Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №12 «Буратино»
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Конспект занятия
в подготовительной группе
«Чистые руки»
Подготовила:
Полякова Татьяна Ивановна
Форма организации: поисково – исследовательская.
Проблема: дети не осознают важность соблюдения гигиенических процедур. Как только воспитатель напоминает детям, что перед едой нужно мыть руки, дети часто отвечают «Зачем! Ведь я сегодня уже мыл».
Цель: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о микроорганизмах, об их свойствах; учить детей заботиться о своём здоровье, соблюдать элементарные правила гигиены (мытьё рук мылом по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом); закрепить последовательность действий при мытье рук; учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (в ходе простых экспериментов).
Развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитательные: Воспитывать культурно - гигиенические навыки, интерес к экспериментальной деятельности.
Материалы и оборудование: Видеозаписи: «Обращение девочки Маши», «Мультфильм тетушки Совы», физкультминутка «Микробы»; бумажные колбы с микробами, фонарики, пластилин, черный перец, жидкое мыло, пипетки, одноразовые ложечки, стакан с водой.
Предполагаемый результат решения проблемы: ребенок устанавливает элементарные причинно-следственные связи между чистотой и здоровьем, проявляет интерес к познанию нового.
Формулирование перспективной (в зоне ближайшего развития ребенка) проблемы по теме: рассказ о микробах, которые приносят людям пользу
№ | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. | Мотивация на деятельность | |
Собрались все дети в круг Я – твой друг и ты – мой друг. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. | Дети стоят в кругу | |
2 | Постановка проблемы и создание проблемной ситуации | |
-Ребята мне сегодня на электронную почту пришло письмо, но оно не простое, а видео письмо. Хотите его посмотреть? Письмо: « Здравствуйте ребята! Я девочка Маша. Моя мама все время заставляет меня мыть руки!!! А я не понимаю для чего? Ведь я на них ничего не вижу. Значит они и так чистые. Помогите мне разобраться!» -Ребята каждый день и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и тоже – « Не забудь помыть руки!» и я часто слышу «Для чего?! Ведь я сегодня уже мыл!» -Значит как и у Маши и у нас существует такая проблема. -Ребята поможем Маше? | -Да -Да | |
3 | Выдвижение гипотез на основе привлечения имеющегося у детей опыта | |
- Ребята, так как вы думаете, для чего же нужно мыть руки? - Правильно ребята «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевания» - Посмотрите сейчас на свои руки. Вы видите там микробы? | -Они грязные, на них микробы, чтобы не заболеть Дети рассматривают свои руки, руки соседа, но ничего не замечают | |
4 | Решение проблемы | |
Сообщение детям дополнительной информации - Ребята, как вы думаете, как мы можем узнать о микробах? Где мы можем найти о них информацию? - А я хочу вам предложить посмотреть мультфильм о микробах. Хотите? - Так скажите, почему мы не видим микробы? - Да ребята они очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. - Ребята, из мультфильма мы с вами увидели, где живут микробы. Так где же они живут? - Через что попадают микробы в наш организм? Организация деятельности (опыт, эксперимент) - Ребята, а вы знаете, что микробы бывают разных форм. Хотите посмотреть? -Я предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию. - Ребята работать сегодня мы будем парами. - Перед вами лежат «колбы». Посмотрите на них, видите вы в них микробы? -Как вы думаете как же мы сможем увидеть их? - Я предлагаю посветить на них фонариком. - Каких форм бывают микробы? (На доску вывешиваются микробы) -Вот ребята сколько много видов микробов бывает -А еще у микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и быстро размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. - Как же это происходит? -Давайте посмотрим? - Возьмите пластилин. Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб просто делится пополам. Разделите шарик на две части. - Что получилось? Получилось два новых микроорганизма, два новых микроба. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первый. Отщипните еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим микробам. Как будто ваши микробы выросли. (Дети выполняют.) -. Что теперь с ними произойдет? Правильно, снова разделятся. Разделите каждый микроб пополам. - И чем же опасны вредные микробы? - А когда человек заболевает, что он начинает принимать? - Посмотрим, что происходит с микробами, когда человек принял лекарство? Возьмите салфетку. Салфетки — это наше лекарство. Кладите микробы в лекарство и сомните шарики в салфетке. Что с ними стало? -Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек и выздоровел. | - В книгах, энциклопедиях, интернете. Садятся на ковер -Они очень маленькие - Микробы живут везде- в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах. - Через немытые руки. Да Дети садятся за столы. -Нет Предположение детей Ответы детей Ответы детей -2 микроба - Они снова разделятся - Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу. - Лекарства. -Они сморщились, слиплись между собой… | |
5 | Формулирование вывода, установление связи с известным | |
- Ребята чаще всего микробы попадают в организм через не мытые руки. - А что же нам поможет избавиться от этих микробов? - Я предлагаю вам посмотреть боятся ли микробы мыла? Перед детьми: миска с водой, пакетик черного перца, пипетка, мыльный раствор - Возьмите миску, не полностью заполненную водой и добавим пару щепоток черного перца9микробы). Затем добавьте пару капель мыльного раствора в воду с помощью пипетки. Что происходит? - Ребята теперь когда вы услышите, иди мой руки. Вы зададите вопрос: «Для чего?» | - Нужно мыть руки с мылом -микробы «убегают» от мыльных капель. -Нет | |
6 | Решение творческой задачи на основе вывода (создать, придумать, изобрести….) | |
- Ребята, девочка Маша до сих пор не знает, почему мама заставляет ее мыть руки. Как же мы можем ей сообщить? -Я предлагаю вам сделать два плаката с правилами мытья рук и где мы можем подцепить микробы. И отправить их Маше. - Вы согласны? - Но сначала мы должны разделиться на 2 команды. Как мы можем это сделать? (Выбор командиров по считалке) Изготовление плакатов. | Ответы детей. -Да Предположение детей | |
7 | Формулирование перспективной проблемы по теме | |
Ребята мы сегодня говорили о микробах, которые вредят нашему организму. А как вы думаете, есть полезные микробы? Об этом мы поговорим в следующий раз. |