Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Лабораторно-практические задания по литературе

Активизация познавательного интереса у учащихся

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»

Методические рекомендации

по выполнению практических работ

Учебная дисциплина: ОДБ.01 Литература

Профессии:

42.01.01 Агент рекламный,

19.01.17 Повар, кондитер

Хабаровск,

2022.

Методические рекомендации по выполнению практических работ. Учебная дисциплина: ОДБ.01 Литература. Профессии: 42.01.01 Агент рекламный;

19.01.22 Повар, кондитер

Разработчик: Чешева Ю.Н., преподаватель КГБ ПОУ ХКОТСО

Пособие рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии общеобразовательной подготовки краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания» (КГБ ПОУ ХКСОТСО).

Протокол № 7 от 14 марта 20.. г.

Председатель МК

«___»_____________ 2022. _____________ /Л.И.Бойчук/

680011, г.Хабаровск, ул. Советская, д.24

КГБ ПОУ ХКОТСО

Пояснительная записка

Пособие предназначено для студентов и преподавателей учебной дисциплины ОДБ.01 Литература. В пособии представлены рекомендации по выполнению практических работ для студентов, осваивающих профессии 42.01.01 Агент рекламный и 19.01.17 Повар, кондитер.

Согласно программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) для освоения учебной дисциплины ОДБ.01 Литература на выполнение практических работ студентов отводится 45 часов, что соответствует учебным планам КГБ ПОУ ХКОТСО по профессиям 42.01.01 Агент рекламный и 19.01.17 Повар, кондитер.

Задания для практических работ, составленные с учётом требований к результатам обучения студентов, обозначенных в ППКРС, направлены на формирование практических умений в освоении литературы: анализ и интерпретация литературного произведения, выявление авторской позиции, аргументированная формулировка собственного отношения к прочитанному.

Основная форма практических работ – индивидуальная. На выполнение каждой практической работы отводится определённое количество часов. После выполнения практической работы студент в письменной форме сдаёт её преподавателю.

Практические занятия по учебной дисциплине ОДБ.01 Литература направлены также на формирование общих компетенций студентов.

Методические рекомендации

по выполнению практических работ

по учебной дисциплине ОДБ. 01 Русский язык

Перечень практических работ

№ п/п

Тема практической работы

Кол-во часов

Русская литература первой половины XIX века

7

1

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «К морю»

2

2

Написание письменного ответа на вопрос к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

2

3

Создание иллюстрации к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

2

4

Написание характеристики героя по произведению Н.В. Гоголя «Шинель»

1

Русская литература второй половины XIX века

15

5

Написание сопоставительной характеристики Обломова и Штольца по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1

6

Написание творческой работы «Письмо Евгению Базарову»

1

7

Написание сочинения на тему «Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

3

8

Написание эссе на тему «Повесть М.Е.Салтыкова - Щедрина «История одного города» в наши дни»

2

9

Написание творческой работы к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц»

1

10

Написание сочинения на тему: «Крах теории Раскольникова»

2

11

Написание творческой работы на тему: «Объяснительная записка от лица героя»

2

12

Написание сопоставительной характеристики героев к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

2

13

Написание письменного ответа на вопрос: «Почему гибнет вишнёвый сад в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?

1

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

5

14

Написание творческой работы «Галерея образов в пьесе А. М Горького «На дне»

2

15

Написание характеристики героя по произведению И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

16

Написание отзыва о рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

1

17

Написание мини-сочинения по поэме А.А Блока «Двенадцать»

1

Литература 20-х годов

11

18

Написание сочинения-характеристики «Маяковский как мой знакомый»

2

19

Написание характеристики творчества поэта

1

20

Написание письменного ответа на вопрос: «В чём трагизм повести А. А. Платонова «Котлован»?

2

21

Написание сочинения на тему: «Любовь на станицах романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита»

2

22

Написание характеристики героя по произведению М.А. Шолохова «Тихий Дон»

2

23

Написание творческой работы на тему: «Жизнь героев романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» тридцать лет спустя»

2

Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет

4

24

Написание творческой работы по повести В. В. Быкова «А зори здесь тихие» на тему: «Дневник героя»

2

25

Написание мини-сочинения на тему: «Трагедия главного героя в романе «Доктор Живаго»

2

Литература периода 1950-х, 1980-х годов

3

26

Написание отзыва о романе А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»

2

27

Написание творческой работы «Письмо Георгию Ваганову (Попову)»

1

ИТОГО:

45

Практическая работа № 1

Тема программы: Русская литература первой половины XIX века

Тема практической работы: Анализ стихотворения А.С. Пушкина «К морю»

Цель: научиться анализировать стихотворение

Оснащение: литературоведческий словарь, электронная презентация

Задание: проанализируйте стихотворение А.С Пушкина «К морю»

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Обозначьте заголовок своей работы: «Анализ стихотворения А.Пушкина «К морю».

2. Определите, когда было написано стихотворение. Кому оно посвящено?

3. Подумайте, о чём данное стихотворение? Какова его тема? (любовь, свобода, родина, политика, общество, раздумья о смысле жизни)

4. Каков жанр стихотворения? (лирическое стихотворение, эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, песня, сонет и т.д.)

5. Есть ли у данного стихотворения сюжет? (Если есть, назовите последовательность событий)

6. Каков образ лирического героя, авторского "Я"? (сам автор, рассказ от лица персонажа)

7. Каково ведущее переживание (чувство, настроение, лирическая ситуация), представленное в стихотворении?

8. Какие художественные средства языка использует автор для выражения своих чувств и мыслей? (синонимы, эпитеты, метафора, олицетворение, ирония, сравнение, антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, гипербола, антитеза, гротеск, бытовая или публицистическая лексика).

9. Определите главную мысль (идею) стихотворения. Что хотел выразить автор?

Практическая работа № 2

Тема программы: Русская литература первой половины XIX века

Тема практической работы: Написание письменного ответа на вопрос к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Цель: научиться создавать письменный ответ на вопрос к произведению

Оснащение: отрывки из текста произведения

Задание: напишите письменный ответ на вопрос: В чём трагедия главного героя в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»? Объём – 1 стр.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Письменный ответ на вопрос представляет собой развёрнутый ответ-суждение, в котором мысли пишущего должны быть аргументированы, в том числе и с приведением цитат из теста.

