МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2022 года протокол № 1
Председатель ______Р.Г.Чередниченко
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Золотое Ожерелье планеты» - 45 параллель
(спортивно-оздоровительное направление)
Срок реализации программы – 1 год
Программа внеурочной деятельности детей 13 лет
Составитель:
Бойкова Елена Владимировна
учитель химии
cт. Отрадная
2021-2022 уч. Год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка « Золотое ожерелье планеты- 45 параллель» разработана в соответствии с ФГОС по географии, на основе примерной программы и моих собственных заметок путешественника , которые мне , как учителю географии удалось зафиксировать при посещении интересных мест нашей планеты, она является актуальной в настоящее время и обладает новизной в плане изучения и освоения практического материала по географии. Считаю, что разработанная мною программа ориентирована на повышение уровня заинтересованности учащихся изучать нашу Родину, познавать новые материки и страны, уклад жизни обитателей изучаемых пространств, географическую характеристику местности и применять знания на практике на уроке и во внеурочное время, а также усиление профессиональной ориентации молодёжи и привитию интереса к профессиям географической направленности , приобщение к трудовой и практической деятельности благодаря составлению маршрутов исследования нашего края, а также поможет в работе по формированию у школьников универсальных учебных действий и основ информационной грамотности. Внеклассная работа по географии в школе позволяет в единстве с учебно-воспитательным процессом на уроке комплексно решать задачи повышения качества знаний школьников и привитию интереса к предмету география, развитию патриотических качеств и любви к Родине.
Задачи курса:
углубление и расширение географических знаний среди учащихся кружка и школы,
привитие ученикам навыков работы в команде, составлению интересных маршрутов и их реализации, а также привитие умения работы с научно –популярной литературой и картами по географии,
обучение навыкам изготовления учебно-наглядных пособий для кабинета географии,
приобщение учащихся к проведению предметных недель и олимпиад с использование знаний полученных в походах, а также проведение новых интересных экскурсий по району,
проведение творческих встреч с путешественниками из других районов, обмен информацией, сбор групп для коллективных походов по краю.
Содержание внеурочного курса основано на проведении подготовительной работы и разработке и изучении наиболее интересных мест края и Крымского полуострова, которые находятся на 45 параллели по праву считающейся Золотой параллелью мира и имеет прикладной характер и практическую направленность. Курс предназначен для учащихся 8-х классов интересующихся географией. В процессе данного курса происходит расширение и углубление предметных знаний по географии, экологии, биологии, геологии, развитие общих приёмов интеллектуальной и практической деятельности. Длительность элективного курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
1.Предметные:
Изучение географических обьектов находящихся на 45 параллели - "линии жизни",самого благоприятного места на планете для жизни. Северный полюс имеет широту 90 градусов, а Экватор принят за нулевую параллель. Между ними равноудалённой является 45 параллель, которую называют "золотая параллель". Она пересекает Европу, Азию, Тихий океан, Северную Америку и Атлантический океан, на 45 параллели находится большое количество храмов, монастырей, церквей возведённых в средние века, базируется космодром Байконур. На этой широте Солнце видно в течение 15 часов, 37 минуты в течение летнего солнцестояния и 8 часов, 46 минуты во время зимнего солнцестояния.
2.Метапредметные.
Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков диалектически анализировать учебный или любой другой материал, сравнивать объекты, факты, явления.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
3.Личностные.
Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний.
После изучения программы « Золотое ожерелье планеты- 45 параллель» учащиеся :
Научатся:
проводить широкий спектр исследований по географии предложенной местности, изучать обьекты находящиеся на пути их следования, а также осуществлять научно-исследовательские проекты, способствующие решению и освоению межпредметных задач по географии и геологии.
Получат возможность научиться:
Составлять увлекательные проекты и маршруты путешествий по Золотой середине планеты Земля:
по измерению расстояний до обьектов следования, температуры и влажности в соответствии с нормами ПДК , с помощью регистраторов, которые производят до 100000 замеров в секунду и передают полученные данные на другие устройства и компьютеры посредством беспроводных соединений Wi-Fi, подключив такой регистратор к мультимедийному проектору ученик сможет демонстрировать результаты своих экспериментов всему классу.
знать (репродуктивный уровень) основные географические термины, определения явлений и процессов;
уметь (эвристический и исследовательский уровни) объяснять причинно-следственные связи между географическими явлениями и процессами;
оценивать процессы и явления на основе комплекса критериев;
используя теоретические знания, осуществлять практические операции: ставить эксперимент и осуществлять его результаты и использованием карт атласа.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. 45-я параллель северной широты. Введение. 32 ч
Тема1.Понятие о Золотой параллели. 1ч
Социологический опрос, знакомство с учащимися: (чему хочешь научиться на кружке “ «Пилигримы 45 параллели»?)
