Урок окружающего мира, построенный в технологии развития критического мышления
Тема: Класс: | Звёздное небо 2 |
Цель: | Создание условий для формирования представлений о звёздном небе, созвездиях посредством технологии развития критического мышления. |
Планируемые результаты
Предметные
Знать: | Названия зодиакальных созвездий; названия некоторых звёзд; |
Понимать: | Чем зодиакальные созвездия отличаются от других созвездий; |
Уметь: | Определять созвездия; |
Анализировать: | Информацию в раздаточных материалах; видеофрагмент; |
Синтезировать: | Заполнять таблицу «Знал-новое-интересно»; |
Оценивать: | Значимость звёзд для человека. |
Метапредметные:
Регулятивные: | Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя правильности её выполнения; |
Познавательные: | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде таблицы; |
Коммуникативные: | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Личностные
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. |
Межпредметные связи: | Астрономия |
Основные понятия: | Звездное небо, созвездия, телескоп, черные дыры |
Методы, технологии: | Технология развития критического мышления, беседа, видеофрагмент, объяснение, упражнение. |
Ресурсы урока для учителя: | Компьютер, карточки с временами года, видеофрагмент. |
Ресурсы урока для учащихся: | Текст на раздаточном материале, карточки с понятиями и определениями, таблица «Знал-узнал-интересно», созвездния с их названиями, учебник. |
Разбивка по времени:
I Фаза вызова – 10 мин
II Фаза реализации смысла – 29 мин
III Фаза рефлексии – 7 мин
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I Фаза вызова – 10 мин | |
Приём «Корзина идей» - 9 мин Индивидуальная работа – 3 мин - Тема нашего урока «Звездное небо». Прежде чем мы начнём изучение, предлагаю каждому у себя на листочке написать свои предположения, что мы будем изучать по этой теме, что мы узнаем. Вы можете писать имена, даты, какие-то факты, в общем – всё, что вам известно по этой теме. Групповая работа – 3 мин - Теперь вы будете работать в группах по 4 человека. Но сначала вспомним правила работы в группе, назовите их. - Вам нужно обменяться информацией. Выяснить, в чем у вас совпали мнения, а в чем нет. Идеи, которые вам понравились друг у друга, можете к себе записать. Фронтальная работа – 3 мин - А теперь каждая группа будет по очереди называть свои идея, не повторяясь друг с другом, а я буду их записывать в корзину. Таким образом, у нас получится корзина идей. | Каждый записывает на листочке свои предположения Называют правила работы в группах В группах обсуждают идеи Каждая группа называет идеи |
II Фаза реализации смысла – 29 мин | |
Приём «Жокеи и лошади» - 14 мин Самостоятельное чтение текста – 7 мин - Сейчас поиграем в игру, которая называется «Жокеи и лошади». Кто скажет, кто такие жокеи? (Люди, работающие с лошадьми, которые управляют лошадью на скачках) - Как вы думайте, что входит в обязанности жокеев? (Уход за лошадьми, кормление, проведение тренировок, дрессировка) - Жокеи очень привязаны к своим лошадям, лошади – это их верные друзья и товарищи. Сегодня кто-то из вас будет жокеем, а кто-то лошадью. Но сперва нужно выполнить задание. Каждый из вас получит текст по теме. Вам нужно прочитать его и запомнить главные определения, а после я скажу, что нужно будет сделать. ПРИЛОЖЕНИЕ А Нахождение пары – 2 мин - Теперь каждому из вас я дам карточку. Половина карточек с названиями понятий – это жокеи, а другая половина с определениями этих понятий – это лошади. Все лошади перепутались на тренировке. Задача жокеев – найти свою лошадь, то есть: те, у кого названия понятий, должны найти своё определение. ПРИЛОЖЕНИЕ Б Но сперва обговорим, как вы должны работать? Проверка. По ходу проверки учитель прикрепляет на доску карточки с верными вариантами – 3 мин - Проверим, тех ли лошадей нашли жокеи. По очереди каждая пара называет свое понятие и его определение. | Рассуждают Каждый читает информацию с раздатков Выполняют задание, находят себе пару Называют по очереди понятие и определение |
Физминутка – 1 мин | |
Учитель раздает таблички Просмотр видеофрагмента – 4 мин (ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=YLRz2Q25Kjk) - Каждый из вас получил табличку. ПРИЛОЖЕНИЕ В Сейчас мы посмотрим видеофрагмент. Ваша задача – подумать, какая информация из видео была для вас известной, что нового вы узнали, а что показалось вам интересным. По ходу просмотра видеофрагмента в каждый столбик вам нужно записать не менее двух примеров. Проверка – 3 мин - Проверим, что вы написали в ваши таблички. Что вам было уже известно? Что нового вы узнали? Что вам показалось интересным? | Смотрят видеофрагмент и заполняют таблицу Каждый делится тем, что записал себе в таблицу |