2. Сделайте небольшое вступление: укажите имя автора, название книги, год, когда она была издана, какие события лежат в её основе.

3. Сформулируйте главную мысль своего ответа.

4. Подберите цитаты из текста, подтверждающие ваш тезис (главную мысль).

5. Не забудьте сделать вывод в качестве заключения своей работы.

6. Соблюдайте последовательность (логику) в своих рассуждениях.

7. В письменном ответе старайтесь выразить своё отношение к тому, о чём пишете, опираясь на фразы-клише («Мне кажется…», «Я думаю…», «Мне близки (не близки) мысли героя», «Я согласен с автором» и т.д.)

8. Помните, что вы отвечаете на конкретно поставленный вопрос и не должны акцентировать свой читательский взгляд на событиях, не имеющих отношения к тому, о чём вы пишете.

Практическая работа № 3

Тема программы: Русская литература первой половины XIX века

Тема практической работы: Создание иллюстрации к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

Цель: научиться создавать иллюстрации с комментариями к произведению

Оснащение: текст произведения

Задание: нарисуйте полосную (во всю страницу) иллюстрацию с комментариями к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» на листе формата А-4 цветными карандашами, фломастерами или акварельными красками. Объём комментария – не менее 15-ти предложений.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: созданная иллюстрация с комментариями

Рекомендации:

1. Иллюстрация – это изображение, поясняющее текст. Иллюстрация передаёт эмоциональную атмосферу художественного произведения, демонстрирует героев и объекты.

2. Подумайте, что вы изобразите на своём рисунке. Представьте его себе в готовом виде.

3. Сделайте набросок карандашом:

А) главное изображение, Б) детали, В) фон изображения.

4. Определите основные цвета, с которыми будете работать.

5. Фон лучше наносить цветным карандашом, растушёвывая мягким предметом (ватным диском).

6. Помните о том, что «тусклая» иллюстрация способна «убить» даже самое гениальное произведения,

7. На обороте иллюстрации напишите развёрнутый комментарий к тому, что вы нарисовали (Что я изобразил на первом плане своей работы? Что - на втором? Как изображённое мной созвучно стихотворению? На чём я акцентировал своё внимание, выполняя иллюстрацию к стихотворению? Какие краски я использовал и почему?)

8. В написании комментария не используйте цифры.

Практическая работа № 4

Тема программы: Русская литература первой половины XIX века

Тема практической работы: Написание характеристики героя по произведению Н.В. Гоголя «Шинель»

Цель: научиться создавать характеристику героя к произведению

Оснащение: текст произведения

Задание: охарактеризуйте главного героя из произведения Н.В. Гоголя «Шинель». Объём работы – 1,5 страницы.

Время выполнения: 1час

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Характеристика героя произведения – это небольшое сочинение, в котором пишущий рассказывает о личности отдельно взятого персонажа, которая, как правило, проявляется через внешность героя, обстановку его дома, речь и поступки.

2. Начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя. Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер.

Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое времяпрепровождение. Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

3. Охарактеризуйте внешность героя: одежду, выражение лица, манеру поведения, которые являются средством раскрытия характера.

Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в романе "Герой нашего времени" подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывает крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя, тоже противоречивые, неоднозначные.

4. Опишите поступки героя, которые напрямую раскрывают его характер, помогают понять характер в развитии.

Например, Наташа Ростова едва не сбежала из дома с ловеласом Курагиным. Этот едва не свершившийся поступок говорит о её импульсивности, неопытности и доверчивости по отношению к людям.

5. Особенности речи героя - важная составляющая характеристики героя.

Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя произведения Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души", раскрывается в его речи: "Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы".

6. Определите, каким является мировоззрение персонажа, круг его интересов.

Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что народ является движущей силой истории. Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя, обязательно опишите его поиски жизненного пути.

7. Каково отношение автора к своему герою?

Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини романа Пушкина "Евгений Онегин", отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. "Татьяна, милая Татьяна...", - пишет А.С. Пушкин.

8. Помните, что вы составляете индивидуальную характеристику героя. Не пересказывайте последовательность событий в повести!

9. В работе для подтверждения каких-либо доводов активно используйте цитаты, но не злоупотребляйте ими!

Практическая работа № 5

Тема программы: Русская литература второй половины XIX века

Тема практической работы: Написание сопоставительной характеристики Обломова и Штольца по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Цель: научиться сопоставлять героев одного или разных произведений

Оснащение: отрывки из произведения

Задание: напишите сопоставительную характеристику Обломова и Штольца, персонажей романа И.А. Гончарова «Обломов»

Время выполнения: 1час

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Сопоставительная характеристика героев подразумевает сравнение двух (как правило) героев одной книги или разных произведений на основе сходства или различий внешности и поведения.

2. Сначала сравните самые простые, "очевидные", характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.

3. Обратите внимание на черты характера. Например: один герой - веселый, романтичный, честный, другой - циник, любит приврать.

4. Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Вы также можете сравнить, как ведут себя герои в похожих ситуациях.

Например, Наташа Ростова тревожится за Пьера из-за предстоящей дуэли, жена Пьера Элен к опасности гибели близкого ей человека остается равнодушной.

5. Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к окружающим людям.

Один - "устал от жизни" (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой - думает только о себе (Раскольников).

6. Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции.

Раскольников рассуждает о том, имеет ли он право на убийство и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное в жизни - труд.

7. Обратите внимание и на отношения героев с другими персонажами.

8. Исследуйте, как автор произведения относится к героям (описывает их с любовью, с удивлением, с пренебрежением?) Какие чувства он хочет вызвать у читателя этими описаниями?

9. Напишите, как к этим героям относитесь вы.

10. Не характеризуйте сначала одного героя, а потом другого, потому что у вас получатся два маленьких сочинения о двух героях. Вам надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ.

Практическая работа № 6

Тема программы: Русская литература второй половины XIX века

Тема практической работы: Написание творческой работы «Письмо Евгению Базарову»

Цель: научиться создавать творческую работу в жанре послания

Оснащение: текст произведения

Задание: напишите «письмо» главному герою романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгению Базарову. Объём – 1,5 стр.