Тема 2.Правила поведения в кабинете географии и на территории школы, техника безопасности. 1ч
Вводный Инструктаж по технике безопасности при работе в кабинете географии и работе с географическими обьектами.
Тема 3. Знакомый и неизвестный Краснодар.3ч
1.Парк Галицкого. В декабре 2017 года парк стал лауреатом всероссийской премии в области архитектуры и дизайна «Приметы городов», победив в номинации «Общественное пространство». Проект парка разработан немецким архитектурным бюро «Gmp International». На площади в 22.7 гектара расположены 30 тематических зон: смотровые площадки, верёвочный парк, музыкальный и водный лабиринты, скалодром, скейт-парк, фонтаны, летний амфитеатр, кафе и многие другие объекты для развлечений и комфортного отдыха. Вся территория имеет оригинальную подсветку, которую обеспечивают около двух тысяч светильников. В парке высажено более 2300 взрослых деревьев разных пород.
2.Парк Солнечный остров. Солнечный остров (ранее — «„Парк 40-лет Октября“») был организован 12 ноября 1959 года на базе питомника и цветочного хозяйства треста «Горзелентрест». Но ещё в начале ХХ века этот земельный участок начал активно засаживать и благоустраивать его владелец — местный предприниматель А. Н. Роккель. В процессе развития парк стал не только зелёной зоной города с растительностью, представленной 90 видами и формами древесно-кустарниковых пород и цветочными клумбами, но и крупным развлекательным центром. Является памятником природы.
3.Памятник 45 параллель. Краснодарское региональное отделение Русского географического общества установило памятник в Краснодаре. Композиция расположена на ул.Захарова в месте прохождения 45-й параллели, равноудаленой от Северного полюса и экватора. Она посвящена 175-летию Русского географического общества. Памятник представляет собой трехметровый бронзовый земной шар с выделенной параллелью, на которой золотом отмечены наиболее известные города мира, расположенные на ней. Рядом с Краснодаром можно увидеть итальянский Турин, американский Миннеаполис, французскую агломерацию Бордо и канадскую Оттаву. На гранитном постаменте установлена табличка с надписью "45 параллель" на двух языках: русском и английском.
Тема 4.Ставрополь.5ч
1.Ботанический сад Ставрополя невероятно богат растениями и цветами из различных природных местностей и является самым большим ботаническим садом в Ставропольском крае.
2.Комсомольский пруд - излюбленное место отдыха горожан в летнее время. Изнывая от пыльной духоты города, люди спускаются к пруду, чтобы поплескаться в его водах, поиграть в волейбол на пляже. Хотя бы один раз за лето окунуться в Комсомольском пруду - это святая обязанность каждого жителя Ставрополя.
3.Улица 45 параллель-45 параллель на карте проходит ровно посередине между Северным полюсом и экватором. Именно на ней расположена знаменитая улица 45 параллель, протяженность которой составляет 2,5 км. Просторная и многолюдная улица в юго-западном районе Ставрополя почти совпадает с незримой линией, разделяющей нашу планету. На месте ее пересечения с ул. Пирогова установлен оригинальный памятный знак в виде миниатюрной копии земного шара.
4.Татарское городище-Крупнейший объект археологии Предкавказья - музей-заповедник «Татарское городище»располагается на площади 200 гектаров. Он чудом сохранился на территории реликтового леса недалеко от Ставрополя. По территории Татарского городища когда-то проходил Великий Шелковый Путь. В музее под открытым небом есть удивительной красоты уголки заповедной природы, в том числе травертиновый водопад. Травертин, или известковый пуф, под действием воды образует причудливый рельеф из пещер, уступов и террас. К этому месту можно добраться за 15 минут по извилистой лесной тропинке, начало которой находится в районе СтавНИИГиМ (Ставропольский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации). Маршрут отмечен красными стрелками на деревьях.
5.Холодные родники-Это тихое, уютное местечко в западной части города - в Таманском лесу - является любимым местом отдыха горожан. Комплекс из нескольких бассейнов под открытым небом отлично благоустроен.
Тема 5.Армавир. 5 ч
Тема 6.Новокубанск.6 ч
2.Раздел: Путеводитель по Крыму. Введение. 12ч
В Крыму на горе Клементьева, на территории Центра планерного спорта «Коктебель» на центральном камне в 2009 году была укреплена табличка с координатами места — 45 градусов 00 минут северной широты — и текстом: «В этом месте проходит 45-я параллель — Золотая середина планеты Земля. Отсюда — одинаковое расстояние до Экватора и Северного полюса (примерно по 5 тыс. км в каждую сторону)»…
Пять тысяч на север, пять тысяч на юг,
В полёте окинешь ты взглядом.
