Сборник дидактических игр
по
экологическому воспитанию
для детей
младшего дошкольного возраста
Автор-составитель: Баженова Наталья Михайловна,
Воспитатель МБДОУ №116
«Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово
Введение
Дошкольное детство – одно из важнейших этапов формирования личности, ее ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и другим людям.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование
любви к окружающей его природе, в процессе экологического просвещения дети получают базовые знаний о явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Основы экологического воспитания дошкольников заключаются в познании ребёнком
всего живого и воспитании правильного отношения к природе, которое вырабатывается в тесном контакте с ней и предполагает различные формы взаимодействия ребенка с растениями и животными.
Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.
С помощью дидактической игры дошкольники используют свои знания в новых ситуациях. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней,
а также эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей,
создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.
Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.
В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Дидактические игры помогают в живой доступной форме понять природные процессы и взаимосвязи, содействуют достижению физической и эмоциональной гармонии с окружающим миром, помогают создать спокойный, созерцательный настрой.
Использовать дидактические игры можно на прогулках, в организованной образовательной деятельности, а также в свободное время.
Времена года и сезонные явления:
Игра: «Когда это бывает?».
Цель: Закрепить знания о явлениях природы в разные времена года.
Учить подбирать картинку с изображением явления или объекта природы в соответствии с названным временем года.
Ход игры: Ведущий показывает карточку, соответствующую определённому времени года. На игровом поле дети выбирают одно из четырёх времён года, называют его. Далее дети выбирают и называют изображения из предоставленных карточек те, которые соответствуют данному времени года и объясняют свой выбор.
Игра: «Выбери одежду».
Цели: Учить подбирать одежду в соответствии с погодой.
Развивать логическое мышление.
Ход игры: В игре могут играть 4 ребёнка. Игрокам раздают игровые поля. Ведущий показывает маленькую карточку с изображением одежды. Карточку забирает тот, у кого на поле соответствующий сезон. Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками игровое поле.
Игра: «Природа не природа».
Цели: Закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы.
Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением предметов живой и неживой природы и два карандаша (красный и синий). Красным карандашом дети закрашивают объекты живой природы, а синим неживой
Игра: «Кто внимательный?».
Цели: Учить находить ошибки в высказываниях; находить закономерности; расширять знания по экологическому развитию. Развивать память, логическое мышление, внимание.
Ход игры: Воспитатель читает разные высказывания с ошибками, а дети должны найти и исправить ошибку, произнеся высказывание правильно.
-Летом катаются на санках (на велосипеде, самокате).
-Весной собирают урожай (осенью).
-Зимой ходят в футболках (шубах, шапках, валенках).
-Камень, река, горы- это живая природа (неживая).
-Осенью играют в снежки (зимой).
-Зимой идёт дождь (снег).
-Летом с крыш свисают сосульки (весной).
-Весной улетают птицы (осенью).
-Осенью сажают овощи (весной).
Игра: «Маленькое к большому».
Цели: Учить детей соотносить предмет и элементы, его составляющие.
Развивать представление о связи между явлениями неживой и живой природы, умение пояснять свой выбор.
Правила: внимательно рассмотреть разложенные на столе картинки; выбрать одну, определить, что на ней изображено; назвать изображённый объект; положить картинку на соответствующее изображение большого объекта.
Ход игры: К детям приходит любимый персонаж, например, лисичка. Рассказывает, как любит природу, и предлагает детям поиграть в интересную игру. Нужно разложить все картинки из корзинки на большие картины на столе, чтобы они стали красивее. Но раскладывать можно только так, как это бывает в природе: цветы на клумбу, листья на дерево, ведро или шапочка и метла снеговику, капельки и снежинки к тучке.
Животные:
Игра: «Кто где живёт?». Цели: Закреплять знания о животных и местах их обитания. Ход игры: У ведущего картинки с изображением животного, а у детей с изображением мест обитания различных животных. Ведущий показывает картинку с изображением животного, ребёнок должен определить, где оно обитает и если совпадает с его картинкой «поселить у себя».
Игра: «Кто что ест?». Цели: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям «покормить» животных. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для него пищу, ставит картину рядом с животным.
Игра: «Угадай чей хвост?». Цели: Расширение и укрепление знаний о диких и домашних животных. Ход игры: Воспитатель раздает воспитанникам бесхвостых животных, затем по очереди показывает хвостики. Каждый участник называет животное, выбирает для него правильный вариант.
Игра: «Кого не стало?». Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Ход игры: На столе ставятся игрушки диких или домашних животных. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну игрушку. Дети должны назвать кого не стало.
Игра: «Найди маму». Цель: Закреплять названия животных и их детёнышей. Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Нужно соединить линиями детёныша с его мамой и назвать взрослого животного и его детёныша.
Растения
Игра: «Куда села птичка?» Цель: Учить различать дерево, куст, траву, а также части дерева (ствол, ветви, листья), повторить названия птиц. Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть птиц, которые лежат на столе и картинки с изображением дерева, кустика и травы. Дети называют птиц. Воспитатель берёт картинку птицы и садит на ветку дерева (кустика, травы) и просит назвать куда села птица.
Игра: «Составь картинку и назови дерево». Цель: Закрепить знание названий деревьев (берёза, дуб, рябина, сосна, ель). Ход игры: Воспитатель раздаёт разрезанные изображения детям, просит сложить части картинки в единое целое. Сделав задание, ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, какое растение видит.
Игра: «С какого дерева лист?». Цель: закрепить знания детей о названиях деревьев, способствовать развитию умения узнавать растения по листу. Ход игры: Показать детям листья с деревьев и предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с листьями на дереве, имеющими разнообразную форму.
Игра: «Что где растёт?» Цель: учить детей группировать овощи и фрукты. Ход игры: Дети делятся на две команды. Картинки овощей и фруктов раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают картинки овощей и фруктов к соответствующим картинкам (огород, сад). Та команда, которая первой закончила работу, выигрывает.
Игра: «Четвёртый лишний». Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать предметы по признакам. Ход игры: Дети из четырёх предметов, нарисованных на картинках, выбирают один лишний предмет и объясняют почему он лишний.
Литература