Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей в средней группе на материале лексической темы "Домашние животные».

Цель Совершенствовать лексико-грамматические представления детей на материале лексической темы "Домашние животные". Задачи 1. Упражнять в употреблении существительных в винительном падеже с окончанием – у. 2. Совершенствовать умение составлять словосочетания и предложения с заданными словами. Активизировать словарный запас детей по теме «Домашние животные». 3.Развивать артикуляционную моторику. Развивать внимание, логическое мышление. Для ребенка с нарушением зрения развивать тактильную чувствительность, умение правильно соотносить слово со зрительным образом. 4. Воспитывать самоконтроль, желание активно работать на занятии.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических представлений

у детей в средней группе на материале лексической темы "Домашние животные».

Разработала:

воспитатель Вертякова Екатерина Геннадьевна

МБДОУ №5 «Теремок»

г. Набережные Челны

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ………………………………………….…………….…………..2

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ……………...………3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………….9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...…10

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………11

АННОТАЦИЯ

Занятие на формирование лексико – грамматического строя речи предназначено для детей дошкольного возраста. Рекомендуемый возраст: 5 – 6 лет. Занятие проводится в подгруппе от 2 – до 8 детей.

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Цель:

Совершенствовать лексико-грамматические представления детей на материале лексической темы "Домашние животные".

Задачи:

1. Упражнять в употреблении существительных в винительном падеже с окончанием – у.

2. Совершенствовать умение составлять словосочетания и предложения с заданными словами. Активизировать словарный запас детей по теме «Домашние животные».

3.Развивать артикуляционную моторику. Развивать внимание, логическое  мышление. Для ребенка с нарушением зрения: развивать тактильную чувствительность, умение правильно соотносить слово со зрительным образом.

4. Воспитывать самоконтроль, желание активно работать на занятии.

Предварительная работа

Активизация знаний детей о домашних животных: беседа, рассматривание иллюстраций.

Материал к занятию

Раздаточный материал:

Демонстрационный материал:

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! А настроение у вас хорошее? Давайте проверим. Дети подходят к коробке со смайликами и выбирают тот, который соответствует их настроению. Затем подходят к зеркалу и мимикой изображают своё настроение.

Игра "Назови животное".

Дети стоят в кругу. Педагог бросает поочерёдно мяч каждому из детей и просит назвать птицу (рыбу, насекомое, зверя, дикое животное, домашнее животное). Затем дети, получая мяч, называют только домашних животных.

Сюрпризный момент.

Появляется кукла Ваня. Ребята! К нам в гости сегодня пришел мальчик Ваня. Он живёт в деревне и приглашает нас поехать в гости. Сегодня на занятии мы узнаем, какие животные есть у Вани и поучимся правильно употреблять слова в речи. Хотите поехать в деревню в гости к Ване? Но сначала сделаем зарядку для язычка, а Ваня посмотрит, чему мы научились.

Артикуляционная гимнастика.

Динамическая пауза "Едем на машине".

Ну а теперь пора отправляться в дорогу. Мы поедем в деревню на машине. (Дети выполняют движения в соответствии со словами).

Еду-еду я в машине.

Руль туда-сюда кручу.

Ты быстрей езжай, машина!

На педали я давлю.

Что-то стало вдруг темно

И не видно ничего

Я включу скорее фары.

Чик - и стало все светло.

Не пойму, что же случилось:

Вдруг машина покосилась,

У нее спустилась шина-

В этом есть и вся причина

Я насос скорей возьму,

Колесо качать начну:

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Руки чисто отряхну,

И опять свой путь начну.

II. Игра "Загадки".

Вот мы и приехали. Ваня говорит, что у него во дворе много домашних животных. Но хочет, чтобы вы догадались сами, кто у него живёт. Для этого надо отгадать загадки. (По мере отгадывания педагог выставляет картинки с изображением домашних животных.)

Стоит копна посреди двора,

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

Бегут по дорожке

Борода и ножки. (Коза.)

Ходит модница у речки, кудри пышные колечком.

А зимою из кудряшек бабушка носочки вяжет. (Овца.)

Мягкие лапки,

А в лапках цап-царапки. (Кошка.)

Гладишь - ласкается,

Дразнишь - кусается. (Собака.)

Квохчет, клохчет, детей созывает,

Под крыло собирает. (Курица.)

Вперевалочку хожу, травку я щипать люблю,

В воду залезаю – плаваю, ныряю. (Утка.)

Игра "Поможем Ване". Употребление существительных в винительном падеже.

Стал Ваня кормить животных. (Выставляется картинка с изображением миски с едой.)