Духовный наш центр — родной Коктебель,
С гармонией сердца ты рядом.
В 1925 году в путеводителе «Крым» опубликована статья Максимилиана Волошина«Культура, искусство, памятники Крыма». Особого внимания в статье заслуживает рассказ о проекте железной дороги Крыма, проходящей по 45-й параллели.
Тема 1. Самый мощный телескоп для астрономических наблюдений за звёздами, был построен на 45-параллели — Золотой Середине планеты Земля, в советском Крыму 1ч.
Тема 2. Центр управления космической связи, в Советском Союзе недалеко от Евпатории в Крыму был построен и работал бесперебойно благодаря стабильно ясной погоде и чистому небу.1ч
Тема 3.Космодром Байконур тоже построен примерно на 45-й параллели северной широты. Равная удаленность от экватора и северного полюса обеспечивала не только удобство в выводе космических кораблей на орбиту, но и хорошую космическую связь и слежения за полётом..1ч
Тема 4. Использование демонстрации фильма « Крым наш» о постройки моста с последующим обсуждением фрагмента.1ч
Тема 5. Женский монастырь Святой Параскевы близ села Тополевка (Белогорский район). Церковь точно на 45-й параллели, и место для монастыря было выбрано в лесной зоне. И нет никаких данных о том, что здесь когда-то был поселок или вообще жили люди. 1ч
Тема 6. Свято-Никольский храм в селе Мазанка под Симферополем в Крыму. Здесь ранее не было никаких сёл, и только русские отставные солдаты основали здесь в 1784 году «Слободу Санкт-Петербургския мазанки», и место для храма явно было выбрано не случайно.. 1ч.
Тема7. Церковь средневекового армянского монастыря Сурб Хач (близ Старого Крыма) оказывается построена в точке, равноудаленной от экватора и полюса — и тоже в глухом лесу.
Неизвестно, каким образом люди выбирали места для храмов — были ли у них такие хорошие астрономические инструменты или же люди выбирали эти места «сердцем»? Крымские сёла и постройки монастырей могут быть на сотню метров чуть севернее или южнее 45 параллели, но вот места церквей ошибок не знают!».. 1ч.
Тема 8. Сакское озеро – бессточное солёное озеро в городе Саки, в 19 км от Евпатории. Координаты: 45° 7‘ 33.99″ N 33° 33’ 43.62″ E.В этом месте природа создала редчайшую кладовую целительных ресурсов Крыма. Грязи (иловые сульфидные приморского типа). Лечебная грязь Сакского озера — гигантская природная лаборатория, где готовится чудодейственный бальзам, известно с глубокой древности. Подобно другим солёным озерам Крыма, оно мелководное, наибольшая его глубина около 1 метра. Длина озера около 5 км, ширина от 0,5 до 2 км.. 1ч.
Тема 9. Практическая работа: Создание макета - Гора Кубалач, в Белогорском районе. Здесь на самом высоком массиве Внутренней гряды Крымских гор произрастает цикламен Кузнецова. К природным феноменам 45 параллели можно отнести этот красивый цветок — абсолютный уникум в обширном семействе цикламенов, редчайший эндемик Крыма, получивший имя в честь известного учёного-ботаника. В естественном состоянии цикламен Кузнецова растет только на Кубалаче. 1ч
Тема 10. Практическая работа: Феномен 45 параллели — источник Ак-Су — «Белая вода», напоминающий легендарное Беловодье — Шамбалу. По одной из версий, мифическую обитель свободы и мудрости Шамбалу искали в огромной горной стране Гоби, протянувшейся по 45 параллели северной широты. 1ч.
Тема 11. Практическая работа: Создание макета -Храм солнца на карте Крыма. GPS Координаты: 44°24’24″N, 33°44’34″E Широта/Долгота.
