грамотному гражданину. Человек должен как минимум:

- следить за состоянием личных финансов;

- планировать свои доходы и расходы;

- формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;

- иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

- рационально выбирать финансовые услуги;

- жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

- знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

- быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;

- знать о рисках на рынке финансовых услуг;

- знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;

- вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Важную роль играет и математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности человека.

Предмет математика предполагает формирование математических счётных навыков, знание основ геометрии, умение ориентироваться во времени, решать задачи, в которых сюжет связан с жизненными ситуациями. Математическая наука позволяет формировать у учащегося логическое мышление. Приёмы и методы которые, используются для формирования математической грамотности: решение ребусов, сравнение количеств, нахождение закономерностей, продолжи ряд, решение примеров с зашифрованными числами, использование интересных исторических фактов, задач и т.д.

Следующий вид грамотности – это естественнонаучная. Мы живём в мире природы и человек должен уметь объяснить природные явления с научной точки зрения.

Под естественнонаучной грамотностью мы понимаем способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и объяснения естественных явлений на основе научных доказательств и выводов. Методы, применяемые для формирования естественнонаучной грамотности следующие: практические работы, презентации, сделанные учениками по различным темам, сообщения, рефераты и конечно исследовательские работы.

Познакомившись с материалами третьего поколения ФГОС я согласна с тем, что у учащихся нужно развивать функциональную грамотность и этому помогут: читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность и естественнонаучная грамотность. Просто иногда наши ученики очень оторваны от жизни и знания есть, а применить на практике не могут.

Багаева Надежда Николаевна – учитель начальных классов МБОУ «Гимназии 25» г. Кемерово

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области