- В видео говорится о том, что на небе 88 созвездий, назовите те, что вы уже знайте? Через 12 созвездий проходит солнце, как называют эти созвездия? (Зодиакальными) - Кто может привести пример зодиакальных созвездий? Задание на сопоставление – 2 мин - Сейчас вам предстоит поработать в группах по 4 человека. Вам нужно сопоставить названия созвездий с самими созвездиями, изображенными на карточках. ПРИЛОЖЕНИЕ Г В качестве помощника откройте учебник на странице 42-43. Проверка. На доске времена года. Созвездия вывешиваются по порядку по временам года– 1 мин ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Проверим, что у вас получилось. Каждая группа по очереди будет называть созвездие и вывешивать на доску. | Приводят примеры зодиакальных созвездий Сопоставляют в группах созвездия с них названиями По очереди каждая группа называет свое созвездие и вывешивает на доску |
III Фаза рефлексии – 7 мин | |
Приём «Корзина идей» - В начале урока мы с вами создавали корзину идей. Давайте проверим, о чем, из того, что мы записали, мы сегодня поговорили, о чем нет, и что вообще оказалось лишним. Приём «Письмо другу» - А сейчас переверните листочки с таблицей, что у вас на парте. Предлагаю вам написать письмо другу о том, что вы сегодня узнали, что вам показалось интересным. Письмо должно начинаться со слов «Дорогой друг…» Проверка Д/З: подготовить интересные факты о любом созвездии. | Обсуждают с учителем идеи, записанные в корзину Пишут письмо другу 1-2 ученика читают своё письмо |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Звёзд на небе очень много – почти два миллиарда! Следить за тем, что происходим на звёздном небе, помогает такой прибор, как телескоп.
Все звёзды – это огромные огненные шары. Температура у этих огненных шаров разная, поэтому и цвета у звёзд разные. Самые горячие звёзды – белого цвета, чуть менее горячие – голубые, затем следуют жёлтые, а замыкают ряд – красные.
Наиболее яркие звёзды нашего Северного полушария – Сириус и Альдебаран. Но почему звёзды кажутся такими маленькими? Всё потому, что звёзды находятся от нас бесконечно далеко. Свет от далеких звезд приходит на Землю спустя сотни и даже тысячи лет. Ближе всего к Земле находится звезда Солнце.
Существуют во Вселенной и особые звезды — Черные дыры. Ученые долго изучали эти странные небесные тела и пришли к выводу, что они кажутся совсем черными, потому что полностью поглощают лучи падающего на них света.
Ещё в древности люди объединяли скопления звёзд, которые назвали созвездиями. Самими известными созвездиями является «Большая Медведица» (ковш), а также «Лебедь».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Телескоп | Прибор для наблюдения за звёздами |
Звёзды | Огромные огненные шары |
Звёзды белого цвета | Самые горячие звёзды |
Звёзды голубого цвета | Менее горячие звёзды |
Сириус и Альдебаран | Самые яркие звёзды северного полушария |
Солнце | Звезда, расположенная ближе всех к Земле |
Чёрные дыры | Звёзды, поглощающие лучи света |
Созвездия | Скопления звёзд |
Ковш | Созвездие «Большая медведица» |
Телескоп | Прибор для наблюдения за звёздами |
Звёзды | Огромные огненные шары |
Звёзды белого цвета | Самые горячие звёзды |
Звёзды голубого цвета | Менее горячие звёзды |
Сириус и Альдебаран | Самые яркие звёзды северного полушария |
Солнце | Звезда, расположенная ближе всех к Земле |
Чёрные дыры | Звёзды, поглощающие лучи света |
Созвездия | Скопления звёзд |
Ковш | Созвездие «Большая медведица» |
Телескоп | Прибор для наблюдения за звёздами |
Звёзды | Огромные огненные шары |
Звёзды белого цвета | Самые горячие звёзды |
Звёзды голубого цвета | Менее горячие звёзды |
Сириус и Альдебаран | Самые яркие звёзды северного полушария |
Солнце | Звезда, расположенная ближе всех к Земле |
Чёрные дыры | Звёзды, поглощающие лучи света |
Созвездия | Скопления звёзд |
Ковш | Созвездие «Большая медведица» |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Знал | Узнал новое | Было интересным |
Знал | Узнал новое | Было интересным |
Знал | Узнал новое | Было интересным |
Знал | Узнал новое | Было интересным |
Знал | Узнал новое | Было интересным |
Знал | Узнал новое | Было интересным |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(Созвездия нарисованы учителем)
Овен | |
Телец | |
Близнецы | |
Рак | |
Лев | |
Дева | |
Весы | |
Скорпион | |
Стрелец | |
Козерог | |
Водолей | |
Рыбы |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ЗИМА
ВЕСНА
ЛЕТО
ОСЕНЬ