НОД «Путешествие в страну сказок» для старших дошкольников
Воспитатель МБДОУ № 66 «Дельфиненок»
Цаца Людмила Михайловна
высшая квалификационная категория
Программное содержание:
Материал: игрушка Гномик, «Волшебная книга», карточки из игры «Витаминка», карточки с изображением животных, карточки с изображением эмоциональных состояний, мёд, лимон, карточки-картинки с выражением задач, схема рассказа-описания, листочки с недорисованной посудой, медальки-пиктограммы.
Ход занятия:
Дети проходят, встают в круг
– Я хочу рассказать историю, которая приключилась со мной. Мне было грустно и одиноко и, вдруг, кто-то погладил меня по спине. Вот так! (подходит к каждому ребёнку и поглаживает его по спине). Я обернулась, но никого не увидела. Немного испугалась, но кто-то сказал: «Не бойся! Я хочу с тобой подружиться». Я повернула голову и увидела маленького гномика (появляется игрушка Гномик). Он очень внимательно посмотрел на меня. Вот так! (смотрю на каждого ребёнка по доброму). Спросил: «Почему ты грустишь?». Я не знала что ответить, потому что не знала, какой он. Добрый? Злой? Как это можно узнать? (ответы детей: посмотреть на него, спросить, поиграть…).
– Я так и сделала, а он ответил мне, что он сказочный, волшебный гномик. Гномик приглашает нас в страну сказок. Это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становиться умным, добрым, чутким и внимательным. Гномик нам дарит «волшебную книгу». Хотите отправиться в путешествие? (ответы детей).
– Тогда вперёд.
Дети встают в круг, берутся за книгу, закрывают глаза.
Волшебная книга в сказку веди!
Не дай нам книга ослабнуть в пути.
Ты смелость и свет нам подари
И сказку новую оживи.
Дети открывают глаза, оказываются в сказке.
– Мы попали в страну сказок. Эта страна не принимает хмурых и сердитых. Улыбнёмся как солнышко и скажем друг другу ласковые слова, комплименты (дети по кругу говорят комплименты: «Карина, какие у тебя красивые глаза, как небо»; «Боря, какой ты сегодня смелый»; «Даша, какая у тебя нежная улюбка» и т.д.). Чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.
– Ой, ребята, посмотрите, нам кто-то письмо оставил в «волшебной книге» (читает письмо).
«Ой, вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои! Вы подите-ка немытые домой. Я помою вас водою ключевой».
– Кто это? Из какой сказки? (ответы детей: «Федорино горе»). Послушайте, что пишет Федора (читает)
«Горе у меня! Жила я в «волшебной книге» сказок К.И.Чуковского. Была неряхой такой, что даже посуда от меня убежала. А меня прогнали герои других сказок. Вернуться я смогу только тогда, когда выполню их задания. Одной мне не справиться. А я ведь хорошей стать хочу, хочу домой в сказку свою вернуться».
– Поможем Федоре? (ответы детей).
Дети садятся за столы. Воспитатель открывает первую страницу книги. Читает отрывок из сказки. Дети отгадывают название сказки.
«Приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и паучок, и медведица…» («Доктор Айболит»)
– Айболит заботиться о вашем здоровье и предлагает выполнить первое задание («Витаминка»).
Воспитатель раздаёт карточки с витаминами А, Ц, Е. дети подбирают к витаминам нужные фрукты и овощи. А затем рассказывают, чем они полезны для организма.
– Молодцы! Доктор Айболит прислал ещё карточки-картинки животных, которых лечил (барбос, зайчик, мотылёк, лиса, медведица, корова, волк, паучок, жучок). Сейчас вы по очереди будете показывать картинки, называть первый звук в слове – её названии. Рассказывать, какой он гласный или согласный, а если согласный – мягкий или твёрдый.
– Молодцы. Справились с заданием Айболита. Открываем вторую страничку «волшебной книги» и угадываем название ещё одной сказки.
«Одеяло убежало, улетела простыня и подушка, как лягушка ускакала от меня…»
(«Мойдодыр»)
– Правильно! Мойдодыр тоже приготовил вам задания (дети проходят к доске и садятся на коврик).
– Посмотрите внимательно на доску. На доске 3 картинки с изображением одного и того же мальчика в разных эмоциональных состояниях (указкой показываю на картинки по очереди, дети отвечают: грусть, радость, испуг). Чем они отличаются? (дети: настроением).
– Повторим чистоговорки:
«А-а-а, мыться мне пора»
«У-у-у, от мойдодыра убегу»
«О-о-о, чистое лицо»
– А теперь определите, кто из мальчиков мог так сказать? Подберите каждому подходящую чистоговорку (дети подбирают).
Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь!
Выше, выше потянитесь!
Плечики все распрямите!
Поднимите, опустите.
Сели, встали, сели, встали.
Рук коленками достали.
Все на месте пробежитесь
Всё достаточно, садитесь.
Дети проходят к столам, садятся.
– Открываем следующую страничку книги. В этой сказке праздник. Сколько здесь гостей! Гости дарят имениннице подарки. Узнали? Какая это сказка (ответы детей: «Муха-цокотуха»).
– Муха приготовила вам задание. Возьмите карточки-картинки, придумайте историю и составьте задачу. Подберите к ней выражение (пример) и сосчитайте ответ (3-4 ребёнка рассказывают придуманные ими задачи, зачитывают правильное выражение и ответ, остальные – зачитывают выражение и ответ).
– Молодцы. Справились с заданием. Но Муха-цокотуха пригласила и Федору на свой праздник, да только Федора не смогла выбрать подарок. Поможем ей? (Предлагаю купить подарки в сказочном магазине). Нам не понадобятся деньги. Необходимо назвать как можно больше слов-признаков, тогда товар будет ваш (дети подходят к прилавку, где лежит мёд и лимон и другие подарки).
– Что это (мёд). Какой он? (дети: жёлтый, вкусный, полезный, сладкий, витаминный…).
Отдаю детям мёд. Показываю на лимон.
– Что это? Какой он? (кислый, жёлтый, овальный, сочный, целый…).
Отдаю лимон.
– Вы приобрели в сказочном магазине 2 предмета, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо красиво упаковать. Я приготовила 3 коробочки. На каждой цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в коробочку (дети выполняют задание, раскладывая подарки по коробкам).
– Молодцы. Вечером подарите их Мухе-цокотухе.
Открываем следующую страничку.
– А эту сказку вы узнаете по иллюстрации на картинке (сказка «Тараканище»).
– Помните, как звери: большой и сильный медведь, смелый тигр, огромный носорог испугались маленького таракашечку. Кто же победил таракана, не побоявшись его усов? (Дети: воробей).
Дети садятся за столы.
– Сейчас вы выберете по одной карточке и по схеме расскажите каждый про своё животное. Показывать картинку можно только после того, как мы отгадаем её.
Дети составляют по схеме рассказ описание. Схема – лист разделён на 4 части: 1 – изображение жаркой страны; 2 – холодная страна; 3 – части тела; 4 – мясо, трава (1-2 где живёт? 3 – назвать части тела; 4 – чем питается).
– Молодцы. С этим заданием все справились. А чтобы звери не боялись, чувствовали себя уверенно, верили в себя, назовём их так: Слон – слонище, медведь - …(дети медведище), крокодил - …, волк - …, заяц - …, тигр - … и т.д. (дети отвечают хором).
– Надеюсь, звери больше не будут трусливыми, а станут смелыми как вы. Вот мы и переворачиваем последнюю страницу в книге сказок, а задание в нём такое (достаю листы с заданиями). Поможем Федоре привести в порядок посуду. У нас на листах кто-то начал рисовать посуду, но не успел довести дело до конца. Ваша задача рассказать, чего не хватает в вашем рисунке и дорисовать то, чего не хватает (дети дорисовывают). А чтобы посуда стала красивой и яркой вы после занятия раскрасите.
– Ребята, вы сегодня были смелые, умные, находчивые. Выполнили все задания сказочных персонажей из волшебной книги К.И.Чуковского. А сейчас произойдёт чудо.
Звучит музыка, появляется опрятно одетая Федора с чистой кастрюлей в одной руке и книжкой в другой.
Федора: «Спасибо, дети. Вы помогли мне вернуться в мою книгу. Теперь я всегда буду аккуратная, и посуду буду держать в чистоте. А вам на прощание хочу подарить книгу сказок. Читайте её, будьте добрыми и умными. До свидания» (Федора уходит)
– Дети, к сожалению мы должны покинуть страну сказок. Скорее к «волшебной книге» (дети берутся за книгу).
Волшебная книга! Сказка прошла,
Но сколько чудес она принесла!
Скорее домой книга веди
И всё что узнали, для нас сохрани!
– Вот мы и дома. Гномик нас заждался. Он хочет спросить, понравилось ли вам путешествие. Посмотрите, Гномик приготовил для вас медальки-пиктограммы. Выберите ту медальку, которая соответствует вашей оценке (дети выбирают медальки).
Спрашиваю 3-4 детей, почему выбрали именно эту медальку (ответ Полины – я выбрала медальку отлично, потому что со всеми заданиями справилась, была внимательна).
– Молодцы. Занятие окончено.