Скоро в школу…
Краськова Марина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 64»
г.Новокузнецк
Приближается то время, когда ваш ребёнок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает много волнений и вопросов: как подготовить ребёнка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в 6 или 7 лет отдать его в первый класс и так далее. Однозначного ответа на эти вопросы нет – каждый ребёнок индивидуальный и особенный. Но одно можно сказать точно - готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет хорошим подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Важно дать не только базовые навыки для успешного освоения письма, чтения, счёта, но и научить ребёнка взаимодействовать со сверстниками и учителем, обеспечить развитие речи. Большую роль в подготовке к школе играет и познавательный интерес будущего первоклассника. Готовя ребёнка к первому году обучения, надо учитывать и оценивать его физические, нравственные, психологические и мыслительные критерии готовности. Эти компоненты тесно связаны между собой, пересекаются друг с другом и должны гармонично сочетаться в ребёнке. Если что-то не развить или развито не в полной мере, то это может послужить созданию проблем в его обучении и в общении. Ведь с первым звонком для ребёнка начинается новая жизнь, которую и надо нам, взрослым, максимально облегчить.
Итак, критерии готовности ребёнка к школе подразделяются на физические, нравственные, мыслительные, и психологические.
Физическая составляющая включает в себя: состояние здоровья, физическое развитие, развитие анализаторов, развитие мелкой моторики, координация движения, готовность организма к учебным нагрузкам (по возрастным нормам). К современным ученикам предъявляются серьёзные требования, поэтому важнейшим условием является здоровье. Для часто болеющих первоклассников со слабой нервной системой школьная нагрузка быстро становится непосильной. Поэтому лучше не торопиться отправлять ребёнка в школу.
Нравственная готовность-это умение строить отношения с учителем, умение общаться со сверстниками, проявлять вежливость, сдержанность, послушание, по возможности объективно относиться к себе (отсутствие заниженной самооценки).
Мыслительная составляющая предполагает ориентирование ребёнка в окружающем мире, использование запаса его знаний по жизненной ситуации, желание узнавать новое, наличие любознательности, развитое воображение, наблюдательность, развитие образных представлений, развития речи и мышления, хорошую память.
В психологической готовности к школе психологи выделяют у детей мотивационную сферу, интеллектуальное развитие, произвольное поведение, развитие речи и развитие фонематического слуха. Не готовый в этом плане ребёнок не может сосредоточиться на поставленной задаче, часто отвлекается, испытывает трудности в общении со взрослыми и сверстниками, не может включиться в общий режим работы коллектива, выбирает, как правило, шаблонные действия и решения, проявляет мало инициативы.
Анализируя все критерии готовности ребёнка к школе, родителям следует помнить:
Нельзя сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей.
Нельзя принуждать ребёнка работать на «оценку».
Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Учите ребёнка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова «потому что», «если, то», «поэтому».
Учите ребёнка задавать вопросы. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
Учите ребёнка разговаривать с разными людьми, читать, рисовать, работать с природным материалом, играть в подвижные и настольные игры.
В дошкольном детстве должно быть достаточно времени для отдыха и игр с детьми, занятий спортом и творчеством, семейного досуга.
С точки зрения содержания занятий, нет разницы, как готовиться к школе. И бабушка, и репетитор, и учитель «дошколки» может дать необходимые знания. Однако, ребёнку, который подолгу привыкает к новой обстановке, легче адаптироваться к школе после очных занятий с будущей учительницей. Дети, посещающие детский сад на протяжении нескольких лет, систематически занимаются, расширяют кругозор, общаются со сверстниками и взрослыми. Но « Быть готовым к школе – не значит читать, считать и писать. Быть готовым к школе, значит быть готовым всему этому научиться», считал детский психолог Л.А. Венгер, с мнением которого я абсолютно согласна.