Время выполнения: 1час

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Письмо герою – это разновидность творческой работы, в основе которой – стремление поделиться чем-то литературным героем, дать ему совет или пожелание на будущее, передать своё восхищение или неприязнь. Письмо герою пишется в свободной форме, но с соблюдением смысловой логики.

2. Письмо пишется от первого лица и в свободной форме.

3. Письмо будет создаваться легко лишь в том случае, если вы представите себе, что герой романа Евгений – реальное лицо, с которым вы можете свободно общаться. Вы недавно узнали, что с ним произошло в последний год его жизни и пытаетесь, анализируя некоторые его поступки, подсказать ему, как жить дальше с его неразделенной любовью, с его отрицанием всего духовного, с его отношением к природе, к труду, к науке, к родителям, к дружбе, к обществу.

4. Письмо должно отражать ваше собственное отношение к личности героя и отношение к его жизненной позиции.

5. Не пересказывайте текст! Не используйте дополнительные источники информации, поскольку данная работа – исключительно творческая, в основе которой лежит ваше субъективное отношение к личности героя.

Пример:

 Пьер (Пьер Безухов)! Недавно я с тобой познакомился, а как будто тысячу лет знаю. Ты, брат, чем-то похож на меня или я на тебя. Я такой же неуклюжий, высокий, неловкий в общении с женщинами…

   Конечно, я не так блестяще образован и не так хорошо ориентируюсь в политике, но, как и ты, люблю искренних, добрых людей, природу, музыку, иногда читаю с удовольствием…

   В отношении к любви я тебя понимаю, как никто другой. Тебя подвели неопытность, доверие к людям, в том числе и к женщинам. Хотя.. мне самому понравилась эта вертихвостка Элен. Но за внешней красотой скрывалась пустота, поэтому сердце подсказало тебе верное решение – расстаться с этим недостойным человеком…

Меня поражает, то, как долго ты не мог открыться Наташе. Андрей, твой друг, конечно же, интересный человек, но как же мог ты думать, что ты (ты!) недостоин её! Ты прекрасный, сильный человек, и таким был всегда, хотя и не подозревал об этом. Я был рад, когда узнал, что после войны, после стольких испытаний вы снова встретились… и поженились!..

Практическая работа № 7

Тема программы: Поэзия второй половины XIX века

Тема практической работы: Написание сочинения на тему «Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Цель: научиться писать сочинение по эпическому произведению

Оснащение: электронная презентация, текст произведения

Задание: Напишите сочинение на тему «Картины народной жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Объём – 2 стр.

Время выполнения: 3 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Сочинение – это вид письменной работы, представляющий собой изложение мыслей на заданную тему.

2. Обдумайте сущность темы сочинения, её смысл.

3. Сформулируйте главную мысль (тезис) своего связного рассуждения.

Обдумайте основные аргументы (доводы), которые будут подтверждением главной мысли.

4. Теперь можно составлять сложный план, в котором главная мысль (тезис) будет названием основной части.

5. Все кратко сформулированные аргументы будут подпунктами основной части.

6. Когда в целом канва рассуждения по главному тезису готова, нужно подумать, о чём писать во вступлении, что может предварять основной тезис.

7. В заключении сочинения важно обобщить написанное, высказать своё отношение к главному тезису, связать с современными условиями общественной жизни.

8. Теперь, когда составлен план, можно писать текст.

\

9. Старайтесь связывать части своих рассуждений по плану между собой. Для этого используйте повторы слов из предыдущего высказывания, местоимения.

10. Для того чтобы мысли, изложенные в вашем сочинении, выглядели убедительно, их нужно проиллюстрировать цитатами. Но не злоупотребляйте ими! Одного-двух предложений в цитате будет достаточно. Цитаты необходимо заключать в кавычки.

11. Помните, что в сочинении очень важна ваша речь, а не списанные фразы из критических статей.

12. В сочинении используйте нормированную литературную лексику. Не используйте жаргон и молодёжный сленг.

13. Помните, что время написания сочинения ограничено! Не тратьте время на развёрнутые цитаты и длинные рассуждения.

14. Каждая часть сочинения (вступление, основная часть и заключение) пишется с красной строки.

15. Не ставьте в тексте сочинения номера пунктов плана!


Практическая работа № 8

Тема программы: Русская литература второй половины XIX века

Тема практической работы: Написание эссе на тему «Повесть М.Е.Салтыкова - Щедрина «История одного города» в наши дни»

Цель: научиться создавать эссе по произведению

Оснащение: электронная презентация, учебник по литературе под ред. В.А.Сахарова «Русская литература XIX века».

Задание: Напишите эссе на тему «Повесть М.Е. Салтыкова - Щедрина «История одного города» в наши дни»

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Эссе - это прозаическое сочинение со свободной композицией небольшого объема, которое выражает мысли и впечатления по конкретной книге или явлению и не претендует заранее на их исчерпывающую трактовку.

2. Перед тем, как писать, выпишите все свои мысли, которые касаются прочитанной книги. Затем выберите из них только самые главные (не более трёх). Возьмите их за основу и подумайте, как вы их будете воплощать на бумаге.

3. Помните, что эссе по своему строению должно состоять из трёх частей: введения, основной части и заключения.

Во введении затроньте проблему, заявленную в произведении (патриотизм, проблема молодёжи, проблема «отцов и детей», проблема экологии и т.д.), на которую вы обратили своё внимание. Скажите, какие чувства у вас вызвала книга в целом, ее герой или явление, изображённое в ней.

Основная часть – самая главная составляющая эссе. Здесь вы должны либо согласиться с мнением автора прочитанной книги, либо не согласиться. В этой части используйте как можно больше таких слов как: «по моему мнению»; «я думаю, что»; «я согласен (не согласен) с автором в том, что».

Заключение - не менее важная часть сочинения. В заключении необходимо прийти к определённым выводам по изученной книге (какую роль она сыграла или сыграет в будущем для общества, что она значит для вашего духовного развития и т.д.)

4. Не пытайтесь поделиться с читателем всем и сразу. Пишите о том, на что вы обратили внимание, что вас больше всего поразило в книге.

5. Помните, что вы ведёте своеобразный диалог с тем, кто будет читать вашу работу. Речь должна быть живой, непринужденной, без лишних «нагромождений» и литературных терминов.

