Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Игровые технологии как средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Игровые технологии как средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

«Учиться работать – скучно;
делать, стремиться к результату
и достигать его – интересно».
В.А. Сухомлинский

Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. В отношении к предмету «Иностранный язык» эта проблема проявляется в том, что у детей постепенно, от класса к классу, снижается интерес к овладению языком. Если в самом начале мотивация к изучению языка, как правило, высокая, то впоследствии отношение меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления материала, стадию неизбежного примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате пропадает активность, ослабевает воля, снижается успеваемость. При организации традиционных уроков дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и уровнем интереса к изучаемому материалу. Учитель должен обладать коммуникативными умениями, способностью к рефлексии и анализу личного опыта, умению соотнести теорию обучения с практикой, способностью проецировать полученные данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные условия обучения.

Следует отметить, что современная методика преподавания иностранного языка обогатилась новейшими инновационными технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. Стало хорошей традицией создание видео презентаций для уроков, использование интернет-ресурсов. Изменилась и форма проведения урока. Замечено, что эффективность обучения заметно улучшается, если применять игровые технологии на уроках иностранного языка.

Использование коммуникативных игр позволяет мне подчинить процесс овладения иноязычным материалом решению внеязыковых задач общения, а именно развивать у учащихся основы коммуникативной компетенции, которая предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, умения взаимодействовать в коллективе.

Обучение на основе общения посредством игры позволяет мне:

В планировании урока я исхожу из следующих требований:

а) к уроку;
б) к заданию;
в) к речевому поведению учителя.
В связи с этим я стремлюсь к тому, чтобы
а) виды заданий и упражнений были универсальны для любого возраста учащихся;
б) успешность урока зависела от меня как учителя, а не от технической оснащенности учебного заведения;
в) определяющую роль играла структура занятия, где сочетаются индивидуальные и другие формы работы и осуществляется переход от одного режима к другому.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Выделяют следующие виды игр в процессе обучения иностранному языку:

а) подготовительные (грамматические, лексические, фонетические, орфографические);

б) творческие.

Подготовительные игры используются в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичной, так и дальнейшей семантизации лексических и грамматических навыков.

Творческие игры обладают способностью дальнейшего развития речевых навыков и умений.

Цель подготовительных игр - формирование речевых навыков:

— грамматические игры способствуют употреблению учащимися речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создают ситуацию для употребления данного речевого образца, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся.

— лексические игры тренируют учащихся употреблять лексику в ситуациях приближенных к естественной обстановке, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью слова.

— фонетические игры тренируют учащихся в произношении иностранных звуков, учат учащихся громко, отчетливо читать стихотворения, разучивать их с целью их воспроизведения по ролям.

— орфографические игры направлены на упражнения в написании немецких слов.

Рассмотрим подробнее, какие виды учебно-речевых игр можно использовать на уроках иностранного языка и как правильно применять игровые технологии в процессе обучения.

1 Языковые игры

1.1 Фонетические игры

1. «Слышу - не слышу». 

Ход игры: учащиеся делятся на команды. Учитель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... , обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... , поднимают обе руки.

1.2 Орфографические игры

«Вставь букву». 

Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.

1.3 Лексические игры

1. «Слово». 

Ход игры: команды получают наборы карточек с буквами. Учитель произносит слово; обучаемые, у которых находятся составляющие его буквы, должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как составлено несколько слов.

1.4 Грамматические игры

1. «Модальные глаголы». 

Ход игры: образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это предложение.

С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы...? Должны ли вы...? Затем это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.

2. «Игра в мяч». 

Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д.

2. Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом

Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц.

1.«Запомните предметы». 

Разложить предметы на столе на 1-2 минуты. Затем накрыть бумагой и записать название предметов, которые запомнили.

2.«Кроссворды».

3 Психологические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний

Основными функциями психологических игр в обучении иностранному языку являются создание у учащихся внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.

1. «Домино»

Ход игры: ученикам раздается по 4 - 6 карточек; на одной половине карточки изображена картинка, на другой половине - написано слово. Выигрывает тот, кто быстрее выложит все карточки, то есть совместит изображение со словом.

2. «Снежный ком»

Ich spiele Fußball gern. Und du?

Ich spiele Tennis gern. Ich spiele Eishockey gern. Und du?

3. "Пантомима"

Ход игры: по мимике, пантомимическим действиям учащиеся догадываются и называют слова

Таким образом, наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием игровых форм показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку;

создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся;

дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении;

повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность учащихся при обучении иностранному языку.

Исходя из всего вышесказанного, я хотела бы подвести итог, выразив такую мысль: «Конечно, урок иностранного языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций».

Именно поэтому я все чаще стараюсь найти новую игру и эффективно использовать ее на своих уроках. 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Логинова Л. В. Языковые игры на уроках иностранного языка. – Смоленск, 2002.

2. Пассов Е. И. Уроки иностранного языка в школе. – М., Просвещение, 1992.

3. Рогова Г. В. Внеклассная работа по иностранному языку. – М., 1996 г.

4. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. – М.: Просвещение, 1988.

5. Колесникова О. А. Игры в обучении иностранным языкам//Иностр. языки в школе. – 1989. - № 4.

6. Чуйкова С. Л. Игра и игровая ситуация на средней ступени обучения// Иностр. языки в школе. – 1990. - № 6.

7. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – С-П, КАРО, 2006.

8. Журнал «ИЯШ» - № 5, 2004.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области