Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 62 «Журавушка»
Программа работы с одаренными детьми
Составитель
Воспитатель Зелинская Оксана Михайловна
г. Нижневартовск
2022
Введение
При работе с детьми для меня важно, чтобы дети понимали новую информацию и могли применять приобретенные навыки и знания на практике. Я ставлю перед собой цель разъяснить новый материал так, чтобы все дети его усвоили. Однако, за годы работы, а именно во время реализации программы «Развитие речи посредствам русских народных сказок», я обратила внимание, что есть дети, которые проявляют больше интереса и более заинтересованы в получении новых знаний. Такие дети проявляют интерес ко многим вещам, задают вопросы, активно высказывают свое мнение, проявляют желание учувствовать в театральных постановках, могут проанализировать прочтенное произведение, пересказать его, дают полные и развернутые ответы на вопросы по прочитанному, им легко дается запоминание стихов, они читают их с выражением. Исходя из этого, я пришла к выводу, что стоит дополнительно работать с одаренными детьми, чтобы развивать их способности и углубить знания в области литературы.
Актуальность:очень важно поддерживать интерес ребёнка к получению новых знаний, поощрять их желание к исследованиям, изучению новых более сложных произведений, заучиванию стихов. Ведь именно с детства закладывается основа и прививается любовь к литературе. Углубление знаний в области литературы помогает ребенку развиваться многогранно; улучшать память, выражать свои мысли грамотно и связано, строить причинно-следственные связи, развивать воображение и т.д.
Цель проекта:создание условий для работы с одаренными детьми для углубления их интереса к литературе
Задачи проекта:
Формы работы с одаренными детьми:
-индивидуальный подход к детям, использование в практике элементов дифференцированного обучения, использованием системы заданий повышенной сложности.
- дополнительные занятия с одаренными детьми, консультации и беседы с родителями о необходимости развития способностей одаренных детей
- участие в различных конкурсах
График работы над проектом:
Этапы реализации проекта | Содержание |
Информационно-подготовительный | Формулируется цель и задачи проекта. Подбор и изучение методической литературы. Предварительная работа с детьми по теме. Ознакомление родителей воспитанников с проектом. Анкетирование родителей. |
Организационно-практический | Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта. Организация непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитанников в ходе реализации проекта. Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта. Просмотр видео, фотоматериалов. Чтение художественной литературы. Драматизация сказок, постановка спектаклей. Выставки книг. Проведение развлечений. Консультации с родителями. |
Итоговый | Подведение итогов. Оформление проектной папки. Итоговое мероприятие. Оценка этапов реализации проекта воспитанников. Анкетирование родителей. Презентация проекта. |
План реализации:
Срок реализации | Тема | Содержание деятельности с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | Подготовка к реализации проекта | Опрос детей по темам «Моя любимая книга», «Мой любимый герой» | Беседа с родителями «Кто такой одаренный ребенок и как развить его способности?» Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома». Родительское собрание, в рамках которого будет оговорена цель проекта и ожидаемые результаты, а также будет обозначена важность участия родителей в реализации проекта |
2 неделя | Чтение более сложных произведений | Бажов П. «Малахитовая шкатулка», Гайдар А. П. «Чук и Гек», Катаев В. «Цветик-семицветик». Беседа с детьми о биографии авторов и истории создания произведений. Беседа «Откуда книга к нам пришла?», говорим с детьми о истории книгопечатанья. Творческое задание для детей «Лети лети лепесток». Каждому ребёнку дают один из лепестков цветика-семицветика и предлагается придумать, какое «полезное» желание они бы загадали и рассказать об этом. Дидактическая игра «Найди сказочному герою его сказку» | Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Домашнее задание для детей и родителей: родителям предлагается прочитать вместе с детьми дома произведение Волков А. «Волшебник изумрудного города», затем выбрать своего любимого героя и подготовиться к обсуждению в группе по теме «Какой герой ваш любимый и чем он вам нравится?». Составление буклета для родителей «Художественная литература для домашнего чтения». |
3-4 недели | Чтение зарубежной литературы | Керролл Л. «Алиса в стране чудес», Трэверс П. «Мэри Поппинс», Верн Ж. «Дети капитана Гранта» (аудиокнига). Беседа с детьми о биографии авторов и истории создания книг. Творческое задание для детей «Новый житель». Детям предлагается придумать и нарисовать нового, необычного жителя, который мог бы в стране чудес. Необходимо будет описать своего героя, как он выглядит (окрас, рост, одежда и т. д), что ест герой, чем обычно занимается, с кем из уже существующих жителей дружит и т.п. Викторина «В гостях у сказки». Учимся пересказывать произведение «Дети капитана Гранта». | Консультация для родителей «Как правильно читать с детьми?» и «Как научить детей пересказывать произведения?» Домашнее задание: родителям предлагается вместе с детьми прочитать произведение Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок». Родителям вместе с детьми предлагается подготовить для пересказа в группе биографию любимого автора. |
5 неделя | Актерское мастерство | Проведение театрального тренинга для детей: Пластический тренинг, игры на имитацию движений, ритмический тренинг, упражнения на внимание, артикуляционная гимнастика, развитие интонационной выразительности, упражнения на предлагаемые обстоятельства, упражнения на развитие эмоций. Театрализованное представление «Красная шапочка» | Беседа с родителями «Почему важно не бояться выступать на публике». Вместе с родителями и детьми идем на экскурсию в театр кукол «Барабашка» и смотрим представление, после чего в группе с детьми обсуждаем их впечатления после спектакля. |
6 неделя | Неделя поэзии | Дидактические игры на развитие памяти. Чтение стихов Лермонтов М «Утес», Пушкин А.С. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый», Некрасов Н.А «Однажды, в студёную зимнюю пору», Есенин А.С «Черемуха». Проведение конкурса чтецов. Артикуляционные упражнения. | Консультация «Как правильно учить стихотворения с детьми». |
7 неделя | Я - автор | Викторина «Путешествие по сказкам». Выполняем упражнение с детьми: по картинкам придумываем свой собственный рассказ. Также детям предлагается придумать свою сказку; дети по цепочке придумывают по одному предложению. Беседа «Кто рисует иллюстрации к сказкам?» | Консультация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста». Родителям предлагается вместе с детьми придумать свою собственную небольшую сказку и рассказать ее в группе. |
8 неделя | Подведение итогов | Итоговая диагностика воспитанников. | Анкетирование родителей. Отзывы родителей о реализации проекта. |
Итоги проекта:
-У воспитанников заметно повысился интерес к чтению художественной литературы; появились личные предпочтения в выборе произведения.
-У детей сформированы представления о том, как появилась книга, кто такой иллюстратор; о книге, как источнике знаний.
-Пополнился литературный багаж воспитанников. Дети могут назвать многие рассказы, сказки, некоторых писателей, факты из их биографии. Различают жанры литературных произведений.
-Дети внимательно, с удовольствием слушают произведения для длительного чтения.
-Дети могут своими словами пересказывать небольшие произведения
-Воспитанники стали быстрее запоминать стихотворения, могут прочитать произведение выразительно, с правильной интонацией
-Дети самостоятельно драматизируют знакомые сказки, охотно принимают участие в спектаклях, более уверенно держатся на публике
-Ребята обсуждают прочитанные произведения и могут выразить свое мнения и дать элементарную характеристику героям
-Прослеживается уровень положительной динамики по вопросу удовлетворенности родителей деятельность дошкольного учреждения
-Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей
-Понимание родителей о роли регулярного чтения художественной литературы для детей.
-Родители стали принимать активное участие в мероприятиях, организуемых в детском саду; стали более открытыми, общительными
-Родители понимают необходимость уделять больше внимания развитию способностей своего одаренного ребёнка