Практическая работа № 9

Тема программы: Русская литература второй половины XIX века

Тема практической работы: Написание творческой работы к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц»

Цель: научиться создавать творческую работу по домысливанию финала произведения

Оснащение: -

Задание: напишите творческую работу к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц», завершив логически её сюжет. Объём - 1 стр.

Время выполнения: 1 час

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Логическое завершение сюжета – это написание продолжение произведения, которое имеет открытый (незавершённый) финал.

2. Перед началом работы обратите внимание на характеры персонажей, на то, что они – носители качеств, которые стали символами: волк-коварство, кровожадность; заяц – трусость, глупость, отсутствие трезвости.

3. Планируйте сюжет творческой работы не очень длинным: работа может затянуться и не завершиться к концу занятия.

4. Не используйте грубую лексику: жаргонизмы, вульгаризмы. Они способствуют не самому лучшему впечатлению читателей и дискредитируют вас как автора.

Практическая работа № 10

Тема программы: Русская литература второй половины XIX века

Тема практической работы: Написание сочинения на тему: «Крах теории Раскольникова»

Цель: научиться писать сочинение по произведению

Оснащение: текст произведения

Задание: напишите сочинение на тему «Крах теории Раскольникова». Объём – 3 стр.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Сочинение – это вид письменной работы, представляющий собой изложение мыслей на заданную тему.

2. Обдумайте сущность темы сочинения, её смысл.

3. Сформулируйте главную мысль (тезис) своего связного рассуждения.

Обдумайте основные аргументы (доводы), которые будут подтверждением главной мысли.

4. Теперь можно составлять сложный план, в котором главная мысль (тезис будет названием основной части.

5. Все кратко сформулированные аргументы будут подпунктами основной части.

6. Когда в целом канва рассуждения по главному тезису готова, нужно подумать, о чём писать во вступлении, что может предварять основной тезис.

7. В заключении сочинения важно обобщить написанное, высказать своё отношение к главному тезису, связать с современными условиями общественной жизни.

8. Теперь, когда составлен план, можно писать текст.

\

9. Старайтесь связывать части своих рассуждений по плану между собой. Для этого используйте повторы слов из предыдущего высказывания, местоимения.

10. Для того чтобы мысли, изложенные в вашем сочинении, выглядели убедительно, их нужно проиллюстрировать цитатами. Но не злоупотребляйте ими! Одного-двух предложений в цитате будет достаточно. Цитаты необходимо заключать в кавычки.

11. Помните, что в сочинении очень важна ваша речь, а не списанные фразы из критических статей.

12. В сочинении используйте нормированную литературную лексику. Не используйте жаргон и молодёжный сленг.

13. Помните, что время написания сочинения ограничено! Не тратьте время на развёрнутые цитаты и длинные рассуждения.

14. Каждая часть сочинения (вступление, основная часть и заключение) пишется с красной строки.

15. Не ставьте в тексте сочинения номера пунктов плана!


Практическая работа № 11

Тема программы: Русская литература второй половины XIX века

Тема практической работы: Написание творческой работы на тему: «Объяснительная записка от лица героя»

Цель: научиться создавать творческую работу в жанре послания

Оснащение: -

Задание: напишите «объяснительную записку» от лица кого-либо из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Работа пишется по одному из чётырёх вариантов:

1. «Почему я, Пьер Безухов, женился на Элен Курагиной? Почему в дальнейшем я остановил свой выбор на Наташе Ростовой?»

2. «Почему я, княжна Элен, вышла замуж за Пьера?»

3. «Почему я, Наполеон, вынужден был бежать из России под чужим именем?»

4. «Почему я, Андрей Болконский, оказался на Аустерлицком поле?»

Объём – 1,5 стр.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Жанр объяснительной записки подразумевает аргументированное объяснение героем тех или иных поступков.

2. Данная творческая работа не оформляется как официальная объяснительная записка.

3. Работа должна быть написана от первого лица и иметь свободную форму изложения.

4. Вы пишете работу от лица героя (героини), поэтому ваша речь должна быть психологически убедительной и отражать его привычки, характер и темперамент.

5. Если вам сложно представить характер вашей будущей работы, опирайтесь на следующий пример:

«Я, Элен Безухова, неотразимая и величественная – так считают все вокруг. Я хорошо знаю, чего хочу и получаю удовольствие от жизни. Да, именно поэтому я вышла замуж за этого дурака, остолопа… как его? – ах, да… за Пьера. У него жуткие очки, плебейские замашки и виноватый вид. Порой мне весьма неловко появляться ним на приёмах и балах…»

Практическая работа № 12

Тема программы: Русская литература второй половины XIX века

Тема практической работы: Написание сопоставительной характеристики героев к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Цель: научиться сопоставлять героев одного или разных произведений

Оснащение: -

Задание: напишите сопоставительную характеристику двух героев по выбору, персонажей романа Л.Н Толстого «Война и мир». Объём работы – 2 страницы. Выберите из предложенных вариантов один.

1. «Наташа и Элен»

2. «Наполеон и Кутузов».

3. «Анатоль Курагин и Пьер Безухов»

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Сопоставительная характеристика героев подразумевает сравнение двух (как правило) героев одной книги или разных произведений на основе сходства или различий внешности и поведения.

2. Сначала сравните самые простые, "очевидные", характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.

3. Обратите внимание на черты характера. Например: один герой - веселый, романтичный, честный, другой - циник, любит приврать.

4. Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Вы также можете сравнить, как ведут себя герои в похожих ситуациях.

Например, Наташа Ростова тревожится за Пьера из-за предстоящей дуэли, жена Пьера Элен к опасности гибели близкого ей человека остается равнодушной.

5. Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к окружающим людям.

Один - "устал от жизни" (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой - думает только о себе (Раскольников).

6. Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции.

Раскольников рассуждает о том, имеет ли он право на убийство и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное в жизни - труд.

7. Обратите внимание и на отношения героев с другими персонажами.

8. Исследуйте, как автор произведения относится к героям (описывает их с любовью, с удивлением, с пренебрежением?) Какие чувства он хочет вызвать у читателя этими описаниями?

9. Напишите, как к этим героям относитесь вы.

