Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени отдаляют родителей от детей. А что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?
Общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой.
Уважаемые родители! Я предлагаю вам несколько вариантов интересных и занимательных речевых игр, которые не требует специальных педагогических знаний и помогут вам провести несколько удивительных минут рядом с вашим малышом.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми как дома, так и по дороге в детский сад.
"Что бывает?"
Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зеленый - ... дом, помидор.
Зимняя - ... одежда, рыбалка.
Домашнее - ... печенье, задание.
"Общие слова"
1)Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...
2)Ребенку предлагается назвать одним словом: сосна, береза, клен - это...
"Четвертый лишний"
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например: ваза - роза - нарцисс – гвоздика.
"Посчитай"
Считаем все, что можно посчитать.
Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.
"Скажи наоборот"
Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".
Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и т.п.
Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...
Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п.
Наречия: далеко - ..., высоко - ...
"Подбери слово"
Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме,
например: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)
"Большой - маленький"
Ребенку предлагается назвать ласково, например: ложка - ложечка, стул - стульчик и т.д.
"Назови, какой..."
Образование прилагательных.
Например: сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.д.
"Подбери слово"
Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка - ...
«Назови отличия»
Например:
Яблоко и груша.
Помидор и тыква.
Кофта и свитер.
Стул и кресло.
Грузовик и легковая машина.
Самолет и птица.
Береза и дуб.
«Что из чего?»
Например: носки из шерсти – шерстяные, шарик их резины - …, стакан из стекла - … .
«Чей хвост?» (Чья лапа. Чьё ухо.)
У кита - …, у волка - …, у барсука - …, у белки -… .
«Я заметил»
-Давай проверим. Кто из нас внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы
проходим ; а еще обязательно укажем – какие они.
Например: Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая.
«Рифма»
Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будете говорить. Например: зверь – дверь; мошка – кошка, коса – коза, речка – печка. Даже если слова не очень хорошо будут рифмоваться, игра все равно доставит вам массу положительных эмоций.
«Что какие звуки издаёт?»
Например: дверь – скрипит, ветер – свистит, листья – шелестят, … .
«Подружи слова»
Например: листья падают – листопад, снег падает – снегопад, сам летает – самолёт, …
«Цепочка слов»
Взрослый и ребёнок по очереди называют слова, начинающиеся на последний звук в предыдущем слове. Например: телефон, насос, самолёт, танк, кот и т.д.
«Все сделал» (образование глаголов совершенного вида).
Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил
Итак, для того чтобы Ваш ребёнок имел богатый словарный запас, надо проводить следующую работу:
- Много рассказывать и показывать детям. Читать им художественную литературу.
- Обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают.
- В повседневной жизни закреплять и расширять употребление обобщающих понятий – овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда и т.д.
- Задавать ребёнку различные вопросы: кто?, что?, что делает?, какой? и т.д.
- Обращаясь к ребёнку, Вы побуждаете его отвечать, а он имеет возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Рябинка»
Буклет для семей
воспитанников
по теме
Игры для развития словарного запаса
«По дороге в детский сад»
учитель – логопед
Рожина У.В.