Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта изучения темы " Проценты"

Использовать полученные знания для прогнозирования доходов на основе 1. Знаний о процентах 2. Понимания представления процентов десятичными дробями и дроби в процентах, нахождения процента от числа и числа по его процентам, нахождение процентного отношения. 3. Умения работать с понятием проценты.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Чалкова Людмила Владимировна, учитель математики Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Северного района Новосибирской области Бергульской основной школы

Технологическая карта изучения темы в виде таблицы

Тема, число отведённых на тему часов

Проценты. 6 часов

Цель темы

Использовать полученные знания для прогнозирования доходов на основе:

1. Знаний о процентах;

2. Понимания представления процентов десятичными дробями и дроби в процентах, нахождения процента от числа и числа по его процентам, нахождение процентного отношения.

3. Умения работать с понятием проценты.

Основные понятия темы

Процент, процент от данного числа, число по его проценту, процентное отношение чисел

Планируемые результаты

Личностные

- определять потребности в освоении темы «Проценты»;

- проявлять интерес к решению практико- ориентированных задач;

- осознавать успешность своей деятельности.

Предметные

- записывать проценты в виде десятичной дроби и десятичную дробь в процентах;

- находить, какой процент составляет одно число от другого;

- находить процент от данного числа;

- находить число, зная процент от него;

- оценивать в процентах увеличение или уменьшение заданного числа.

Метапредметные

Регулятивные: уметь

- определять и формулировать цель урока; понимать учебную задачу урока;

- анализировать собственную работу: соотносить план действий решения заданий с оценкой по их выполнению, находить и исправлять ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные: уметь

- определять значение и смысл понятия процент;

- аргументировать свой ответ с использованием терминологии;

- анализировать и объяснять текст задачи, извлекать необходимые данные, с помощью схем, рисунков, реальных предметов, уметь смоделировать условие.

Коммуникативные: уметь

- внимательно слушать и слышать одноклассников и учителя;

- аргументированно отвечать на поставленный вопрос;

- понимать и принимать другую точку зрения;

- организовать учебное взаимодействие при работе в паре;

- участвовать в совместном диалоге;

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

Универсальные учебные действия

Личностные

самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка),

смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и незнания),

морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, на основе децентрации, оценка своих поступков).

Регулятивные

умение определять и формулировать цель урока; понимать учебную задачу урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; высказывать свое предложение.

Познавательные

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, делать выводы; ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке),умение создавать, применять схемы, рисунки для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные

умение выражать свои мысли, вступать в диалог, владеть монологической и диалогической речью; слушать и понимать других, принимать точку зрения партнера; планирование совместного сотрудничества, работать индивидуально и в группе, разрешение конфликтов; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Межпредметные связи

Химия: процентная концентрация,

Экономика: понятие процентной ставки,

Статистика: чтение диаграмм

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная

Ресурсы

Информационный материал: учебник

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация

Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями

Информационные ресурсы:

«Школьный помощник»: http://school-assistant.ru/

 «Школьная математика»: http://math-prosto.ru/index.php

«ЯКласс»: http://www.yaklass.ru

Тесты:https://onlinegdz.net/test-po-matematike-5-klass-vilenkin-razdel-procenty/

Информационно – поисковая система задачи на тему «Проценты».http://mat-zadachi.ru/5-class/zadachi/procenti.php

Технология изучения темы

I этап. Самоопределение в деятельности

Цель: вызвать интерес к изучению темы «Проценты»

Проблемная ситуация

Вклад в банке составляет 10000 рублей и может пополняться без изменения процентной ставки в 12%. Вкладчик через полгода после первоначального взноса пополнил свой вклад 1000 рублей, а затем пополнил его еще раз через три месяца и тоже 1000 рублей. Какой доход получил вкладчик через год? Был бы его доход больше, если бы он оформил вклад с процентной ставкой 13 %, но без права его пополнения?

- Ребята, помогите вкладчику сосчитать какой доход он получит через год.

- Почему возникли затруднения? (Мы не знаем, что такое процент.)

- Какую цель поставим на уроке?

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Целеполагание

Последовательность изучения

Учебные задания на «знание» (З),

на «понимание» (П), на «умение» (У)

Диагностические задания

Блок 1. Понятие «процент»

Цель: ввести понятие «процент»

Материал блока изучается школьниками на основе п.40 (определение) учебника

Задача 1 (З), работа в парах, взаимопроверка.

Установите соответствие между десятичными дробями и процентами: 0,2 50%

0,45 25%

0,75 20%

0,25 45%

0,5 13%

0,13 75%

Задача 2 (З), работа в парах, взаимопроверка.