Ребята, кого будет кормить Ваня?

(Дети отвечают с мест: корову, козу, овцу, кошку, собаку, курицу, утку.)

Поможем Ване?

(Дети выходят к доске выбирают картинку.)

Кого ты хочешь покормить?

(Я хочу покормить корову.)

Кого ты покормил?

(Корову.)

А теперь надо напоить животных. (Выставляется картинка с изображением миски с водой. Задание выполняется аналогично предыдущему.)

Молодцы, ребята! Пора возвращаться домой. Мы пойдём пешком.

Физминутка  «Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. (Шагают на месте.)

Грибы-ягоды искать.

Как прекрасен этот лес, (Поочерёдное отведение рук в стороны.)

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине. (Правую руку поднимают вверх, смотрят вверх.)

Вот грибок растет на пне. (Левую руку опускают вниз, смотрят вниз.) Дрозд на дереве сидит. (Левую руку поднимают вверх, смотрят вверх.) Ежик под кустом шуршит. (Правую руку опускают вниз, смотрят вниз.) Слева ель растет старушка. (Смотрят влево, показывают рукой.)

Справа сосенки-подружки. (Смотрят вправо, показывают руками.) Где вы, ягоды, ау! (Смотрят вниз, ищут глазами.)

Все равно я вас найду!

Мои глазки отдохнут. (Закрывают глаза.)

И опять искать начнут.

Игра «Угадай на ощупь»

Дети закрывают глаза. Ведущий подносит каждому ребенку волшебный мешочек с картонными фигурками ягод и грибов. Дети определяют на ощупь, что им досталось, ягода или гриб.

Пальчиковая игра "Встреча животных".

(Одноимённые пальцы последовательно касаются друг друга, начиная с больших.)

Встретились две коровы и поздоровались: му-му!

Встретились две козы и поздоровались: бе-бе!

Встретились две собаки и поздоровались: гав-гав!

Встретились две кошки и поздоровались: мяу-мяу!

Встретились две утки и поздоровались: кря-кря!

Подведение итогов занятия.

Что вам понравилось на занятии? Что показалось трудным?

Воспитатель - логопед даёт оценку деятельности каждого ребёнка и награждает его звёздочкой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время основные тенденции развития образования связаны с установкой на создание полноценного образовательного пространства и комплексного сопровождения индивидуального развития ребёнка. Специфика работы воспитателя-логопеда в детском саду предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ. Поэтому задача логопеда состоит в поиске и использовании эффективных для данной категории детей форм и методов обучения.

В группе, для которой разрабатывалось занятие, есть ребенок с сочетанным дефектом (общее недоразвитие речи и нарушение зрения): носит очки. Ребенок с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержен гиподинамии, у него нарушена координация движений. Поэтому проведение несколько динамических пауз является для такого ребенка еще и своеобразным отдыхом для глаз.

Демонстрационный материал (картинки) подобран с учетом следующих требований: 

Игрушка, используемая на занятии, похожа на реальный объект и по внешнему виду и по цветовой гамме, что важно для детей с нарушением зрения. У ребёнка с ослабленным зрением наблюдается снижение осязательной чувствительности и моторики пальцев.

Для развития чувствительности и подвижности пальцев используются игра «Угадай на ощупь» и пальчиковая гимнастика.

Для предупреждения утомления глаз и снятия зрительного напряжения в занятие включена гимнастика для глаз. Учитывая, что для выполнения большинства заданий на занятии ребенку с нарушением зрения требуется больше времени (рассматривание объекта, осмысление), чем детям с нормальным зрением, именно этот ребенок готовит атрибуты и выполняет сначала роль ведущего в игре «Угадай на ощупь», а затем участника.

Настоящая работа может рассматриваться как пример создания особых образовательных условий на логопедическом занятии для ребенка с сочетанным дефектом(общее недоразвитие речи и нарушение зрения) в условиях обычной общеобразовательной организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверина И. В. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ.– М.: Айрис-пресс, 2006

2. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры.– СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».URL: http://минобрнауки.рф/

документы/6261(дата обращения 02.05.2017)

2. Белозерова И. Н. Конспект занятия по внеурочной деятельности в первом классе (в контексте формирования универсальных учебных действий). Культура речи. URL: http://logoportal.ru/konspekt-12844/.html (дата обращения 20.11.2016)

3. Дорохова К. В. Методическая разработка «Тетрадь-пропись «Домовенок Кузя учится писать буквы».URL: http://festival.1september.ru/

Приложение 1

Домашние животные

Приложение 2

Приложение 3

Ягоды и грибы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области