10. Не характеризуйте сначала одного героя, а потом другого, потому что у вас получатся два маленьких сочинения о двух героях. Вам надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ.

Практическая работа № 13

Тема программы: Русская литература второй половины XIX века

Тема практической работы: Написание письменного ответа на вопрос: «Почему гибнет вишнёвый сад в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?

Цель: научиться создавать письменный ответ на вопрос по произведению

Оснащение: -

Задание: напишите письменный ответ на вопрос: «Почему гибнет вишнёвый сад?» Объём – 1 стр.

Время выполнения: 1 час

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Письменный ответ на вопрос представляет собой развёрнутый ответ-суждение, в котором мысли пишущего должны быть аргументированы, в том числе и с приведением цитат из теста.

2. Сделайте небольшое вступление: укажите имя автора, название книги, год, когда она была издана, какие события лежат в её основе.

3. Сформулируйте главную мысль своего ответа.

4. Подберите цитаты из текста, подтверждающие ваш тезис (главную мысль).

5. Не забудьте сделать вывод в качестве заключения своей работы.

6. Соблюдайте последовательность (логику) в своих рассуждениях.

7. В письменном ответе старайтесь выразить своё отношение к тому, о чём пишете, опираясь на фразы-клише («Мне кажется…», «Я думаю…», «Мне близки (не близки) мысли героя», «я согласен с автором» и т.д.)

8. Помните, что вы отвечаете на конкретно поставленный вопрос и не должны акцентировать свой читательский взгляд на событиях, не имеющих отношения к тому, о чём вы пишете.

Практическая работа № 14

Тема программы: Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Тема практической работы: Написание творческой работы «Галерея образов в пьесе А. М Горького «На дне»

Цель: научиться создавать творческую работу по произведению в жанре экскурса

Оснащение: -

Задание: напишите творческую работу «Экскурсия в ночлежку Костылёвых. Галерея образов в пьесе «На дне». Объём – 2,5 стр.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Подобная творческая работа подразумевает описание внешности ключевых героев (3-4 героя), рассказ об их образе жизни и характере.

2. Представьте, что вы проводите экскурсию в музее восковых фигур, рассказывая о ночлежке Костылёвых, которую отобразил в пьесе «На дне» Максим Горький.

3. Напишите работу в форме речи экскурсовода от 2-го лица и 3-го лица: Мы видим Татарина, склонившегося над картами…. Идём дальше… Обратите внимание на Настю, увлечённо читающую очередной любовный роман… Она не видит того, что происходит там, за её спиной…

4. Работа должна охватывать характеристику не менее пяти любых персонажей.

Практическая работа № 15

Тема программы: Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Тема практической работы: Написание характеристики героя по произведению И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Цель: научиться писать характеристику героя к произведению

Оснащение: текст рассказа

Задание: напишите письменную работу «Потрет главного героя в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Объём работы – 1-2 стр.

Время выполнения: 1 час

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Характеристика героя произведения – это небольшое сочинение, в котором пишущий рассказывает о личности отдельно взятого персонажа, которая, как правило, проявляется через внешность героя, обстановку его дома, речь и поступки.

2. Начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя. Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер.

Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое времяпрепровождение. Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

3. Охарактеризуйте внешность героя: одежду, выражение лица, манеру поведения, которые являются средством раскрытия характера.

Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в романе "Герой нашего времени" подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывает крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя, тоже противоречивые, неоднозначные.

4. Опишите поступки героя, они напрямую раскрывают его характер, помогают понять характер в развитии.

5. Особенности речи героя - важная составляющая характеристики героя.

Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя произведения Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души", раскрывается в его речи: "Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы".

6. Определите, каким является мировоззрение персонажа, круг его интересов.

Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что народ является движущей силой истории. Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя, обязательно опишите его поиски жизненного пути.

7. Каково отношение автора к своему герою?

Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини романа Пушкина "Евгений Онегин", отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. "Татьяна, милая Татьяна...", - пишет А.С. Пушкин.

8. Помните, что вы составляете индивидуальную характеристику героя. Не пересказывайте последовательность событий в повести!

9. В работе для подтверждения каких-либо доводов активно используйте цитаты, но не злоупотребляйте ими!

Практическая работа № 16

Тема программы: Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Тема практической работы: Написание отзыва о рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Цель: научиться создавать отзыв о произведении

Оснащение: -

Задание: напишите читательский отзыв о рассказе А.И Куприна «Гранатовый браслет». Объём 1-2 стр.

Время выполнения: 1 час

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:


1. Отзыв о книге – это высказывание, которое должно содержать мнение о прочитанном произведении и его оценку. Отзыв о книге должен быть эмоциональным и аргументированным.
Цель вашего отзыва – это, прежде всего, поделиться собственным впечатлением о книге.

2. Укажите название книги и ее автора. При каких обстоятельствах вы познакомились с данным произведением?

3. Как проходил процесс чтения? (было ли это чтение трудным или содержание повести заинтересовало сразу)

4. Как вы оцениваете книгу (понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной).

5. Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые были подняты в произведении?

6. Сделайте краткий обзор событий, которые описаны в книге (не пересказывайте сюжет). Обозначьте самые важные эпизоды.

7. Как вы оцениваете персонажей, их действия (два-три главных героев книги)? Обязательно нужно выразить свое отношение к героям и их судьбам

8. Каковы особенности повести? Чем она вам запомнилась? Возможно, это произведение написано очень интересным языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания природы, необычное построение сюжета, трогательная история, читая которую, вы не смогли сдержать слез, – все это нужно отметить.

9. Расскажите о ваших мыслях и чувствах по поводу прочитанной повести.

10. Намерены ли вы продолжить знакомство с этим автором, прочитать другие его книги? Или же порекомендовать эту книгу читателям? Возможно (ведь отзыв может быть и отрицательным), вы посоветуете им никогда не читать эту повесть.

Практическая работа № 17

Тема программы: Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Тема практической работы: Написание мини-сочинения по поэме А.А Блока «Двенадцать»

Цель: научиться писать мини-сочинение по произведению

Оснащение: учебник по литературе под ред. В.И. Чалмаева «Русская литература XX века».

