Методическая разработка воспитательного мероприятия
Приобщение к культурному наследию
«Пряничная страна »
Бабич Рыскул Оралхановна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 3 г. Пушкино»
Пушкинского г.о.
2022 год
\
РАЗДЕЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРЯТИЯ:
1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
2. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
4. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
10. Достигнутые результаты
11. Список литературы и источников
12. Приложения
1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
2. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
4. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
10. Достигнутые результаты
11. Список литературы и источников
12. Приложения
Приложение № 1
Пряничная страна
Тематическoе направление – Приoбщение к культурному наследию.
Тема вoспитательнoго мерoприятия – «Пряничная страна».
- Oбoснование выбoра темы(актуальность).
В оснoву МК «Пряничная страна » пoлoжены идеи и пoлoжения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данный МК разрабoтан как цел0стная система введения в мир худoжественных образов, твoрческих oткрытий, сoздающие услoвия для культурного и духовного самоопределения, понимания своего места в системе мировой культуры.
Актуальность данного МК заключается в следующем.
Сладкие пряники - oдно из любимых лакoмств многих пoкoлений нашего народа, но несколько утратилo свою пoпулярность в настoящее время. Пряник – это не просто сладость, искусство пряничного дела - это наша живая, нациoнальная традиция, которую стоит беречь и пoпуляризировать у пoдрастающего поколения.
На Руси пoявились первые пряники окoло IX века, их называли «медовым хлебом», так как мед в них сoставлял почти пoловину кoличества ингредиентов, остальное – ржаная мука и сок ягод. Позже в «медовый хлеб» начали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезённые из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил своё нынешнее название и стал лакомством, известным и любимым нам до сих пор.
В настоящее время искусство пряничного дела возрождается, современные мастерицы и мастера-прянишники восстанавливают старинные рецепты и создают уникальные новые, совершенствуется искусство лепки и росписи пряников. Пряник, сделанный своими руками, по праву считается замечательным подарком, которые порадует не только ребенка, но и взрослого.
К МК по теме «Пряничная страна» для детей начальных классов меня подтолкнуло воспоминание о своем детстве, где традиционным семейным праздничным лакомством были прянички.
Народное творчество по изготовлению пряников, мудрое и прекрасное, учит нас видеть красоту в простом и малом. Стремление сохранить и продолжить наши исконные традиции пряничного дела, привить учащимся начальных классов любовь и уважение к национальной культуре не только в теории, но и путем практического освоения народных промыслов – все это явилось стимулом к разработке и реализации МК «Пряничная страна»
Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).
Обучающиеся 3-4 классов (9-11 лет), учителя, родители.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель: сфoрмировать представление o видах oбрядoвого печенья, научить расписывать пряники, знакoмить с пряничным искусством на Руси, знакомить с русскими обычаями, фoрмирование глубoких и дoверительных отношений детей и родителей в прoцессе сoвместной худoжественной деятельности; фoрмирование основ базовой культуры личности учащегося посредством эффективного взаимoдействия всех участникoв педагогического процесса – педагога, родителей, детей в условиях совместной творческой деятельности, развитие у учащихся чувства патриотизма, уважения к предкам, чувства гордости за свой народ, знакомство с традициями своих предков на примере семейных традиций одноклассников.
Задачи:
Образовательная: познакомить участников с видами обрядового печенья и научиться расписывать пряники, активизировать у учащихся интерес и уважение к прошлому своего народа, к традициям людей.
Развивающая: развивать и формировать навыки учебной деятельности обучающихся через изучение традиций и обычаев.
Воспитательная: возбудить интерес к традициям русского народа, заинтересовать участников МК в продолжении традиций изготовления пряников у себя дома.
Ожидаемые результаты: практическое освоение участниками навыков в рамках транслируемого опыта; повышение педагогической культуры родителей, улучшить взаимопонимание родителей и детей в общей работе, возможность использовать полученные знания.
Планируемые результаты:
- изучение национальных традиций своего народа;
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре родного края;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Тип занятия: комбинированное.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная и коллективная.
Методы: информационный (словесный), иллюстративный.
Межпредметные связи: изо, история, география, русский язык.
Оборудование и материалы: Аппаратура для показа презентации «Пряники», сундук расписной, вырезные пряники, принадлежности для росписи пряников: одноразовые полиэтиленовые пакетики с глазурью, тарелки, салфетки, пряники, эскизы расписных пряников, пакетики с пряностями.
(Встречаем гостей. Звучит русская народная музыка)
Учитель: Ой, Вы гости- господа
Долго ездили? Куда?
Тихо ль за морем, иль худо?
В свете есть такое чудо!
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
В этом тереме живут
Озорные, дружные ребятки!
Учитель: - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пожаловало! Давайте поприветствуем их по-русски.
Дети: -Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать! Милости просим!
Учитель: Мы рады гостям. Наша страна - Россия всегда славилась своим гостеприимством. А что такое гостеприимство?
Дети: Гостеприимство - это радушный, тёплый, вежливый приём гостей, забота о них, желание хорошо накормить и доставить им радость.
Учитель: - А почему в России всегда так любили гостей?
Дети: - Считалось, что гость приносит счастье в дом.
Учитель: - Да, гостям очень радовались и спешили их обогреть, хорошенько угостить, ничего не жалели для гостей. Недаром говорится: "Россия - щедрая душа". А что такое "щедрость"? Кого мы можем назвать щедрым?
Дети: - Щедрый - это тот, кто ничего не жалеет для других, отдаёт всё, что у него есть, всегда готов помочь другим.
Учитель: - Да, русские люди всегда отличались щедростью и гостеприимством.
На Руси говорили: "Умей гостя звать, умей и угощать."
К нам приезжал купец и передал вот этот сундук, в котором находится угощение для чаепития. Но для этого надо отгадать загадки и мы узнаем, что там находится.
ЗАГАДКИ
Сладких ягод аромат
Заманил ту птицу в сад
Перья светятся огнем
И светло вокруг кругом ( Жар птица)
2.Испечен он в печке жаркой из муки.
Сам вкусный, сладкий, мягкий
Ароматный, пряный-
Потому зовется - ….(пряник)
(достать из сундука пряники и раздать детям)
Учитель: Ребята, мы сегодня побываем в Пряничной стране. Познакомимся с историей изготовления пряников, сами попробуем себя в качестве мастеров.
С древних времен на Руси любили пряники. Первые пряники на Руси называли «медовым хлебом» Появились они в 9 веке. Это была смесь ржаной муки , меда и яблочного сока. Позже стали добавлять в медовый хлеб травы и коренья, а 12-13 веке, из Индии привезли пряности ( корица, гвоздика, имбирь, мята, ваниль) и стали добавлять в медовый хлеб. Поэтому медовый хлеб стали называть пряник, от слова «пряность» В 17-19 веках пряничное дело было распространенным народным промыслом. А вы знаете, пряники вначале кушали не все и не всегда. Пряники дарили на крестины, на дни рождения, на свадьбу жениху с невестой, специальные пряники пекли на Рождество - их вешали на ёлку, для Пасхи были свои пряники. Очень много пряников изготавливали для ярмарки и продавали их там. А для царя выпекали огромные пряники. Их даже везли на специальных больших санях. Пряники изготавливались в разных городах России. Пряники существуют трёх видов.
(Учитель показывает иллюстрацию, где представлены фигурки лепных пряников)
Учитель: - Первый вид - лепные пряники.
Ученик : - Лепные пряники - самые древние пряники. Их просто лепили из медового теста в форме животных и птиц так же, как мы лепим из пластилина. Это были фигурки козы, коня, оленя, коровы, тетёрки и другие. Они были похожи на глиняные игрушки.
Учитель: Они назывались "козули". На какое слово похоже? ("коза"). Да, хотя лепили разных животных, но назвали в честь козы, потому, что считалось, что коза - символ богатства и благополучия. Такие пряники лепили в Архангельске, Вологде и других северных городах. В старину говорили: "Без "козули" и праздник не праздник".
Пряник с северных широт,
Вот кто баловал народ!
Весѐлыми зверушками,
«козулями» игрушками.
Пряник клали на порог,
Чтобы был богатым год!
Из Архангельска с морозом
Привозили их обозом.
Из коричневой муки
Очень милые они.
Учитель: Следующий Печатные
Ученик : - Печатные пряники изготавливались с помощью специальных пряничных досок. Их делали из дерева. На них вырезали узоры или слова и отпечатывали их на тесте. А когда пряники были готовы и выпечены, их покрывали сахарной глазурью.
Мы в кондитеров играли
Много сыпали муки,
Мѐд и яйца добавляли,
Пряник русский мы пекли.
Наши прадеды печатный
Пряник называли «знатный»
До сих пор его народ
Любит, к чаю подаѐт.
Учитель: Самые известные печатные пряники (Тульские, Московские, Вяземские, Городецкие, Ржевские). Мастера, которые делали пряники НАЗЫВАЛИ Прянишники. А сейчас называется профессия того, кто выпекает пряники -Пекарь-кондитер.
Учитель: Третий вид пряников - вырезные.
Ученик: Их изготавливали так: раскатывали тесто, а потом специальными металлическими формами вырезали фигурки. Печатные пряники полностью покрывали глазурью, а на вырезных пряниках глазурью рисовали. Глазурь выдавливали из специальных мешочков или тюбиков, как мы выдавливаем зубную пасту. (Глазурь делали из белка и сахара (взбивали) Для цвета добавляли краски растительного происхождения. А сейчас используют пищевые красители)
Учитель : Упоминание о пряниках можно найти в сказках, былинах, пословицах и поговорках.
1.Служат ей бояре и дворяне,
Наливают ей заморские вина,
Заедает она пряником печатным….( «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)
2. Сколько на елочке шариков цветных,
Розовых пряников и шишек золотых…(новогодняя песенка)
3.Не забыт пряник в народных прибаутках, пословицах и поговорках:
"И пряником не заманишь."
"Без работы пряников не купишь."
"Кнутом и пряником."
"Весёлый пряник и под мышкой пролезет."
"Запрём калачом, запечатаем пряником."
"Ребёнку дорог пряник, а старцу покой."
Учитель: А теперь мы немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА ( Игра : «Бояре, а мы к вам пришли» + «Русский нар танец»)
Учитель: Ребята, посмотрите, на слова, расположенные на доске:
ИСТОРИЯ
ТРАДИЦИЯ
ИСКУССТВО МАСТЕРОВ
ПАМЯТЬ
ЛАКОМСТВО
ПОДАРОК
Что можно сказать, используя эти слова на тему:
«Пряники для праздника»
Подходят ли они к слову пряник?
Ученик: 1.Сегодня пряник не только лакомство, но и память об искусстве изготовления пряников в далекие времена.
2.Искусство пряника – живая национальная традиция, как не может иссякнуть родник, дающий начало великой Волге, так никогда не иссякнет народное творчество.
Учитель: А теперь наш класс превращается в кондитерскую мастерскую, а вы ребята, в мастеров кондитеров, которые продемонстрируют нам свое творчество и умение. Каждый из вас раскрасит имбирный пряник Жар птица. Мы будем использовать современные пищевые краски (цветик семицветик)
Но надо вспомнить главное условие при кулинарных работах- это соблюдение санитарно-гигиенические правила, чтобы не получить отравление необходимо тщательно обработать руки влажными салфетками (на столе у каждого ученика)
На столах пряник, который вы будете расписывать. Ваша задача. Как можно красивей и оригинальней расписать пряник. И в конце урока мы оценим ваши работы и посмотрим у кого получился самый красивый пряник.
(Самостоятельная работа детей под рус нар музыку)
Учитель: Посмотрите, какие чудные пряники у нас получились. В наше время пряничное дело, к сожалению, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде, а внешний вид и вкусовые качества пряников в основном далеки от тех, что были привычны для наших не таких уж и далеких предков.
И все же не стоит забывать о том, что и по сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, городецкие, ржевские, архангельские пряники, а значит, есть надежда на то, что мастерство изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, будет продолжать жить и радовать всех – от мала до велика.
Стихотворение
Кто придумал тот секрет,
Точно неизвестно.
Может, бабка, может, дед
Замесили тесто.
Из муки и патоки
Выпекали пряники.
Пряники русские,
Сладкие, мятные,
К чаю ароматному
Угощенье знатное.
Если холод бушевал,
Странников усталых
В дождь и стружу согревал
Чай из самовара.
Ну, а к чаю странникам
Подавали пряники.
Учитель, держа в руках пряник, читает стихотворение:
Есть у нас угощение всем на удивление!
Кушайте на здоровье! Славьте русское хлебосолье!
Милости просим к нашему столу!
Приложение № 2
Приложение №3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. Электронное издание.
2. Глаголева О.Е. «Русская провинциальная старина». Очерки культуры и быта Тульской губернии. Издательство «Ритм», Тула, 2005.
3.Новая технология производства пряников /А.Д. Прокопенко, А.С. Острик, М.Ф. Сталенный, Л.П. Малашевская // Хлебопродукты, 2013. № 11. - С. 27-28.
4. Коновалова М. Этюд о пряниках // Хлебопродукты. №3. 2004.
5. Лупина О. Из истории пряничного дела // Вокруг света. №2. 2002.
6. Малахип В. Пряничные доски // Вокруг света. №2. 2002.
7. Интернет портал: http://supercook.r