Укажите верные утверждени 1 см составляет 1% от 1 м

Задача 3 (З), работа в парах, взаимопроверка.

Укажите, что объединяет данные числа?

Задача 4 (П), индивидуальная работа, самопроверка.

Проанализировав диаграмму, сделайте вывод и аргументируйте ответ: какой процент жителей города предпочитает трамвай?

Задача.

Заполните таблицу

Учебник № 1564

Задача 5 (П), индивидуальная работа, самопроверка.

Расположите числа в порядке убывания:

3%; 0,25; 1/2; 3,5%. Аргументируйте свой ответ.

Задача 6 (У), работа в парах, взаимопроверка.

Заполните таблицу:

Блок 2. Вычисление процента от данного числа. Вычисление числа по его проценту.

Цель: Научить школьников:

- находить процент от числа и число по проценту;

- решать задачи на проценты

Содержание блока усваивается школьниками на основе п.40 (задачи 1 и 2).

Задача 1 (З), работа в парах, взаимопроверка.

Сравните 30% всех учащихся и 1/4 всех учащихся.

Задача 2 (З), работа в парах, взаимопроверка.

Укажите верные утверждения:

Если 20% это 6 рублей, то 100% это 30 рублей;

Если 25% это 6 а, то 100% это 25 а.

Задача 3 (П), индивидуальная работа, самопроверка.

Расположите в порядке возрастания:

10% от 200 кг; 40% от 20 ц; 5% от 20 т.

Ответ обоснуйте.

Задача 4 (У), индивидуальная работа, самопроверка.

Закончите запись:

а) если 20% - это 6 р., то 100% - это_________ р.;

б) если 10% - это 14 р., то 100% - это_________ р.;

в) если 5% - это 100 р., то 100% - это_________ р.;

г) если 50% -это 3 р., то 100% - это __________ р.;

д) если 25% - это 1 р., то 100% -это __________ р.;

е) если 75% - это 60 р., то 100% - это _________ р.

Задача 5 (У), фронтальная работа.

Представьте правило нахождения процента от числа в виде последовательности команд по схеме:

Чтобы найти процент от числа, нужно:

1) _____________________________________________.

2)______________________________________________.

Задача 6 (У), фронтальная работа.

Представьте правило нахождения числа по процентам в виде последовательности команд по схеме:

Чтобы найти число по процентам, нужно:

1)______________________________________________.

2)______________________________________________.

Задача 7 (У), работа в парах, взаимопроверка.

Решите задачу:

Бригаде поручили отремонтировать участок дороги длиной 760 м. Сколько метров дороги бригада отремонтирует, когда выполнит: 30% задания,50% задания, 75% задания, 10% задания?

Задача 8 (У), работа в парах, взаимопроверка.

Мальчик прочитал 138 страниц, что составляет 23% числа всех страниц в книге. Сколько страниц в книге?

Задача.

Закрасьте 50 % квадрата, 25% прямоугольника

Нарисуйте прямоугольник, если 10% его равны 1 клетке.

Блок 3. Вычисление процентного отношения чисел.

Цель: Научить школьников находить процентное отношение чисел

Материал блока изучается учащимися на основе п.40 (задача 3).

Задача 1 (З), работа в парах, взаимопроверка.

Найдите: 10 от 40; 160 от 200; 7 от 70; 2,3 от 6,9

Задача 2 (П), индивидуальная работа, самопроверка.

В школе 700 учащихся. Среди них 357 мальчиков. Сколько процентов учащихся школы составляют девочки?

Расположи действия решения задачи в правильной последовательности, обоснуй свое мнение:

Задача 3 (У), индивидуальная работа, самопроверка.

Решите задачу: Сколько процентов соли содержит раствор, приготовленный из 35 г соли и 165 г. воды?

Задача 4 (У), индивидуальная работа, самопроверка.

Решите задачу:

В 5-а классе 40 учеников. С задачей справились 32 ученика. В 4-Б классе 35 учеников, а с задачей справились 28 учеников. Какой класс лучше справился с задачей?

Задача.

Фрекен Бок испекла 80 пирожков, и Карлсон тут же съел 10 пирожков. Сколько процентов всех пирожков съел Карлсон?

Блок 4. Решение практико – ориентированных задач.

Цель: применить полученные знания в практической деятельности (при решении задач)

Изучение блока осваивается школьниками на основе п.40

Задача 1 (З), работа в парах, взаимопроверка.

Сравните что больше:

20% от 520 или 30% от 360

25 % от 50 или 50% от 25

130% от 10 или 13% от 100

Задача 2 (П), фронтальная работа, устный опрос.