Задание: напишите мини-сочинение по поэме А.А Блока «Двенадцать» на тему: «Старый и новый мир в поэме «Двенадцать». Объём – 2 стр.

Время выполнения: 1 час

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Мини-сочинение – это вид письменной работы, небольшой по объёму, представляющий собой изложение мыслей на заданную тему.

2. Обдумайте сущность темы сочинения, её смысл.

3. Сформулируйте главную мысль (тезис) своего связного рассуждения.

Обдумайте основные аргументы (доводы), которые будут подтверждением главной мысли.

4. Теперь можно составлять план, в котором главная мысль (тезис) будет названием основной части.

5. Все кратко сформулированные аргументы будут подпунктами основной части.

6. Когда в целом канва рассуждения по главному тезису готова, нужно подумать, о чём писать во вступлении, что может предварять основной тезис.

7. В заключении сочинения важно обобщить написанное, высказать своё отношение к главному тезису, связать с современными условиями общественной жизни.

8. Теперь, когда составлен план, можно писать текст.

\

9. Старайтесь связывать части своих рассуждений по плану между собой. Для этого используйте повторы слов из предыдущего высказывания, местоимения.

10. Для того чтобы мысли, изложенные в вашем сочинении, выглядели убедительно, их нужно проиллюстрировать цитатами. Но не злоупотребляйте ими! Одного-двух предложений в цитате будет достаточно. Цитаты необходимо заключать в кавычки.

11. Помните, что в любом сочинении очень важна ваша речь, а не списанные фразы из критических статей.

12. В сочинении используйте нормированную литературную лексику. Не используйте жаргон и молодёжный сленг.

13. Помните, что время написания мини-сочинения сочинения ограничено! Не тратьте время на развёрнутые цитаты и длинные рассуждения.

14. Каждая часть сочинения (вступление, основная часть и заключение) пишется с красной строки.

15. Не ставьте в тексте сочинения номера пунктов плана!

Практическая работа № 18

Тема программы: Литература 20-х годов

Тема практической работы: Написание сочинения-характеристики «Маяковский как мой знакомый»

Цель: научиться создавать мини-сочинение в жанре характеристики личности поэта или писателя

Оснащение: учебник по литературе под ред. В.И. Чалмаева «Русская литература XX века».

Задание: напишите сочинение-характеристику на тему «Маяковский как мой знакомый». Объём – 3 стр.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Сочинение –характеристика представляет собой творческую работу, в которой пишущий рассказывает о личности реального ( не вымышленного!) человека.

2. Напишите, кем является ваш знакомый, личность которого вы описываете. Где он живет и где родился?

3. Опишите внешность вашего знакомого.

4. Расскажите о характере вашего знакомого (веселый, угрюмый, общительный, замкнутый, дружелюбный, категоричный, грубый, озорной, серьезный). Через какие поступки проявляются данные черты характера этого человека?

5. Расскажите о роде деятельности вашего знакомого. Одобряете ли вы то, чем он занимается? Как вы относитесь к тому, что создано (руками, интеллектом)? Чем вам близок его труд?

6. Обратитесь к самому яркому эпизоду его жизни, повлиявшему на становление его личности.

7. В чём, по вашему мнению, с него стоит брать пример? Является ли он примером для вас?

8. Выполняя работу, опирайтесь на факты биографии данного человека, не «домысливайте» их и не искажайте.

9. Перед тем как выполнять работу, представьте, что вы близкий знакомый данного поэта. Напишите о нём так, как вы бы писали характеристику вашего друга.

Практическая работа № 19

Тема программы: Литература 30-х, начала 40-х годов

Тема практической работы: Написание характеристики творчества поэта

Цель: научиться характеризовать творчество поэта (писателя)

Оснащение: учебник по литературе под ред. В.И. Чалмаева «Русская литература XX века».

Задание: дайте письменную характеристику творчества одного из поэтов серебряного века. Объём – 2 стр.

Время выполнения: 1 час

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

Практическая работа № 20

Тема программы: Литература 30-х, начала 40-х годов

Тема практической работы: Написание письменного ответа на вопрос: «В чём трагизм повести А. А. Платонова «Котлован»?

Цель: научиться создавать развёрнутый письменный ответ на вопрос по произведению

Оснащение: учебник по литературе под ред. В.И. Чалмаева «Русская литература XX века».

Задание: напишите письменный ответ на вопрос: «В чём трагизм повести А. А. Платонова «Котлован»? Объём – 1 страница.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Письменный ответ на вопрос представляет собой развёрнутый ответ-суждение, в котором мысли пишущего должны быть аргументированы, в том числе и с приведением цитат из теста.

2. Сделайте небольшое вступление: укажите имя автора, название книги, год, когда она была издана, какие события лежат в её основе.

3. Сформулируйте главную мысль своего ответа.

4. Подберите цитаты из текста, подтверждающие ваш тезис (главную мысль).

5. Не забудьте сделать вывод в качестве заключения своей работы.

6. Соблюдайте последовательность (логику) в своих рассуждениях.

7. В письменном ответе старайтесь выразить своё отношение к тому, о чём пишете, опираясь на фразы-клише («Мне кажется…», «Я думаю…», «Мне близки (не близки) мысли героя», «я согласен с автором» и т.д.)

8. Помните, что вы отвечаете на конкретно поставленный вопрос и не должны акцентировать свой читательский взгляд на событиях, не имеющих отношения к тому, о чём вы пишете.

Практическая работа № 21

Тема программы: Литература 30-х, начала 40-х годов

Тема практической работы: Написание сочинения на тему: «Любовь на станицах романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель: научиться писать сочинения по произведению

Оснащение: учебник по литературе под ред. В.И. Чалмаева «Русская литература XX века».

Задание: напишите сочинение на тему: «Любовь на станицах романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита». Объём – 3 страницы.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Сочинение – это вид письменной работы, представляющий собой изложение мыслей на заданную тему.

2. Обдумайте сущность темы сочинения, её смысл.

3. Сформулируйте главную мысль (тезис) своего связного рассуждения.

Обдумайте основные аргументы (доводы), которые будут подтверждением главной мысли.

4. Теперь можно составлять сложный план, в котором главная мысль (тезис будет названием основной части.

5. Все кратко сформулированные аргументы будут подпунктами основной части.

6. Когда в целом канва рассуждения по главному тезису готова, нужно подумать, о чём писать во вступлении, что может предварять основной тезис.

7. В заключении сочинения важно обобщить написанное, высказать своё отношение к главному тезису, связать с современными условиями общественной жизни.

8. Теперь, когда составлен план, можно писать текст.

\

9. Старайтесь связывать части своих рассуждений по плану между собой. Для этого используйте повторы слов из предыдущего высказывания, местоимения.

10. Для того чтобы мысли, изложенные в вашем сочинении, выглядели убедительно, их нужно проиллюстрировать цитатами. Но не злоупотребляйте ими! Одного-двух предложений в цитате будет достаточно. Цитаты необходимо заключать в кавычки.

11. Помните, что в сочинении очень важна ваша речь, а не списанные фразы из критических статей.

12. В сочинении используйте нормированную литературную лексику. Не используйте жаргон и молодёжный сленг.

13. Помните, что время написания сочинения ограничено! Не тратьте время на развёрнутые цитаты и длинные рассуждения.

14. Каждая часть сочинения (вступление, основная часть и заключение) пишется с красной строки.

15. Не ставьте в тексте сочинения номера пунктов плана!


Практическая работа № 22

Тема программы: Литература 30-х, начала 40-х годов

Тема практической работы: Написание характеристики героя по произведению М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Цель: научиться характеризовать героя произведения

Оснащение: учебник по литературе под ред. В.И. Чалмаева «Русская литература XX века», отрывки из произведения.

Задание: охарактеризуйте одну из героинь произведения М.А. Шолохова «Тихий Дон». Объём – 2 стр.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Характеристика героя произведения – это небольшое сочинение, в котором пишущий рассказывает о личности отдельно взятого персонажа, которая, как правило, проявляется через внешность героя, обстановку его дома, речь и поступки.

2. Начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя. Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер.

Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое времяпрепровождение. Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

3. Охарактеризуйте внешность героя: одежду, выражение лица, манеру поведения, которые являются средством раскрытия характера.

Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в романе "Герой нашего времени" подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывает крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя, тоже противоречивые, неоднозначные.

4. Опишите поступки героя, они напрямую раскрывают его характер, помогают понять характер в развитии.

5. Особенности речи героя - важная составляющая характеристики героя.

Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя произведения Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души", раскрывается в его речи: "Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы".

6. Определите, каким является мировоззрение персонажа, круг его интересов.

Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что народ является движущей силой истории. Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя, обязательно опишите его поиски жизненного пути.

7. Каково отношение автора к своему герою?

Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини романа Пушкина "Евгений Онегин", отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. "Татьяна, милая Татьяна...", - пишет А.С. Пушкин.

8. Помните, что вы составляете индивидуальную характеристику героя. Не пересказывайте последовательность событий в повести!

9. В работе для подтверждения каких-либо доводов активно используйте цитаты, но не злоупотребляйте ими!

Практическая работа № 23

Тема программы: Литература 30-х, начала 40-х годов

Тема практической работы: Написание творческой работы на тему: «Жизнь героев романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» тридцать лет спустя»

Цель: научиться создавать творческую работу по домысливанию финала произведения

Оснащение: учебник по литературе под ред. В.И. Чалмаева «Русская литература XX века»

Задание: напишите творческую работу на тему: «Жизнь героев романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» тридцать лет спустя». Объём – 2,5 страницы.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Логическое завершение сюжета – это написание продолжение произведения, которое имеет открытый (незавершённый) финал.

2. Вспомните финал романа-эпопеи «Тихий Дон». Представьте, что вы увидели знакомых героев (Григория, Мишатку, Дуняшку, Мишку Кошевого) и станицу Вешенскую тридцать лет спустя. Расскажите, как изменится облик хутора, его социальный и политический уклад.

3. Опишите вышеупомянутых героев романа. Какими, на ваш взгляд, они станут внешне?

4. Как сложится дальнейшая судьба героев, которых вы описали? Какими будут отношения между семьями Кошевых и Мелеховых?

5. Выполняя работу, не забывайте кратко сослаться на исторические реалии (хутор пережил коллективизацию, трагическую пору мобилизации в годы Великой Отечественной войны, смерть Сталина).

6. В процессе выполнения работы не останавливайтесь на каком-то одном персонаже – старайтесь охватить судьбу всех четырёх героев.

7. Не забывайте, что вы выполняете творческую работу. А значит, вправе полагаться на собственное воображение. Однако помните, что поступки героев должны быть психологически достоверны, то есть адекватны темпераментам персонажей, их характерам, духовному уровню и привязанностям.

Практическая работа № 24

Тема программы: Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет

Тема практической работы: Написание творческой работы по повести В. В. Быкова «А зори здесь тихие» на тему: «Дневник героя»

Цель: научиться создавать творческую работу по произведению в жанре дневника.

Оснащение: учебник по литературе под ред. В.И. Чалмаева «Русская литература XX века».

Задание: напишите творческую работу по повести В. В. Быкова «А зори здесь тихие» на тему: «Дневник героя». Объём – 2,5 страницы.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Творческая работа в жанре дневника предусматривает изображение внутренней жизни отдельного человека (персонажа) и его отношения к внешним событиям.

2. Вспомните героев повести В.В. Быкова «А зори здесь тихие» (Евгению, Риту, Галину, Лизавету, Соню, капитана Васкова). Выберите понравившегося вам персонажа. Представьте, что во время военной операции он (она) вёл (а) дневник. От лица героя напишите 1-2 страницы из этого дневника в охвате не менее 3-хдней.

3. Работа пишется от 1-го лица в свободной форме.

4. Помните, что в дневнике важны не только внешние события, в которых участвует герой, но, в первую очередь, его мысли, его чувства, с которыми он не всегда может поделиться с окружающими людьми.

5. Помните о том, что в работе вам прежде всего нужно показать индивидуальность выбранного вами героя, следуя логике его характера, изображённого в книге.

