Рабочая программа кружка мнемотехники
"Разноцветная сказка"
подготовительной группы № 11 "Радуга"
на 2021 – 2022 учебный год.
Руководитель кружка: воспитатель
Чегодаева Анна Алексеевна
Цель кружковой работы: Развитие связной речи, памяти и мышления детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.
Ожидаемые результаты: Дети умеют связно пересказывать тексты, быстро запоминают и выразительно читают стихотворения о месяцах года, самостоятельно создают мнемокнижки и мнемотаблицы – не только на темы, предложенные воспитателем, но и придумывают свои, у детей развито воображение, творческие способности.
Срок реализации данной программы: 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, не больше 25 - 30 минут.
Актуальность.
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету" (К.Д.Ушинский).
"Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет" (Джузеппе Мадзини).
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.
Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Дети моей группы – не исключение, уровень их речевого развития требует особого внимания.
В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и
доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у
большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.
В этой связи педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - чрезвычайно сложное дело. Воспитателю необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, облекая их в слова, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, профессионально готовить детей к школе.
Из опыта работы
Учитывая факторы времени, я поставила перед собой задачу – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим некоторые обстоятельства совершенствования процесса становления связной речи у детей. Один из таких моментов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – это наглядность.
Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве следующего вспомогательного фактора Л. С. Выготский называет прием создания плана высказывания. Ученый отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Используя учения великих педагогов, я применила в работе приёмы мнемотехники, предварительно испытав на практике эффективность наглядного материала в развитии речи детей.
Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.
Мнемосхемы - это схемы, в которые заложена определенная информация. Суть их заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает, а затем воспроизводит рассказ, сказку. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание так же придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Мнемосхемы, мнемотаблицы:
Овладение приемами работы с мнемосхемами, мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, развитие связной речи. В результате использования мнемотаблиц, мнемосхем расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, развиваются мышление, память, связная речь. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно, заучивание стихов, пересказ превращаются в игру, которая захватывает его.
На занятиях в кружке мы с воспитанниками изготавливаем мнемокнижки. Дети самостоятельно зарисовывают в книжках схемы (я лишь слежу за тем, чтобы дети выполняли последовательность изображений), а затем по схемам воспроизводят сказку (рассказ) - мне, а потом дома родителям.
Я предлагаю также детям мнемотаблицы для заучивания стихотворений о месяцах года (в соответствии с временами года). Дети с удовольствием заучивают стихи, а также с удовольствием зарисовывают мнемотаблицы и мнемокнижки к ним.
Польза от занятий: развиваем связную речь и творческие способности, а так же готовим руку к письму.
Отзывы родителей о мнемокнижках и мнемотаблицах - положительные.
Календарно – тематический план
кружка мнемотехники
"Разноцветная сказка"
подготовительной группы № 2 группы "Теремок"
на 2021 – 2022 учебный год.
Руководитель кружка: воспитатель Чегодаева Анна Алексеевна.
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май