Геймификация на уроках в начальной школе в условиях цифровой среды обучения
Кожумратова Т.В.
выступление на МО учителей начальных классов
Что такое геймификация?
Геймификация — это дизайн любых процессов, ориентированных на человека и оптимизированных под его эмоциональное состояние, чувства, мотивацию и вовлеченность.
Цель: повышение вовлеченности обучающихся в решение задач обучения.
Основные аспекты геймификации
Динамика — создание относительно простого и понятного сценария игры, который обеспечит вовлеченность всех участников игры.
Эстетика — создание общего игрового впечатления при помощи атрибутики, звукового сопровождения, тональности и эмоциональности речи ведущего, а также посредством расстановки мебели.
Механика — набор игровых действий, направленных на достижение поставленной цели (переход на новых уровень, накопление необходимого количества баллов, поиск разгадки).
Социальное взаимодействие — набор техник, который обеспечивает общение между участниками для достижения цели игры. Детальная проработка кооперации и коллаборации внутри игры.
Правила геймификации для начальной школы
1. Понятные и простые правила. Если ребенок понимает, по каким правилам функционирует игра, то ему легче включиться в нее.
2. Визуализация всех процессов повышает уровень комфорта и безопасности во время игры.
3. Простые игровые действия и алгоритмы. Сложность игры снижает вовлеченность и интерес большинства участников.
4. Отсутствие соревновательности и исключения участников из игры. Сценарий должен подразумевать совместную игру на всех этапах.
Продолжительность игры зависит от ее уровня сложности. Чем она легче, тем меньше продолжительность; чем сложнее, тем больше времени на нее требуется. Увеличение длительности может сильно снизить динамику игры и урока в целом.
Основные механики геймификации
Сбор наборов — сбор волшебных предметов, информации, знаний. На Учи.ру, например, есть «Комната Гриши», которую учащиеся могут обустроить по своему вкусу. Чтобы купить мебель или элементы декора, детям необходимо решать карточки.
Сбор цепочек — последовательное выполнение действий, где каждое следующее невозможно произвести без предыдущего. Примером может служить программа по любому предмету на Учи.ру, где ученик выполняет задания последовательно и не может пропустить ни одно из них.
Сбор целого из частей: игровые действия демонстрируют отдельные случаи того или того процесса или явления, а в конце формулируется вывод-правило. Именно по такому принципу созданы обучающие карточки на Учи.ру, где ребенок постепенно открывает отдельные примеры того или иного правила и в конце формулирует вывод.
Карточки задач — дополнительное игровое действие, которое выполняет незапланированный запрос от участников. На Учи.ру, если ребенок допускает ошибку при выполнении задания, система предлагает ему дополнительное упражнение для закрепления навыка.
Карточки условий — наличие необходимого образовательного результата для перехода на следующий уровень.
Появление ресурсов подразумевает подсказки или волшебных персонажей, которые позволяют изменить уровень сложности игры. На Учи.ру продумана система подсказок и наводящих вопросов, которые помогут ребенку правильно выполнить все задания в карточке.
Карта с остановками — сценарий бродилки, где участникам необходимо выполнить на остановке определенное задание-действие.
В разделе «Внеурочная деятельность» на Учи.ру можно найти множество тематических игр с остановками. Например, «Здоровье», где представлены задания по окружающему миру, описывающие здоровые привычки и рекомендации для хорошего самочувствия.
Постепенное открытие поля: участники видят масштабы игрового поля, количество секторов, которые отрываются постепенно.
Свободный сбор под задание — различные комбинации предыдущих механик.
Внеурочная деятельность на Учи.ру
Расширение игровых сценариев. Если у ребенка небольшой игровой опыт, то ему сложно самостоятельно придумать игру. Во время занятий на платформе Учи.ру ученик запоминает интересные ему механики и сюжеты, а затем переносит их в реальность. Например, игра «Здоровье» демонстрирует механику загадывания загадок для перехода на следующий уровень, которую ребенок может использовать в повседневной жизни.
Появление субъектной позиции. Подразумевает инициативность ребенка, то есть он становится не просто участником игры, но и организатором. Например, в рамках игры «Здоровье» есть задание про зарядку, где после выполнения простых физических упражнений поднимается «уровень здоровья». На уроке можно попросить детей показать свои тренировки, которые поднимут шкалу еще выше.