муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 39»
Тема: «Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста. Методы и приёмы, используемые по ФЭМП»
Подготовил:
Липатова Анна Сергеевна
Нижний Новгород 2020 г.
Доклад «Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста. Методы и приёмы, используемые по ФЭМП»
Современные требования к математическому развитию детей - это развитие познавательных интересов; интеллектуального развития; развитие исследовательской деятельности ребенка; развитие умения анализировать; развитие умения устанавливать ассоциативные связи; развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности; формирование предпосылок учебной деятельности. Обучение только тогда будет эффективно, когда учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.
ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать: познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Предлагаю рассмотреть Модель успешного занятия по ФЭМП
Каждый из названных компонентов очень важен и тесно взаимосвязан со всеми остальными.
Математики – наука точная. Поэтому освоить математику только во время режимных моментов или в повседневной жизни невозможно! Необходима грамотная организация целенаправленной образовательной деятельности по ФЭМП!!!
К занятиям необходимо тщательно готовиться:
- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний (ФГОС ДО указывает на «…недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей….»
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, его РАЗМЕЩЕНИЕ
- продумать формы организации деятельности детей (индивидуальная работа, фронтальная, в парах, в подгруппах и т. д.)
- продумать формулировку вопросов и инструкций! Вопросы и инструкции должны быть краткими, конкретными, понятными детям!!!
А вот в повседневной жизни, во время режимных моментов можно и НУЖНО закреплять полученные на занятиях знания.
Вопрос: как? (примеры)
Один из компонентов успешного занятия по ФЭМП - выбор оптимальных методов и приёмов.
«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Ребёнок постоянно должен ДЕЙСТВОВАТЬ!
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Так же используются:
- разъяснения (как выполнить данную задачу),
- указания воспитателя (в основном с детьми),
- план действий старшего дошкольного возраста.
Важно правильно использовать приемы по ФЭМП
-Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
-Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).
-Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
-Вопросы к детям.
-Словесные ответы детей.
-Предметно-практические и умственные действия.
-Контроль и оценка.
Требования к вопросам воспитателя:
точность, конкретность, лаконизм;
логическая последовательность;
разнообразие формулировок;
небольшое, но достаточное количество;
избегать подсказывающих вопросов;
умело пользоваться дополнительными вопросами;
давать детям время на обдумывание.
Требования к ответам детей:
краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
самостоятельные и осознанные;
точные, ясные;
достаточно громкие;
грамматически правильные.
Что делать, если ребенок отвечает неправильно?
(В младших группах необходимо исправить, попросить, повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего).
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
Дидактический наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям.
Образец речи воспитателя – основной приём.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, счёта, воссоздания, группировки, перегруппировки и т. д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.
Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: "Логические кубики", "Уголки", "Составь куб" и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб-хамелеон" и другие.
Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки, модели и другие.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:
- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами;
- выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического)действия.
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер .Одни дети лучше считают, другие – лучше ориентируются на листе бумаги, третьи – преуспевают в нахождении и преобразовании геометрических фигур….. То есть успех может быть обеспечен только при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. А это как раз - наличие РАЗНООБРАЗНОГО материала в группе (т.е. создание развивающей предметно-пространственной среды).