Практическая работа № 25

Тема программы: Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет

Тема практической работы: Написание мини-сочинения на тему: «Трагедия главного героя в романе «Доктор Живаго»

Цель: научиться создавать мини-сочинение по прочитанному произведению

Оснащение: учебник по литературе под ред. В.И. Чалмаева «Русская литература XX века, отрывки из произведения

Задание: напишите мини-сочинения на тему: «Трагедия главного героя в романе «Доктор Живаго». Объём – 2 стр.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Мини-сочинение – это вид небольшой по объёму письменной работы, представляющий собой изложение мыслей на заданную тему.

2. Обдумайте сущность темы сочинения, её смысл.

3. Сформулируйте главную мысль (тезис) своего связного рассуждения.

Обдумайте основные аргументы (доводы), которые будут подтверждением главной мысли.

4. Теперь можно составлять план, в котором главная мысль (тезис) будет названием основной части.

5. Все кратко сформулированные аргументы будут подпунктами основной части.

6. Когда в целом канва рассуждения по главному тезису готова, нужно подумать, о чём писать во вступлении, что может предварять основной тезис.

7. В заключении сочинения важно обобщить написанное, высказать своё отношение к главному тезису, связать с современными условиями общественной жизни.

8. Теперь, когда составлен план, можно писать текст.

\

9. Старайтесь связывать части своих рассуждений по плану между собой. Для этого используйте повторы слов из предыдущего высказывания, местоимения.

10. Для того чтобы мысли, изложенные в вашем сочинении, выглядели убедительно, их нужно проиллюстрировать цитатами. Но не злоупотребляйте ими! Одного-двух предложений в цитате будет достаточно. Цитаты необходимо заключать в кавычки.

11. Помните, что в любом сочинении очень важна ваша речь, а не списанные фразы из критических статей.

12. В сочинении используйте нормированную литературную лексику. Не используйте жаргон и молодёжный сленг.

13. Помните, что время написания мини-сочинения сочинения ограничено! Не тратьте время на развёрнутые цитаты и длинные рассуждения.

14. Каждая часть сочинения (вступление, основная часть и заключение) пишется с красной строки.

15. Не ставьте в тексте сочинения номера пунктов плана!


Практическая работа № 26

Тема программы: Литература периода 1950-х, 1980-х годов

Тема практической работы: Написание отзыва о романе А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»

Цель: научиться создавать отзыв о произведении

Оснащение: отрывки из произведения

Задание: напишите читательский отзыв о романе А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Объём 2 стр.

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:


1. Отзыв о книге – это высказывание, которое должно содержать мнение о прочитанном произведении и его оценку. Отзыв о книге должен быть эмоциональным и аргументированным.
Цель вашего отзыва – это, прежде всего, поделиться собственным впечатлением о книге.

2. Укажите название книги и ее автора. При каких обстоятельствах вы познакомились с данным произведением?

3. Как проходил процесс чтения? (было ли это чтение трудным или содержание повести заинтересовало сразу)

4. Как вы оцениваете книгу (понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной).

5. Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые были подняты в произведении?

6. Сделайте краткий обзор событий, которые описаны в книге (не пересказывайте сюжет). Обозначьте самые важные эпизоды.

7. Как вы оцениваете персонажей, их действия (два-три главных героев книги)? Обязательно нужно выразить свое отношение к героям и их судьбам

8. Каковы особенности повести? Чем она вам запомнилась? Возможно, это произведение написано очень интересным языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания природы, необычное построение сюжета, трогательная история, читая которую, вы не смогли сдержать слез, – все это нужно отметить.

9. Расскажите о ваших мыслях и чувствах по поводу прочитанной повести.

10. Намерены ли вы продолжить знакомство с этим автором, прочитать другие его книги? Или же порекомендовать эту книгу читателям? Возможно (ведь отзыв может быть и отрицательным), вы посоветуете им никогда не читать эту повесть.

Практическая работа № 27

Тема программы: Литература периода 1950-х, 1980-х годов

Тема практической работы: Написание творческой работы «Письмо Георгию Ваганову (Попову)»

Цель: научиться создавать творческую работу в жанре послания

Оснащение: отрывки из произведения, электронная презентация

Задание: напишите «письмо» понравившемуся герою (героине) рассказа В.М. Шукшина «Страдания молодого Ваганова». Объём 1, 5 стр.

Время выполнения: 1час

Форма отчёта: выполненное задание

Рекомендации:

1. Письмо герою – это разновидность творческой работы, в основе которой – стремление поделиться с чем-то литературным героем, дать ему совет или пожелание на будущее, передать своё восхищение или неприязнь. Письмо герою пишется свободной композицией, но с соблюдением смысловой логики.

2. Письмо пишется от первого лица.

3. Письмо будет создаваться легко лишь в том случае, если вы представите себе, что герой произведения (Ваганов, Попов) – реальное лицо, с которым вы можете свободно общаться. Вы недавно узнали, что с ним произошло в последний год его жизни и пытаетесь, анализируя некоторые его поступки, подсказать ему, как жить дальше с его личной проблемой или семейной драмой.

4. Письмо должно отражать ваше собственное отношение к личности героя и отношение к его жизненной позиции.

5. Не пересказывайте текст! Не используйте дополнительные источники информации, поскольку данная работа – исключительно творческая, в основе которой лежит ваше субъективное отношение к личности героя.

Пример:

 Пьер (Пьер Безухов)! Недавно я с тобой познакомился, а как будто тысячу лет знаю. Ты, брат, чем-то похож на меня или я на тебя. Я такой же неуклюжий, высокий, неловкий в общении с женщинами…

   Конечно, я не так блестяще образован и не так хорошо ориентируюсь в политике, но, как и ты, люблю искренних, добрых людей, природу, музыку, иногда читаю с удовольствием…

   В отношении к любви я тебя понимаю, как никто другой. Тебя подвели неопытность, доверие к людям, в том числе и к женщинам. Хотя.. мне самому понравилась эта вертихвостка Элен. Но за внешней красотой скрывалась пустота, поэтому сердце подсказало тебе верное решение – расстаться с этим недостойным человеком…

Меня поражает, то, как долго ты не мог открыться Наташе. Андрей, твой друг, конечно же, интересный человек, но как же мог ты думать, что ты (ты!) недостоин её! Ты прекрасный, сильный человек, и таким был всегда, хотя и не подозревал об этом. Я был рад, когда узнал, что после войны, после стольких испытаний вы снова встретились… и поженились!..

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области