Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сборник дидактических игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного во

формировать доброе отношение к миру природы,

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сборник дидактических игр

по

экологическому воспитанию

для детей

младшего дошкольного возраста

Автор-составитель: Баженова Наталья Михайловна,

Воспитатель МБДОУ №116

«Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово

Введение

Дошкольное детство – одно из важнейших этапов формирования личности, ее ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и другим людям.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование

любви к окружающей его природе, в процессе экологического просвещения дети получают базовые знаний о явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Основы экологического воспитания дошкольников заключаются в познании ребёнком

всего живого и воспитании правильного отношения к природе, которое вырабатывается в тесном контакте с ней и предполагает различные формы взаимодействия ребенка с растениями и животными.

Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей.  И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.  

С помощью дидактической игры дошкольники используют свои знания в новых ситуациях. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней,

а также эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей,

создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.

Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.

В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Дидактические игры помогают в живой доступной форме понять природные процессы и взаимосвязи, содействуют достижению физической и эмоциональной гармонии с окружающим миром, помогают создать спокойный, созерцательный настрой.

Использовать дидактические игры можно на прогулках, в организованной образовательной деятельности, а также в свободное время.

Времена года и сезонные явления:

Игра: «Когда это бывает?».

Цель: Закрепить знания о явлениях природы в разные времена года.

Учить подбирать картинку с изображением явления или объекта природы в соответствии с названным временем года.

Ход игры: Ведущий показывает карточку, соответствующую определённому времени года. На игровом поле дети выбирают одно из четырёх времён года, называют его. Далее дети выбирают и называют изображения из предоставленных карточек те, которые соответствуют данному времени года и объясняют свой выбор.

Игра: «Выбери одежду».

Цели: Учить подбирать одежду в соответствии с погодой.

Развивать логическое мышление.

Ход игры: В игре могут играть 4 ребёнка. Игрокам раздают игровые поля. Ведущий показывает маленькую карточку с изображением одежды. Карточку забирает тот, у кого на поле соответствующий сезон. Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками игровое поле.

Игра: «Природа не природа».

Цели: Закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением предметов живой и неживой природы и два карандаша (красный и синий). Красным карандашом дети закрашивают объекты живой природы, а синим неживой

Игра: «Кто внимательный?».

Цели: Учить находить ошибки в высказываниях; находить закономерности; расширять знания по экологическому развитию. Развивать память, логическое мышление, внимание.

Ход игры: Воспитатель читает разные высказывания с ошибками, а дети должны найти и исправить ошибку, произнеся высказывание правильно.

-Летом катаются на санках (на велосипеде, самокате).

-Весной собирают урожай (осенью).

-Зимой ходят в футболках (шубах, шапках, валенках).

-Камень, река, горы- это живая природа (неживая).

-Осенью играют в снежки (зимой).

-Зимой идёт дождь (снег).

-Летом с крыш свисают сосульки (весной).

-Весной улетают птицы (осенью).

-Осенью сажают овощи (весной).

Игра: «Маленькое к большому».

Цели: Учить детей соотносить предмет и элементы, его составляющие.

Развивать представление о связи между явлениями неживой и живой природы, умение пояснять свой выбор.

Правила: внимательно рассмотреть разложенные на столе картинки; выбрать одну, определить, что на ней изображено; назвать изображённый объект; положить картинку на соответствующее изображение большого объекта.

Ход игры: К детям приходит любимый персонаж, например, лисичка. Рассказывает, как любит природу, и предлагает детям поиграть в интересную игру. Нужно разложить все картинки из корзинки на большие картины на столе, чтобы они стали красивее. Но раскладывать можно только так, как это бывает в природе: цветы на клумбу, листья на дерево, ведро или шапочка и метла снеговику, капельки и снежинки к тучке.

Животные:

Игра: «Кто где живёт?». Цели: Закреплять знания о животных и местах их обитания. Ход игры: У ведущего картинки с изображением животного, а у детей с изображением мест обитания различных животных. Ведущий показывает картинку с изображением животного, ребёнок должен определить, где оно обитает и если совпадает с его картинкой «поселить у себя».

Игра: «Кто что ест?». Цели: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «покормить» животных. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для него пищу, ставит картину рядом с животным.

Игра: «Угадай чей хвост?». Цели: Расширение и укрепление знаний о диких и домашних животных. Ход игры: Воспитатель раздает воспитанникам бесхвостых животных, затем по очереди показывает хвостики. Каждый участник называет животное, выбирает для него правильный вариант.

Игра: «Кого не стало?». Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Ход игры: На столе ставятся игрушки диких или домашних животных. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну игрушку. Дети должны назвать кого не стало.

Игра: «Найди маму». Цель: Закреплять названия животных и их детёнышей. Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Нужно соединить линиями детёныша с его мамой и назвать взрослого животного и его детёныша.

Растения

Игра: «Куда села птичка?» Цель: Учить различать дерево, куст, траву, а также части дерева (ствол, ветви, листья), повторить названия птиц. Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть птиц, которые лежат на столе и картинки с изображением дерева, кустика и травы. Дети называют птиц. Воспитатель берёт картинку птицы и садит на ветку дерева (кустика, травы) и просит назвать куда села птица.

Игра: «Составь картинку и назови дерево». Цель: Закрепить знание названий деревьев (берёза, дуб, рябина, сосна, ель). Ход игры: Воспитатель раздаёт разрезанные изображения детям, просит сложить части картинки в единое целое. Сделав задание, ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, какое растение видит.

Игра: «С какого дерева лист?». Цель: закрепить знания детей о названиях деревьев, способствовать развитию умения узнавать растения по листу. Ход игры: Показать детям листья с деревьев и предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с листьями на дереве, имеющими разнообразную форму.

Игра: «Что где растёт?» Цель: учить детей группировать овощи и фрукты. Ход игры: Дети делятся на две команды. Картинки овощей и фруктов раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают картинки овощей и фруктов к соответствующим картинкам (огород, сад). Та команда, которая первой закончила работу, выигрывает.

Игра: «Четвёртый лишний». Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать предметы по признакам. Ход игры: Дети из четырёх предметов, нарисованных на картинках, выбирают один лишний предмет и объясняют почему он лишний.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области