Точно сказать о времени и происхождении Храма Солнца никто не может. Геологи утверждают, что Храм солнца появился в результате землетрясения и разрушения горы Ильяс-Кая (Гора Ильи), обломки которой случайно распались в форме гигантского каменного цветка. Эзотерики видят в этом месте инопланетную обсерваторию, заявляют, что в храме Солнца проходят мощные потоки космической энергии. На вершине Ильяс-Кая стоял православный храм Святого Ильи, построенный византийскими греками на 45 параллели, место это намоленное веками, и обладает сильной энергетикой. К остаткам разрушенного турками христианского монастыря Святого Ильи можно подняться по хорошо заметной протоптанной туристами и паломниками тропе. На вершине горы Ильи можно обойти каменный фундамент монастыря, прикоснуться к истории, с высоты полюбоваться окружающим пейзажем.. 1ч
Тема 12. Практическая работа: мыс Сарыч- самый Южный уголок Крыма.1ч
Разделы программы | Темы занятий | Количество часов | Формируемые УУД |
Раздел 1. 45-я параллель северной широты. Введение. 32 ч | Тема1.Понятие о Золотой параллели. 1ч | 1 | Познакомиться с целями и назначением кружка, географическим оборудованием рабочего места. Обсудить значимость географических знаний в повседневной жизни человека, иметь представление об основном методе науки – исследовании. |
Тема 2.Правила поведения в кабинете географии и на территории школы, техника безопасности. 1ч | 1 | Изучить правила по технике безопасности при работе в кабинете географии | |
Тема 3. Знакомый и неизвестный Краснодар.3ч | 3 | ||
Тема 4.Ставрополь.5ч Тема 5.Армавир. 5 ч | 5 5 | Регулятивные УУД: умение определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, график); Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | |
Тема 6.Новокубанск.6 ч | 6 | Изучить правила по технике безопасности при работе с планшетами. | |
2.Раздел: Путеводитель по Крыму. Введение. 12ч | Тема 1. Самый мощный телескоп для астрономических наблюдений за звёздами. | 1 | Тб при посещении мест скопления людей. |
Тема 2. Центр управления космической связи | 1 | Изучить правила по технике безопасности при работе с лабораторией Einstein. | |
Тема 3.Космодром Байконур. | 1 | Изучить правила по технике безопасности при работе с лабораторией Einstein. | |
Тема 4. Использование демонстрации фильма « Крым наш». | 1 | Изучить правила по технике безопасности при работе с лабораторией Einstein и датчиками внешними. | |
Тема 5. Женский монастырь Святой Параскевы близ села Тополевка. | 1 | Тб при посещении мест скопления людей. | |
Тема 6. Свято-Никольский храм в селе Мазанка | 1 | Закреплять практические навыки. Уметь излагать полученный при исследовании материал доходчиво для окружающих. | |
Тема7. Церковь средневекового армянского монастыря Сурб Хач (близ Старого Крыма) | 1 | Знать и понимать значение памятников культуры в природе и жизни человека. | |
Тема 8. Сакское озеро – бессточное солёное озеро в городе Саки | 1 | Знать и понимать значение соляных озёр в природе и жизни человека. Уметь составлять графики и диаграммы. | |
Тема 9. Практическая работа: Создание макета - Гора Кубалач, в Белогорском районе | 1 | Закреплять практические навыки. | |
Тема 10. Практическая работа: Феномен 45 параллели — источник Ак-Су — «Белая вода», напоминающий легендарное Беловодье — Шамбалу | 1 | Знать и понимать сущность процессов растворения веществ в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя. | |
Тема 11. Практическая работа: Создание макета -Храм солнца на карте Крыма. | 1 | Закреплять практические навыки. Уметь исследовать , проводить эксперимент, составлять графики и диаграммы на основе полученных данных. | |
Тема 12. Практическая работа: мыс Сарыч- самый Южный уголок Крыма.1ч | 1 | Закреплять практические навыки. Уметь исследовать географические обьекты и воссоздавать их на практике. | |
Итого 34ч |
Методические рекомендации для педагогов по реализации программы «Золотое ожерелье планеты-45 параллель»
Наименование раздела программы | Рекомендации при проведении занятий |
Раздел 1. 45-я параллель северной широты. Введение. 32 ч | Для успешной реализации предложенной программы на занятиях курса необходимо наличие географического дневника наблюдений или маршрута путешествий,самостоятельно подготовленного учащимися в который ребята фиксируют данные проведённых исследований и путешествий, используя методическое пособие для учащихся , ученики могут изучить разновидности регистраторов данных и их основные характеристики, внешние датчики и их основные характеристики, возможности использования цифровых лабораторий в образовательном процессе, а также обзор Интернет ресурсов, посвященных цифровым лабораториям (EinsteinWorld, GlobalLab) все данные будут фиксировать в дневник наблюдений. В курсе программы осуществляется реализация проектов GlobalLab и интеграция со всемирными сообществами учителей. |
2.Раздел: Путеводитель по Крыму. Введение. 12ч | На втором этапе освоения курса, реализуется практическая направленность программы по Крыму, а в частности разрабатываются и оформляются туристические иэкскурсионные маршруты по Крыму, осуществляется подбор и оборудования и снаряжения, защита творческих проектов в ходе конференции «Экскурсионно-туристические маршруты Крыма» |
Возможность гибкого планирования с учётом динамики посещаемости программы обучающимися (лист корректировки рабочей программы)
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |