Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №74» городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
Путешествие в математическое королевство
конспект по математике и сенсорному развитию
в старшей группе
Подготовила:
Антонова Н.А.
воспитатель группы 12
2022
Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение года.
Задачи
Образовательные:
- упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- выявить знания о последовательности дней недели, времен года, частей суток;
- выявить умение сравнивать два рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно;
- выявить умение ориентироваться на плоскости и понимать пространственную терминологию (вверху, под, слева-справа, между и т.д.);
- выявить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие:
- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание;
- способствовать развитию мыслительных операций, речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь;
- воспитывать чувства удовлетворенности, радости от проделанной работы.
Активизация словаря: геометрические фигуры, времена года, части суток, дни недели.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Демострационный материал: письмо от королевы страны «Математика», замок с геометрическими фигурами, мешочек с угощениями.
Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, картинки-фон, геометрическая фигура – круг на каждого ребенка, простые карандаши, цветные карандаши, карточки с разноцветными домиками различной высоты.
Методические приемы:
- Психогимнастика «Подари улыбку другу»
- Мотивация: Королева страны «Математика» просит детей навести порядок в ее королевстве, которое заколдовала злая колдунья
- Игра «Найди лишнюю фигуру»
- Игровое упражнение «Расставьте числа по порядку»
- Игровое упражнение «Расположи правильно дома»
- Игра «Нарисуй картину»
- Игровое упражнение «Скажи наоборот»
- Игра «Магический круг»
- Игровое упражнение «Выложи ковер»
- Рефлексия
Форма работы: подгрупповая
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично!
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Какие времена года вы еще знаете?
Дети: Лето, осень, зима.
Воспитатель: Какие дни недели вы знаете?
Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Воспитатель: Сколько всего дней в неделе?
Дети: Семь.
Воспитатель: Правильно. Молодцы!
Воспитатель: Какой сегодня день недели?
Дети: Вторник.
Воспитатель: Какой день недели будет завтра?
Дети: Среда.
Воспитатель: Какой день недели будет после субботы?
Дети: Воскресенье.
Воспитатель: Как называется время суток, когда вы ложитесь спать?
Дети: день, ночь.
Воспитатель: В какое время суток вас забирают из детского сада?
Дети: Вечером.
Воспитатель: Молодцы!!!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе я нашла конверт, который адресован детям старшей группы № 12. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята группы «Звездочка»! пишет вам королева страны «Математика». Злая колдунья заколдовала меня и жителей моей страны. И теперь в моей стране беспорядок. Я прошу помощи у вас. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей стране».
Воспитатель: Ребята, мы поможем жителям математического королевства?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. Ой, ребята, злая колдунья повесила огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя. Какие геометрические фигуры вы видите на замке?
Дети: Круг, треугольники, квадраты, прямоугольник.
Воспитатель: Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (Дети сравнивают фигуры по форме, цвету, величине).
Воспитатель: Чем фигуры отличаются? Какая фигура здесь лишняя?
Дети: Круг – не имеет углов.
Воспитатель: Молодцы! Замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
А нас ждет первое задание. Давайте сядем за столы.
Итак, 1-ое задание:
Воспитатель: Злая колдунья заколдовала все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на свое место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10).
Воспитатель: Лия, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.
Лия: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
Воспитатель: Василиса, попробуй посчитать по другому – обратный счёт от 10 до 1.
Василиса: Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Воспитатель: Милана, какое число ты поставила между числами 3 и 5?
Милана: Четыре.
Воспитатель: Данис, какое число ты поставил между числами 7 и 9?
Данис: Восемь.
Воспитатель: Диана, назови соседей числа 6?
Диана: Пять, семь.
Воспитатель: Глеб, назови соседей числа 9?
Глеб: Восемь, десять.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с первым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
2-ое задание:
Воспитатель: Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются?
Дети: Это знаки – больше, меньше, равно. А нужны они для того, чтобы сравнивать числа.
Воспитатель: У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить нужные знаки. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Отлично! Математические знаки вспомнили своё предназначение – сравнивать и показывать, какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём. Вставайте из-за столов и выходите ко мне. Нас ждет динамическая пауза!!!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Пола ручками коснитесь.
Сели – встали, сели – встали
И на месте поскакали.
3-ое задание:
Воспитатель: Королева математики очень любит рисовать. И ее замок внутри был украшен картинами, но злая колдунья их украла, и в замке стало грустно и не уютно. Давайте поможем королеве и подарим ей картины. Но рисовать мы будем не обычным способом. И так, вы художники, а я ваш помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я вам буду называть место и изображение, которое вы должны изобразить на этом месте. (Раздается на каждого ребенка картинка-фон)
Воспитатель: Под скамейкой нарисуйте три цветочка, между деревом и скамейкой один гриб, в верхнем правом углу солнце, слева над деревом изобразите два облачка.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.
4-ое задание:
Воспитатель: Королева математики во всем любит порядок. Вот и дома на улицах в математическом королевстве располагались по порядку от самого низкого к самому высокому. На одной улице стояли дома разноцветные с розовой крышей, на другой четырехугольной голубой крышей, а на третьей улице дома были коричневого цвета без крыши. Злая колдунья и здесь навела путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от низкого к высокому, не забыв, что на одной улице дома должны быть с одинаковой крышей. (Дети расставляют дома и описывают их).
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем. Подходите ко мне. Нас ждет динамическая пауза!!!
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
5-ое задание:
Воспитатель: Злая колдунья заколдовала жителей математического королевства при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдунья больше не сможет пакостить, и превратится в добрую волшебницу. У нас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые?
Дети: Совмещать края.
Воспитатель: Как можно назвать каждую из частей круга?
Дети: ½.
Воспитатель: А теперь сложите ещё раз пополам. Как теперь называется полученная часть круга?
Дети: ¼.
Воспитатель: Молодцы! Злые чары сняты!!! А давайте сделаем для нашей уже доброй волшебницы один большой красивый ковёр, выложив узор из разноцветных кругов. С этим ковром волшебница будет творить только добрые чудеса. (Дети выкладывают на столе красивый ковер из разноцветных кругов).
Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злую колдунью превратили в добрую волшебницу. Королева вам очень благодарна за помощь.
Рефлексия:
- Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
- Сегодня все дети работали хорошо, все были активны. Молодцы!!!
(Ответы детей)
Воспитатель: А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот мешочек. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!!!