Объясни смысл предложений:

«Из молока получается 25% сливок»;

«В свекле содержится 20% сахара».

«Скидка на смартфоны 5%»;

«Производительность станков увеличилась на 2%»

«Процентная ставка по вкладу 10%»

Задача 3 (У), работа в парах, взаимопроверка.

Решите задачу: Себестоимость изготовления одной детали равна 650 р. Внедрение новой технологии позволило снизить себестоимость детали на 2%.

Какова стала себестоимость такой детали?

Задача 4 (У), работа в парах, взаимопроверка.

Применяя интенсивную технологию, бригада изготовила сверх плана 250 деталей, перевыполнив тем самым план на 5 %. Сколько деталей изготовила бригада?

Задача 5 (У), работа в парах, взаимопроверка.

При плане 35 деталей в день рабочий сделал 42 детали. На сколько процентов он выполнил норму?

На сколько процентов он перевыполнил норму?

Задача.

На банке варенья указана следующая концентрация составляющих: фрукты – 55%, сахар- 35 %, лимонная кислота – 1%, пищевые добавки- 9%. Вычислите в граммах содержание каждой составляющей в банке варенья.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель:

- стимулировать интерес и желание школьников выполнять ситуативное задание;

- научить школьников:

ориентироваться в разных способах деятельности;

выбирать задания;

самоорганизовываться при выполнении ситуативного задания

Репродуктивное задание:

 Вклад в банке составляет 10000 рублей и может пополняться без изменения процентной ставки в 12%. Вкладчик через полгода после первоначального взноса пополнил свой вклад 1000 рублей, а затем пополнил его еще раз через три месяца и тоже 1000 рублей. Какой доход получил вкладчик через год? Был бы его доход больше, если бы он оформил вклад с процентной ставкой 13 %, но без права его пополнения?

Решите задачу по схеме:

1.Составьте таблицу изменения размера вклада за год с процентной ставкой 12%.

Какой доход получил вкладчик через год?

2.Найдите доход, который получил бы вкладчик через год с процентной ставкой 13%.

3.Сравнив результаты п.1 и п.2 ответьте на вопрос: «Был бы его доход больше?»

Импровизационное задание:

Вклад в банке составляет 10000 рублей и может пополняться без изменения процентной ставки в 12%. Вкладчик через полгода после первоначального взноса пополнил свой вклад 1000 рублей, а затем пополнил его еще раз через три месяца и тоже 1000 рублей. Какой доход получил вкладчик через год? Был бы его доход больше, если бы он оформил вклад с процентной ставкой 13 %, но без права его пополнения?

Решите задачу, используя правило нахождения процента от числа.

 Эвристическое задание: 

Вклад в банке составляет 10000 рублей и может пополняться без изменения процентной ставки в 12%. Вкладчик через полгода после первоначального взноса пополнил свой вклад 1000 рублей, а затем пополнил его еще раз через три месяца и тоже 1000 рублей. Какой доход получил вкладчик через год? Был бы его доход больше, если бы он оформил вклад с процентной ставкой 13 %, но без права его пополнения?
Самоорганизация в деятельности включает:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля; 
контрольное задание

Оценка результатов деятельности (в т. ч. самооценка)

Формы контроля:

- тестирование;

- самостоятельная работа;

- контрольная работа

Контрольное задание:

Контрольная работа по теме «Проценты»

ВАРИАНТ 1

1.Площадь поля 260 га. Горохом засеяно 35 % поля. Какую площадь занимают посевы гороха?

2.В библиотеке 12 % всех книг – словари. Сколько книг в библиотеке, если словарей в ней 900?

3.От мотка провода отрезали сначала 30 %, а затем еще 60 % остатка. После этого в мотке осталось 42 м провода. Сколько метров провода было в мотке первоначально?

ВАРИАНТ 2

1.В железной руде содержится 45 % железа. Сколько тонн железа содержится в 380 т руды?

3.За день вспахали 18 % поля. Какова площадь всего поля, если вспахали 1170 га?

3.Израсходовали сначала 40 % имевшихся денег, а затем еще 30 % оставшихся. После этого осталось 105 р. Сколько денег было первоначально?

I.Задание на самоанализ:

Закончите предложения:

На уроках по теме «Проценты» я:

Узнал(а)……

Понял(а)……

Научился(ась)….

Наибольшую трудность у меня вызвало……

Наибольшего успеха я достиг(ла)……

II.Задание на самооценку:

Закончите предложения:

1.Я доволен(льна)….(вполне, средне, не доволен) своей работой на уроке.

2.Я оцениваю свою работу на уроке на…..(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что….

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области