Технологическая карта урока по Всеобщей истории
ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»
Королевская Н.В., преподаватель истории и обществознания
Тема урока: | История как наука. Этапы развития исторического знания. |
Тип урока: | Урок открытия нового знания. |
Форма урока | Комбинированный урок. |
Класс: | 10 |
Образовательные ресурсы: | Н.В. Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в. Углубленный уровень.10 класс. О.В.Волобуев, А.А. Митрофанов. История. Всеобщая история. 10 класс. В.И. Уколова, А.В. Ревякин. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. |
Задачи: | Когнитивные: познакомить обучающихся с представлениями об основных этапах развития и становления исторического познания; проанализировать место исторической науки в познании общества. Операциональные: закрепить навык установления причинно- следственных связей; изложения собственной позиции; монологической речи, ведения беседы; закрепить навыки системного анализа, сравнения и классификации; способствовать развитию информационной и исследовательской культуры обучающихся. Аксиологические: способствовать повышению мотивации к изучению истории; способствовать развитию межпредметных связей, овладению навыками самостоятельной учебной деятельности. |
Методы: | Диалогический; объяснительно – иллюстративный; проблемного изложения. |
Оборудование: | Учебник, иллюстративный материал, учебная презентация. |
Основные понятия: | История, Всеобщая история, исторический источник, периодизация. |
Элементы технологий: | Технология группового обучения, коммуникативная технология, ИКТ, технология проблемного изложения. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Компоненты урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД | Формы контроля |
Организационный. | Работа с учебником, рабочей тетрадью | Проверяет готовность к уроку, знакомит с требованиями, предъявляемыми к новому учебному курсу, содержанием учебника, структурой рабочей тетради. - Найдите в учебнике и назовите основные темы курса. - Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения предмета. | Записывают тему и план урока, самостоятельно формулируют задачи курса Всеобщей истории. Знакомятся с учебником, отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение исторических знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу; приобретают умения ориентироваться в учебнике по инструкции. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. | Устный опрос, записи в тетрадях. |
Актуализация знаний. | Беседа по теме: «Наука история». | - Что изучает наука история? - Перечислите виды исторических источников. - Как и в каком виде люди могли передавать знания о прошлом? - Какие общественные функции выполняет история? (задание: составить схему). Предмет изучения истории- человечество, содержание истории – процесс развития человеческого общества, задача – раскрытие направленности этого процесса, его временных и пространственных рамок, закономерностей, движущих сил. Основу предмета составляют исторические источники, ее инструмент – научно обоснованные методики исследования, анализа и интерпретации. История- наука многоотраслевая: история политики, культуры и т.д. По охвату материала она разделяется на историю эпох. История – наука единая, многие ее вопросы решаются во взаимодействии с другими науками. | Аргументируют ответы, обосновывают суждения, приводят доказательства, составляют схему. | Фронтальная, индивидуальная. | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы преподавателя; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, ответов одноклассников). | Устный опрос. Работа в тетради. |
Изучение нового материала. | Беседа: «Этапы развития исторической науки». Задания для групп по теме: «Периодизация истории» | Первые описания истории начинаются во II тыс. до н.э. в Древнем Востоке: в надписях о фараонах, царях, в сюжетах Ветхого Завета. История как наука появилась позднее в Древней Греции. Слово «история» (греч.) - описание, рассказ о прошлых событиях. (VI – V до н.э.). Преподаватель представляет этапы развития исторической мысли от Древней Греции до Новейшего времени (по слайдам презентации), акцентируя внимание на именах известных мыслителей- историков. - Объясните, чем определялось продвижение от одного этапа к другому? - В чем вы видите принципиальные отличия? - Задание группе № 1: Древнегреческая периодизация истории. - Задание группе № 2: Теория периодизации в эпоху Возрождения. - Задание группе №3: Теория периодизации в эпоху Просвещения. - Задание № 4: Современные теории периодизации истории. Обобщающий вопрос: - В чем вы видите основные особенности периодизации? - На чем основана периодизация в разные эпохи? Преподаватель рассказывает об антропологической периодизации (по слайдам презентации). Преподаватель акцентирует внимание на особенностях археологической периодизации (по слайдам презентации). Обобщающий вопрос: - На чем основана антропологическая периодизация и археологическая? - Какая периодизация на ваш взгляд более точная? - Развитие каких наук необходимо для точной исторической периодизации? | Фиксируют основные этапы, пройденные исторической наукой. Аргументируют ответы, обосновывают суждения, приводят доказательства. Анализируют учебный текст, делают выводы, формулируют ответы. | Фронтальная, индивидуальная. Индивидуальная. Групповая. | Познавательные общеучебные: ориентируются в учебном материале презентации; логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об эволюции исторического знания. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Устный опрос. Работа в тетради. Анализ текста учебника, дополнительных источников. |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | Беседа | - Какую важную информацию мы рассмотрели на уроке? - Каково место исторической науки в познании общества? - Каковы проблемы и теории периодизации истории? - Закончите определение «История – это наука…». Задание для самоподготовки: | Формулируют итоги урока, дополняют друг друга, корректируют ответы, дают самооценку своей учебной деятельности. Задают уточняющие вопросы по организации заданий для самостоятельного выполнения. | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: ориентируются в дополнительном материале, осуществляют поиск информации для самостоятельного выполнения заданий. | Самооценка. |
Список литературы: