Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Авторская программа «Игровые методы в музыкальном образовании» для детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования детей

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Авторская программа

«Игровые методы в музыкальном образовании»

(для детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования детей)

Современная социально-культурная деятельность активно использует в работе с детьми дошкольного возраста методы практического тренинга. Уже давно в практике применяются специальные групповые занятия.

Нас интересуют такие направления практической работы в рамках социально-культурной деятельности, которые ориентируются на развитие музыкальных способностей личности дошкольника, где в качестве движущей силы выступают культуротворческие технологии.

Чаще всего внеклассная музыкальная работа проводится в учреждениях дополнительного образования путем организации кружков хоровых, инструментальных, сольного пения, различных ансамблей и др.

Цели и задачи программы

Цель программы – развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Задачи, направленные на реализацию поставленной цели:

– в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте;

– развитие чувства ритма, тембрового и динамического слуха;

– побуждение к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Программа рассчитана на 6 месяцев.

В группу набираются дети дошкольного возраста, посещающие учреждение дополнительного образования.

Обучение предполагает освоение трех блоков:

I блок – «Игра – дело серьезное».

II блок – «Былины – кладезь народной мудрости»

III блок – «Мир музыки»

Занятия из всех трех блоков чередуются. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 6 месяцев.

Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы работы:

- визуализация;

- психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

- игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые, музыкально-дидактические игры);

- беседа.

Форма организации и проведения работы по программе

Программа предполагает проведение музыкально-дидактических занятий в обучающих группах.

Схема построения программы

Цели

Средства достижения

I этап - организационный

- ориентация на специфике тренинга как метода обучения;

- первичная диагностика;

- индивидуальная беседа;

- тестирование, позволяющее определить уровень музыкального развития, согласно видам музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

- диагностика психоэмоциональных состояний

II этап - Игра – дело серьезное

- развитие звуковысотного слуха;

- развитие чувства ритма

- развитие тембрового слуха

- развитие диатонического слуха

- развитие памяти и слуха

- музыкально-дидактические игры

III этап – Былины – кладезь народной мудрости

- приобщение дошкольников к устному народному творчеству и истории России

Илья Муромец

Ставр Годинович

Садко

Добрыня и Змей

Вольга и Микула

Вавила и скоморохи

IV этап – Мир музыки

– воспитывать интерес к музыке;

– обогащать музыкальные впечатления детей;

– знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.

– развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

– развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности

– Восприятие музыки

– Пение

– Музыкально-ритмические движения

– Игра на инструментах

V этап –заключительный

- вторичная диагностика;

- подведение общих итогов

- групповая дискуссия, повторное применение диагностических процедур

Контингент учащихся и принцип набора в группу

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста. В группу набирается не более 7 детей 5-7 лет. Группы – разнополые. Рекомендуется в одну группу приглашать людей с разницей в возрасте не более двух лет.

Продолжительность работы по программе

Программа предполагает проведение 24 тематических занятий. Рассмотрение одной темы рассчитано на 2 академических часа. Режим работы с детьми 5-7 лет – два раза в неделю, занятие может длиться не более 40 минут.

Условия проведения занятий

Занятия проводятся в одном и том же помещении. Помещение должно быть светлым, просторным, легко проветриваемым, стулья должны быть легко перемещаемыми и несоединенными друг с другом. В помещении не должно быть предметов, представляющих опасность для здоровья, а так же отвлекающих внимание детей.

Предполагаемые результаты

- Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

- развитие звуковысотного слуха;

- развитие чувства ритма

- развитие тембрового слуха

- развитие диатонического слуха

- развитие памяти и слуха.

Упражнения для занятий по блоку «Игра – дело серьезное»

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА

Музыкальное лото

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Ступеньки

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

Угадай колокольчик

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый – на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый – на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Играют несколько детей. Игра проводится во вторую половину дня.

Примечание. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки-ноты на трех линейках.

Повтори звуки

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный «дан», зеленый «дон», желтый «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры. Преподаватель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Преподаватель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Преподаватель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

Найди нужный колокольчик

Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Три поросенка

Игровой материал. На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке - Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы – поросенок в красной шапочке Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы поросенок в желтой шапочке – Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки, 8-12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, – говорит воспитатель. – Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споете так, как поют они. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поет и играет на пластинке до второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поет и играет на пластинке фа первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше» (поет и играет на пластинке ля первой октавы). Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в следующем. Дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросенок, например, в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я Ниф-Ниф» – на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребенок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.

Игра проводится в свободное от занятий время и на музыкальном занятии (без раздачи карточек).

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА

Прогулка

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры. Дети должны передать ритмический рисунок - выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие частым. Например: «Таня взяла мяч,- говорит воспитатель, и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

«Пошел частый, сильный дождь», продолжает преподаватель. Ребенок быстро случит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

Определи по ритму

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3-4).

Учитесь танцевать

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», – говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

Выполни задание

Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

Ход игры. Преподаватель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками на фланелеграфе.

Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА

Определи инструмент

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

На чем играю?

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек (3-4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4-6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких.

Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

Слушаем внимательно

Игровой материал. Проигрыватель с пластинками инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).

Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.

Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.

Музыкальные загадки

Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игра проводится в свободное от занятий время.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАТОНИЧЕСКОГО СЛУХА

Громко-тихо запоем

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

Колобок

Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок – румяный бок,

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.

Найди щенка

Игровой материал. Игровое поле, щенок, 2-3 небольших бочонка, молоточек с матрешкой на конце.

Ход игры. Дети договариваются, в какую из бочек они спрячут щенка, и зовут водящего:

«Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку, Во дворе их много так, не найти его никак. Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи, Мы не будем помогать, будем песню запевать».

Далее игра проводится так же, как и предыдущая.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И СЛУХА

Сколько нас поет?

Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты. В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.

При выполнении игры- с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.

Игра проводится с небольшой подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущею.

Слушаем музыку

Игровой материал. 4-5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель с пластинками.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.

Наши песни

Игровой материал. Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель с пластинками, фишки.

Ход игры. Детям раздают по 2—3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в грамзаписи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Волшебный волчок

Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.

Ход игры. Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.

Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии.

Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.

Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.

Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного возраста.

Что делают в домике?

Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Проигрыватель с пластинками и поощрительные значки.

Ход игры. Воспитатель-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит мелодия в грамзаписи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

Назови композитора музыки

Игровой материал. Проигрыватель с пластинками программных произведений М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.

Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов П.Чайковского, М.Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка. Выигрывает тот, кто получит большее число очков.

Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.

Веселая пластинка

Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок — в центре нарисована картинка, передающая содержание песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений.

Ход игры. Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проигрывает» ее на игрушечном проигрывателе.

БЛОК II. Былины – кладезь народной мудрости

Тема 1. «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

1. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Былины – кладезь народной мудрости».

Цель: Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.

Материал: Иллюстрации.

Ход: Преподаватель рассказывает и показывает иллюстрации: Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.

Итак, сегодня мы начнём путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: «Что же такое былина?», - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование. Здесь вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения: вместе с русским богатырём Ильёй Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем Разбойником; а с богатырём Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

Так, кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

2. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом репродукции картины Васнецова «Богатыри».

Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена русский народ славился богатырской силой; слова о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче дошла до наших дней. Русские богатыри защищали родную землю от врагов. Об их подвигах слагали сказки. Обогатить словарь детей словами: былины, богатыри, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Материал: репродукция картины Васнецова «Богатыри».

Ход: Преподаватель рассказывает и показывает репродукцию картины Васнецова «Богатыри»: Сегодня мы познакомимся с главным былинным героем - Ильёй Муромцем. Вот он (показывает на картину «Богатыри» Васнецова) вместе со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем несёт караульную службу на заставе. Они отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец - крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алёша Попович - сын попа. Но их объединяет одно - желание в трудную минуту помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.

Здесь, на картине, Илья Муромец стоит в центре, «богатырь богатырей», мужественный, спокойный, уверенный в своих силах. Он охраняет покой своей Родины, мирную жизнь русичей - так раньше называли жителей Древней Руси.

Каждое утро Илья Муромец со своими товарищами выходит в дозор, в чистое поле, и честно несёт свою нелёгкую службу, но былина, с которой вы сегодня познакомитесь, не о том, как они стоят в дозоре. Это рассказ о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал настоящим богатырём, узнаете о его первых подвигах.

3. Чтение и беседа по былине «Илья Муромец».

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, студёная водица, калики перехожие, чадо милое, жажда мучает.

Ход: Преподаватель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины:

Как назывались город и село, где родился Илья Муромец? Как он провёл свои первые 30 лет жизни? Кто помог ему избавиться от тяжёлого недуга? Благодаря какой волшебной силе Илья Муромец стал настоящим богатырём? Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления? Как называлось место, где он встретил Соловья-разбойника? Как Илья Муромец победил его? Куда направился Илья Муромец после победы над Соловьём-разбойником?

4. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов «Путешествие по Русской избе».

Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

Ход: Преподаватель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

Преподаватель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. Без печи хата - не хата.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.

Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.

Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

Что есть в печи - всё на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Преподаватель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.

Хлебом-солью привечаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Во время чаепития воспитатель рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Преподаватель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами вырезали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.

Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.

В дорогу идти - пять пар плести.

Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

5. Чтение загадок, пословиц, поговорок о силе, смелости, храбрости русских богатырей

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о силе, храбрости, смелости. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

Ход: Преподаватель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.

Храбрый побеждает - трус погибает.

Смелость города берёт. Кто храбр - тот и жив. Кто смел, тот и цел.

6. Разучивание русской народной подвижной игры «Слепой козёл».

Цель: Развивать слуховое внимание, ловкость.

Ход: "Жмурке" завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в неё, а играющие спрашивают: "Кто там?". "Слепой козёл", - отвечает "жмурка".

Играющие все вместе говорят:

Козёл слепой,

Не ходи к нам ногой.

Иди в кут,

Там холсты ткут,

-Тебе холстик дадут!

Недовольный козёл снова стучит в дверь."Кто там?". "Апанас!", - отвечает козёл. "Апанас, ищи нас!", - с этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Играющие увёртываются, а пойманный игрок становится "жмуркой".

7. Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»

Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия.

Материал: Изображение русского богатыря, разнообразные детали костюмов воинов разных народов.

Ход: Преподаватель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю.

8. Рассказ преподавателя с использованием иллюстраций, изображающих различные постройки Древней Руси: изба, терем, палаты.

Цель: Формировать представления о постройках Древней Руси, а также о том, что чем богаче был человек, тем богаче был его дом. Обогатить словарь детей: изба, терем, палаты, ремесленники, князья, бояре.

Материал: Иллюстрации с изображением построек Древней Руси.

Ход: Преподаватель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением различных построек и рассказывает о каждой из них, выделяя характерные особенности: изба - низкая, бревенчатая; терем - высокий, расписной, узорчатый; палаты - сделаны из камня, высокие.

Чем богаче был человек, тем богаче был его дом: простые крестьяне и ремесленники жили в избах; князья да бояре - в теремах, палатах белокаменных.

Преподаватель зачитывает отрывки из разных былин, где упоминаются названия разных построек.

"...В том ли городе во Муроме, в том ли селе Карачарове жила-была семья. И росло в той семье чадо милое - Илюшенька сын Иванович. Опечалил он родителей своих - был здоровьем слаб, всё в избе на печи лежал и не мог он встать на резвы ноженьки..." (былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник").

"... И дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Как узнала она, что муж её сидит в тёмном погребе, стала она думать, как его освободить из острога. И подумала она: " Деньгами его не выкупишь, силою не выручишь, а смогу спасти его своею догадкою, женской хитростью да изворотливостью.

Первым наперво - отрезала она косыньки свои длинные, уложила волосы по-молодецки. Назвалась добрым молодцем Василием Микуловичем и отправилась из своего терема в путь-дорогу выручать мужа любимого.

Приезжает она к князю Владимиру, в его палаты белокаменные, называется добрым молодцем и просит себе в жёны княжескую дочь..." (былина "Ставр Годинович").

Тема 2. «Ставр Годинович»

1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций

Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена в Древней Руси во главе государства стояли Великие князья; столицей Киевской Руси был город Киев; князья управляли государством, принимали заморских послов, вершили суд, устраивали пиры, Древняя Русь была богатым государством.

Материал: Иллюстрации с изображением портретов правителей Древней Руси, Золотых ворот и Софийского собора в Киеве.

Ход: Преподаватель предлагает послушать рассказ и посмотреть иллюстрации.

В Древней Руси во главе государства стояли Великие князья. В разное время это были: Ярослав Мудрый, Владимир Красное Солнышко, Вещий Олег, Княгиня Ольга, Владимир Мономах и др. Князья не только управляли государством, но также принимали заморских послов, вершили суды; князья любили попировать с дружинниками в честь своих ратных побед, а для простых горожан киевские князья устраивали скачки, турниры, различные игрища.

Древняя Русь славилась далеко за её пределами. Русь была большим и богатым государством. Чужеземцы, посещавшие столицу Древней Руси - Киев, рассказывали о его богатстве. Недаром Главные ворота Киева назывались Золотыми. Обитые золочёной медью, они ярко блестели на солнце. Золотом горели и купола многочисленных церквей. Но больше других поражало воображение путешественников главных храм Киева - Софийский собор: величественный каменный красавец, украшенный тринадцатью куполами.

2. Чтение былины «Ставр Годинович».

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Ставр Годинович». Используя разные средства выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, водица студёная, калики перехожие.

Ход: Преподаватель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины.

Где происходит действие былины? Как звали Великого князя, который правил в те времена Киевом? Почему князь посадил Ставра Годиновича в острог? Как звали жену Ставра Годиновича? Как она спасла своего мужа? Кто не поверил "добру молодцу" Василию Микуловичу? Как испытывал князь «добра молодца»? Почему князь Владимир отпустил Ставра Годиновича и Василису Микуличну?

3. Словесная игра «Похвали соседа».

Цель: Упражнять детей в подборе слов, характеризующих положительные качества человека. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Ход: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре круга находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели

Друг на друга смотрели,

Слова разные говорили,

Друг друга хвалили.

Ведущий бросает мяч одному из детей, хвалит ребёнка потешкой. Ребёнок бросает мяч товарищу и тоже хвалит его потешкой. Игра продолжается.

Хвалебные потешки.

Наша Лерочка в саду,

Что оладушек в меду.

Коленька хороший,

Коленька пригожий.

Наша Маша маленька,

У ней губки маленьки.

У нашей Галеньки

Красный кафтанчик

С синим карманчиком.

В светлом "Теремочке"

Выросла Лизуша.

Все её любят, все её голубят.

4. Беседа об эмоциях человека.

Цель: Уточнить представление детей о различных эмоциональных состояниях человека. Упражнять в изображении эмоциональных состояний с помощью жестов и мимики.

Вопросы к беседе: Какие эмоциональные состояния вы знаете? Какие люди располагают к общению? Что нужно сделать, чтобы плохое настроение стало хорошим? Что ты делаешь в случае, когда твой друг загрустил, обиделся, огорчился? Вспомни, что тебе помогает улучшить настроение?

Ход: Преподаватель раздаёт детям маленькие зеркала и предлагает изобразить разные эмоциональные состояния человека: грусть, радость, удивление, огорчение и т.д. В ходе выполнения задания обращает внимание на выразительность передаваемых состояний.

5. Подвижная игра "Здравствуй, дедушка Мазай!"

Цель: Тренировать детей в создании выразительных образов с помощью мимики и жестов.

Ход: выбирается "дедушка Мазай" (с помощью считалки). Остальные участники остаются детьми. Дети придумывают и обговаривают то, что они будут показывать. Со словами: "Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Где мы были мы не скажем, а что делали покажем". После того, как покажут образ "деду Мазаю", он угадывает и называет его. Если он правильно назвал, дети разбегаются, он их догоняет. Пойманный ребёнок становится "Мазаем".

6. Чтение пословиц, поговорок о различных эмоциональных состояниях человека.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа, о различных эмоциональных состояниях человека. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

Радость

Смех - родной брат силы.

Весёлый смех - здоровье.

Задор забывает, что сил не хватает.

Страх

Кто испуган, тот побеждён наполовину.

За волосы дыбом не скажут "Спасибо".

У страха глаза велики.

Дрожит, как осиновый лист.

Обида

Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

Робость

Когда робость приходит - победа уходит.

Не сробеешь - врага одолеешь.

7. Речевое упражнение "Кто лучше скажет".

Цель: Развивать темп речи у детей. Упражнять в проговаривании чистоговорок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Ход: Преподаватель проговаривает скороговорку, просит детей повторить её, соблюдая очерёдность.

Маша кудри распустила - солнце их раззолотило.

Вставай, Архип, - петух охрип.

Серёжка, Серёжка, громко топни ножкой.

Ты скажи, Федул, зачем губы надул?

Тема 3. Путешествие по Древней Руси. «Садко»

1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.

Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена появились первые ремесленники (кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи и др.); ремесленники в то время использовали очень простые инструменты; ремесленники продавали свои товары на торжищах.

Материал: иллюстрации с изображением людей, занятых разным ремеслом.

Ход: Преподаватель предлагает послушать рассказ и посмотреть иллюстрации.

В те далёкие времена появились первые ремесленники - специалисты в разных видах ремесла: кузнецы (ковали из железа ограды, подковы, орудия труда), ювелиры (создавали украшения), гончары (занимались производством посуды), ткачи (занимались производством тканей). Ремесленники в то время использовали очень простые инструменты. Только личное мастерство ремесленника позволяло ему производить изделия, которые нравились тем, кто их заказывал.

Сначала ремесленные изделия изготавливались для нужд семьи такого мастера. Но затем соседи или другие люди, кому нравился вид и качество изделий ремесленника, стали заказывать ему тот или иной товар.

Для того, чтобы его изготовить, нужны были металлы, глина, пряжа, дерево или другое сырьё. Вот и приходилось заказчику или самому мастеру отправляться разыскивать их в местах обмена и торговли - торжищах. Со временем торжища приобретают большое значение.

Чем больше обменивалось и продавалось на торжищах товаров и продуктов, тем богаче становилось население этих мест.

2. Чтение и беседа по былине «Садко».

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Садко". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога былины. Помочь понять содержание былины, используя вопросы. Обогатить словарь детей словами и выражениями: гусли, гусляр, торжище, невод, торговый ряд, палаты белокаменные, Ильмень озеро, Новгород.

Ход: Преподаватель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины.

В каком городе жил герой былины? Как его звали? Каким ремеслом занимался Садко? Почему Садко оказался на Ильмень-озере? Как у Садко оказался волшебный шёлковый невод? Что обещал подарить озёрный царь Садко? Почему Садко решил отправиться путешествовать по морю? Что случилось с ним во время путешествия? Почему Садко порвал струны на гуслях? Какую награду предложил морской царь Садко? Чем закончилась былина?

3. Слушание отрывков из оперы Римского-Корсакова «Садко».

Цель: Поощрять желание детей слушать симфоническую музыку, высказываться об образах, возникающих в их воображении, определять характер отдельных музыкальных отрывков.

Материал: Магнитофон, кассета с записью отрывков из оперы "Садко, бумага, краски, кисти.

Ход: Дети садятся на ковёр. Воспитатель предлагает послушать отрывки из оперы "Садко" и рассказать, какие образы возникли в их воображении, затем просит их зарисовать.

4. Музыкально-дидактическая игра «Оркестр».

Цель: Формировать представление о разнообразии инструментов в оркестре. Расширить словарь детей: флейта, арфа, скрипка, гусли, труба.

Материал: Магнитофон, кассета с записью, набор картинок с изображением различных музыкальных инструментов, два обруча.

Ход: Преподаватель предлагает послушать короткие музыкальные произведения, затем предлагает рассмотреть картинки с разными музыкальными инструментами. Просит детей ответить, какие инструменты звучат в оркестре, а какие нет. В один обруч кладутся картинки с изображением инструментов, которые звучат в оркестре, в другой - картинки отсутствующих инструментов.

5. Хоровод «На горе-то калина».

Цель: Закрепить основные движения русского хоровода.

Ход: Дети одновременно поют и выполняют движения.

На горе-то калина, под горою малина (подняв сцепленные руки, идут по кругу вправо),

Ну, что ж, а кому какое дело малина, ну, что ж, а кому какое дело калина (останавливаются, делают четыре скользящих хлопка в ладоши, а на слове "калина" три притопа).

Там девицы гуляли, красные гуляли (идут обратно в круг),

Калинушку ломали (дети рвут сначала правой, потом левой рукой "калину").

Во пучочки вязали ("вяжут").

На дорожку бросали (кладут правую руку на левую, на слове "бросали" энергично в сторону опускают руку),

Ну, кому, какое дело бросали! (повторяют движения припева).

6. Пословицы и поговорки о труде.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о труде. Подвести к пониманию того, что в каждой поговорке, пословице заключена народная мудрость.

Труд человека кормит, а лень портит.

Умелые руки не знают скуки.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Была бы охота - будет ладиться работа.

Землю красит солнце, а человека труд.

Старание и труд своё возьмут.

Не одежда красит человека, а работа.

Делу время - потехе час.


Тема 4. Путешествие по былинам Древней Руси: «Илья Муромец», «Ставр Годинович», «Садко»

Цель: Закрепить знания детей об основных событиях и героях трёх былин. Продолжать закреплять пространственные представления у детей. Закрепить в речи слова, обозначающие направление движения. Упражнять лепить изображения людей и морских животных, используя различные приёмы лепки, а также средства выразительности.

Предварительная работа: трое детей разучивают отрывок из былины «Ставр Годинович».

Ход: Звучит сказочная музыка.

В: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие. Но, чтобы продолжить путь, вы должны вспомнить наши прошлые приключения.

А поможет нам в этом волшебная шкатулка. Достаём из неё план группы. (Дети работают по карте, находят пункт 1, определяют его местонахождение в группе: это ширма для теневого театра).

В: Давайте посмотрим! (отрывок из былины "Илья Муромец").

В: А теперь, проверим, какими вы были внимательными, когда слушали эту былину!

Вопросы:

В: Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам - игра, а какая угадайте сами (достаёт из шкатулки эмблему с изображением дерущихся петухов). На Руси всегда любили померяться силой богатырской.

(Воспитатель предлагает мальчикам сыграть в игру "Петушиные бои").

В: Давайте снова обратимся к нашему плану - пункту 2. Здесь изображены театральные маски, значит, мы попали на театральную сцену. И сейчас настоящие артисты разыграют отрывок из былины. Попробуйте угадать её название.

(Дети-артисты разыгрывают сцену из былины «Ставр Годинович»).

Василий Микулович: Что-то не весело у тебя на пиру, князь! Не музыканты играют - собаки воют.

Князь: Так нет других!

Василий Микулович: Как нет? А слыхал я - будто в сыром погребе у тебя томится знатный гусляр Ставр Годинович?!

Князь: Не прогневайся! Будет тебе знатный гусляр!

(Обращается к входящему Ставру): Ставр, будь ласков, позабавь гостя!

Ставр: Я играю для души, а не из-под палки, и не буду тебе играть!

Василий Микулович: А ли ты не узнал меня, Ставр Годинович?

Ставр: Нечего мне тебя узнавать, гость чужеземный!

Василиса Микулична (разоблачаясь): А теперь, узнал меня?

Ставр: Василиса! Ты ли это? А где твои косы?

Василиса Микулична: А косами я тебя, Ставр, из погреба вытащила! (Уходят). (Дети называют былину).

В: Молодцы! А теперь давайте вспомним, какие эмоции испытал каждый герой былины и при каких обстоятельствах. Давайте поиграем в игру "Подбери нужную картинку".

Дети: Князь испытал гнев, когда Ставр Годинович хвалил свою жену.

В: Подберите картинку к этому эмоциональному состоянию.

Дети: Василиса опечалилась, когда узнала, что мужа посадили в острог.

В: Подберите картинку к этому состоянию. (Дети выполняют задание).

В: Подберите картинку к состоянию Ставра Годиновича, когда он узнал в "добром молодце" свою жену. (Удивление, радость).

В: Предлагаю вернуться к плану, найти следующее задание.

(Последнее задание спрятано в музыкальном уголке).

В: Последняя загадка музыкальная. (Воспитатель включает отрывок из оперы "Садко". Дети слушают и называют былину.)

В: А сейчас, выбрав правильные ответы на вопросы, вы вспомните эту былину.

В каком городе жил Садко? (Изумрудном; Великом Новгороде; Городе Мастеров).

На берег какого озера часто приходил Садко? (Молочного с кисельными берегами; Лебединого; озера Ильмень).

Кого встретил Садко на озере? (Морского царя; водолаза; русалку).

Каким ремеслом стал заниматься Садко в Новгороде? (Печь пироги; чинить самовары, продавать товары).

Куда решил отправиться Садко с дружиной? (За границу; за московскими товарами; загорать).

Куда попал Садко в бурю? (На другой корабль; на дно морское; на пляж).

Почему морской царь отпустил Садко домой? (Сжалился; тот сам сбежал; Садко отдал ему свои гусли).

В: Молодцы. У морского царя был пир. А мы что делаем на праздники?

Д: Веселимся.

В: А какое веселье без хорошей игры?

(Преполаватель предлагает сыграть в подвижную игру по желанию детей).

Тема 5. «Путешествие по Древней Руси. «Добрыня и Змей».

1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.

Цель: Формировать представление о том, что во все времена Русь нуждалась в защите своих границ. Уточнить знания детей о разных видах оружия эпохи Древней Руси. Закрепить в речи детей названия оружия русского воина (боевой топор, секира, кинжал, копьё, стрелы, меч, палица, щит, лук, булава), а также других средств защиты государства от врагов: сигнальные башни, оборонительные стены, рвы, наполненные водой. Воспитывать интерес к истории Руси.

Материал: Иллюстрации.

Ход: Преподаватель рассказывает и показывает иллюстрации.

В разные времена Российское государство всегда нуждалось в защите своих границ от внешних врагов. Правители Древней Руси заботились не только о расширении границ: захвате новых территорий, но и об их укреплении. Особенно большое внимание укреплению границ земли русской, обороне уделял Великий князь Владимир Красное Солнышко. При правлении Владимира рубежи Киевской Руси охраняли богатырские заставы. В те годы больше всего бед русским землям доставляли набеги кочевников-печенегов. Для того, чтобы защитить свой народ от их безжалостных нападений по приказу князя Владимира на границе было построено много крепостей, в которых поселялись храбрые воины. Кроме того, было сооружено много сигнальных башен, на которых в случае появления печенегов зажигались сигнальные костры. Благодаря этому в Киеве уже через несколько часов узнавали о грозящей опасности. Князь быстро собирал дружину и отправлялся на защиту границ.

Каждый большой город Древней Руси имел свою оборонительную систему. Город защищала высокая оборонительная стена. Стены чаще всего были окружены водой. Для этого, в том месте, где не было реки, выкапывался глубокий ров и заливался водой.

Для защиты от многочисленных врагов древним славянам требовалось оружие: железные мечи, стрелы, копья, палицы и т. д. Всё это делала мастера-оружейники. Славянские воины-ратники облачались в кольчуги, защищавшие тело, и в железные шлемы, защищавшие головы.

2. Чтение былины «Добрыня и Змей».

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах из жизни древних славян на основе былины «Добрыня и Змей». Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога былины.

Обогатить словарь детей словами и выражениями: Рязань, меч булатный, копьё муравчатое, палица булатная, Пучай-река.

Материал: Иллюстрации с изображением старинного оружия.

Ход: Преподаватель читает былину и беседует по вопросам:

В каком русском городе жил Добрыня Никитич?

Чем отличался маленький Добрынюшка от своих сверстников?

Куда отправился Добрынюшка, когда исполнилось ему двадцать годков?

Как называлась река, к которой спустился Добрыня?

Почему Добрыня не испугался Змея?

Почему Добрыня поверил Змею в первый раз?

У какого князя Добрыня Никитич служил в дружине?

Какую службу задал князь Владимир Добрыне Никитичу?

Как встретил Змей Горыныч Добрыню Никитича?

Кто одержал победу в поединке?

Кого ещё освободил Добрыня Никитич вместе с Забавой Путятичной?

3. Состязание в ловкости, силе, выносливости "Будь отважным, не теряйся, сзади всех не оставайся".

Цель: Упражнять детей в ловкости, силе, выносливости. Воспитывать чувство здорового соперничества, взаимопомощи.

Ход: Преподаватель предлагает организовать состязание. Для этого детей делят на две команды.

Примерные игры-эстафеты.

4. Чтение пословиц и поговорок о добре и зле.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о добре и зле. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

Ход: Преподаватель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.

Жизнь дана на добрые дела.

Учись доброму - худое на ум не пойдёт.

Добру расти, а худу ползком ползти.

Добро наживай, а худо изживай.

Добро на худо не меняют.

Доброго чти, а злого не жалей.

За добро плати добром.

Добро помни твёрдо.

Добро творить - себя веселить.

Добра желаешь - добро и делай.

Час в добре проживёшь, всё горе позабудешь.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Доброе дело два века живёт.

5. Нравственно - этическая беседа о добре и зле.

Цель: Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.

Ход: Вопросы к беседе.

Как вы понимаете, что такое добро (зло)?

Что побуждает людей совершать хорошие (плохие) поступки?

Какие качества характера сопутствуют доброму (злому) человеку?

Каких добрых (злых), героев вы можете назвать из знакомых сказок, былин?

Назовите примеры хороших (плохих) поступков героев былин.

Совершали ли вы когда-нибудь в своей жизни хорошие (плохие) поступки?

Какие чувства вы испытывали при совершении хороших (плохих) поступков?

Какие чувства вы испытывали, когда по отношению к вам другие люди совершали хорошие (плохие) поступки?

Какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете?

6. Открытие галереи «Портреты былинных героев».

Цель: Развивать художественное восприятие произведений искусства. Подвести детей к пониманию единства содержания (о чём произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено). Формировать у детей зрительную "насмотренность" художественными образами, эмоциональную отзывчивость, способность к соотнесению увиденного с собственными представлениями о красоте, добре, зле. Формировать способность к элементарному эмоционально-эстетическому суждению и оценке увиденного.

Материал: Иллюстрации и репродукции картин русских художников Васнецова, Васильева, Репина, Венецианова.

Ход: В группе выделяется место для экспозиции иллюстраций и репродукций.

Преподаваель проводит с детьми экскурсию по галерее, обращая внимание на художественные особенности каждого произведения.

Тема 6. Путешествие по Древней Руси. «Вольга и Микула».

1. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций об эпохе Древней Руси.

Цель: Сообщить элементарные сведения об эпохе Древней Руси: в те времена во главе государства стоял князь. У него была дружина. Ежегодно князь собирал со своих крестьян дань (часть собранного урожая, скота, изготовленных ремесленниками изделий).

Материал: Иллюстрации с изображением портретов правителей Древней Руси, главных ворот Киева, Софийского собора.

Ход: Преподаватель предлагает послушать рассказ и посмотреть иллюстрации.

2. Чтение былины "Вольга и Микула".

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Вольга и Микула". Используя разные средства выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога былины. Обогатить словарь словами и выражениями: дружина, оратай, пахарь, соха, дань, лихие люди.

Ход: Преподаватель читает былину и беседует с детьми.

Вопросы:

Куда и зачем отправился князь Вольга Святославович вместе со своей дружиной?

Кого они встретили по дороге?

Чем удивил крестьянин Микула молодого князя?

От чего Микула предостерегал молодого князя?

Почему Вольга Святославович предложил Микуле присоединиться к своей дружине?

Почему князь оставил Микулу управлять тремя городами?

3. Пословицы, поговорки о земле, о хлебе.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о земле, о хлебе. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице и поговорке заключена народная мудрость.

Ход: Преподаватель зачитывает пословицы и поговорки и вместе с детьми размышляет о смысле каждой из них.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что в поле не родится, всё в доме пригодится.

Земля - кормилица наша.

Хлеб всему голова.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

4. Беседа "Города России".

Цель: Дать краткие исторические сведения об истории возникновения некоторых русских городов (Царицын, Москва, Новгород). Развивать умение вести диалог на тему, предложенную воспитателем, опираясь на личный опыт детей. Закрепить в речи названия городов России.

Ход:

В: Россия - очень большое государство, в котором много больших и маленьких городов. Каждый город имеет своё название и свою историю. Например, наш город раньше назывался Царицын, потому что был основан на реке Царица. Москва тоже получила своё название, потому что была построена на Москва-реке.

Преподаватель предлагает вспомнить, в каких городах России они побывали или что-то слышали о них. Дети делятся впечатлениями.

Преподаватель предлагает поиграть в игру "Города России".

(Дети становятся в круг. Преподаватель бросает кому-то из детей мяч, ребёнок называет город и т.д.).

5. Подвижная игра "Почта".

Цель: Закрепить названия городов России. Упражнять в создании выразительных образов. Воспитывать умение соблюдать правила игры.

Ход: Дети становятся в круг, водящий - в центре. Перекличка водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта.

- Откуда?

- Из города ... (Ведущий называет город).

- А что в этом городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают, играют с мячом, поливают, копают, и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. Тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант. Игра заканчивается, как только водящий наберёт пять фантов.

Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания.

Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Правила игры: Нельзя повторять названия городов.

Тема 7. Путешествие по Древней Руси. Вавила и скоморохи.

1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.

Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об истории Древней Руси: в те времена на Руси существовали скоморохи - люди, которые веселили народ на ярмарках, на больших торжищах. Скоморохи странствовали по всей Руси. Постой народ любил их, а знатный люд побаивался.

Материал: иллюстрации с изображением скоморохов, ярмарок.

Ход: Преподаватель предлагает послушать рассказ и рассмотреть иллюстрации.

В те далёкие времена на Руси по большим праздникам устраивались ярмарки. Здесь ремесленники и крестьяне могли продать или обменить свой товар. Ярмарки проходили очень весело. Всегда собиралось много народу. Людей зазывали и веселили скоморохи и Петрушки. Они разыгрывали небольшие сценки из народной жизни, высмеивая в них лень, глупость, жадность.

На ярмарках устраивались смешные конкурсы, например, "Кто кого переговорит", "Кто кого рассмешит", сочиняя для этого чистоговорки, заклички, дразнилки.

Люди ходили на ярмарки не только для того, чтобы что-то купить или продать, но и для того, чтобы отдохнуть, повеселиться, послушать скоморохов, встретиться со знакомыми, соседями.

Простой народ очень любил скоморохов за их весёлый нрав, юмор, за умение подметить смешное в самых, казалось бы, простых ситуациях. А купцы да бояре их побаивались за острый язык и меткое слово. Скоморохи никогда долго не задерживались на одном месте. Они ходили скоморошничать по всей Руси.

2. Чтение былины "Вавила и Скоморохи".

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах из жизни древних славян на основе былины "Вавила и скоморохи". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие русского слога былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: скоморохи, гудок, нива, скоморошничать, вожжи.

Вопросы по содержанию былины:

Чем занимался главный герой былины до встречи со скоморохами?

Куда пригласили скоморохи Вавилу?

Почему Вавила сначала отказался пойти вместе со скоморохами?

Какие чудеса происходили в родном доме Вавилы?

Какие чудеса стали происходить в деревне, когда Вавила заиграл в гусли?

Куда шла девочка с петухом?

Какая новая смешилка появилась, когда Вавила решил рассмешить девочку Катю?

Чем закончилась былина про Вавилу?

3. Просмотр диафильма. Сказка " Горшеня".

Цель: Продолжать формировать представления о скоморохах и их деятельности. Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Материал: Диапроектор.

Ход: Преподаватель вместе с детьми смотрит сказку. По ходу просматривания воспитатель вставляет уместные реплики о жизни и обычаях славян в Древней Руси.

4. Игра малой подвижности "Необычный оркестр".

Цель: Создать у детей благоприятный настрой, чувство комфорта и радости от участия в коллективной игре "Оркестр".

Ход: Преподаватель выступает в роли дирижера. Вместе с детьми поёт закличку, по завершении которой называет один из инструментов: барабан, дудочка, гусли, бубен, гармошка.

Закличка:

Играйте, музыканты,

Мы будем слушать, слушать ... барабан.

Дети имитируют игру на данном инструменте, пропевая:

Бара-бара-барабан,

Бара-бара-барабан,

Бара-бара-барабан,

Бара-бара-барабан.

Опять звучит закличка:

Играйте, музыканты,

Мы будем слушать, слушать - дудочку.

Дети имитируют игру на данном инструменте, пропевая:

Дудо-дудо-дудочка,

Дудо-дудо-дудочка,

Дудо-дудо-дудочка,

Дудо-дудочка.

Последний раз вместо слов: "будем слушать (название инструмента), дети поют: "весь оркестр".

Затем дети выбирают для себя инструмент и имитируют игру на нём.

В итоге звучит общий шумный, весёлый оркестр.

Тема 8 «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей», «Вавила и Микула».

Цель: Закрепить знания о содержании трёх былин, основных героях и событиях".

Материал: флажки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный, песочные часы, карточки для мини-кроссворда.

Ход:

Преподаватель сообщает детям, что сегодня состоится конкурс "Знатоки былин". Предлагает детям разделиться на три команды. Каждая команда занимает место за столом. На столах стоят флажки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный и песочные часы.

Правила конкурса: На обсуждение ответов даётся одна минута. За каждый правильный ответ команда получает очко. За каждый дополнительный ответ команде присуждается очко. Право ответа получает та команда, игроки которой первыми подняли руку. За выкрики и подсказки команда лишается очка.

(Звучит гонг. Игра началась).

Вопросы первого конкурса: Былина "Вавила и скоморохи".

Вспомните любую небывальщину из былины "Вавила и скоморохи".

Вспомните название царства, куда шли скоморохи (Инищее).

Вспомните имя царя Инищего царства (Собака).

Вспомните имя дочери царя (Прекраса).

Какой хлеб поднесла Матушка скоморохам? (Ржаной).

Вспомните, что ела лошадь и что ел мужик в одной из небывальщин скоморохов (Мужик - овёс; лошадь - сало).

Внимательно послушайте отрывки из былины и скажите, какие ошибки я допустила:

"Поднесла Матушка гуся жаренного, тот взмахнул крыльями да полетел" (Курицу варёную).

"Идут скоморохи по дороге, видят мужиков, что строят баню" (Терем).

"У Вавилы в руках были вожжи - превратились они в золотые нити" (Шёлковые струны).

Подводятся итоги первого конкурса.

Проводится хоровод "На дворе-то калина".

Вопросы второго конкурса: Былина "Добрыня и Змей".

Вспомните пословицы и поговорки о храбрости и силе.

(Ответы детей)

Храбрый побеждает - трус погибает.

Смелость города берёт.

Кто храбр - тот и жив.

Кто смел, тот и цел.

Хотя не ел да будь смел.

Бой отвагу любит.

Глаза страшат, а руки делают.

Хоть надвое разорваться, да волку не достаться.

Ведущая предлагает детям ответить на вопросы по былине:

С кем сражался Добрыня? (Со Змеем, с крокодилом, с Чёрным рыцарем).

Кого похитил змей? (Василису, Забаву Путятичну, медузу Горгону).

Какое оружие взял с собой Добрыня? (Лук со стрелами, меч кладенец, палицу с булавой).

Где обитал Змей Горыныч? (В норах, в морском царстве, на болоте).

Подводится итог второго конкурса.

Двигательная пауза.

Подвижная игра "Дятел".

Вопросы третьего конкурса: Былина "Вольга и Микула".

Назовите былинных героев, которые тоже, как и Вавила, занимались землепашеством? (Микула Селянинович).

Из предложенных картинок выберете те из них, которые относятся к теме "Землепашество" и назовите изображённые на них предметы. (Соха, борона, плуг и др.).

Каждому столу предлагается ответить на вопрос мини-кроссворда.

Красный стол: Как назывался землепашец в Древней Руси? (Оратай).

О _ _ Т А _

Жёлтый стол: Как называлось войско в Древней Руси, которое находилось на службе у князя? (Дружина).

Д _ У _ _ Н _

Зелёный стол: Как называлась река, о которой упоминал Микула в разговоре с Вольгой Святославовичем? (Смородина).

С _ _ Р _ Д _ _ _

Результаты ответов детей воспитатель заносит в кроссворд, помещённый на мольберте.

Подводится итог всего конкурса.

Победители и участники награждаются памятными призами.


Приложение В

Фольклорный праздник "Играй, гармонь!"

Цель: Создать радостную атмосферу, праздничное настроение. Развивать потребность в общении с русским народным фольклорным жанром. Воспитывать интерес и уважение к истории русского народа.

Зал оформлен в русском стиле. На столе - русские народные инструменты: гармонь, балалайка, баян; предметы быта русского народа.

Ход: Дети входят в зал под русскую народную мелодию "По улице мостовой", садятся.

Ведущая:

Россия, Россия - грая дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Крепко любили и любят свою Родину русские люди. Они сложили о ней много песен, сказаний, былин, храбро защищали от врагов, всегда знали, что отстоять Русь можно только тогда, когда "Один - за всех, все - за одного".

Дети, какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о её защитниках - богатырях?

Дети читают пословицы:

За народное дело бейся смел;

Человек без Родины, что соловей без песни;

Жить - Родине служить;

Кто храбр, тот и жив;

Храбрый побеждает, а трус погибает;

Смелость города берёт.

Звучит русская народная мелодия, появляются три богатыря.

Один из них:

Ой, вы, гой яси,

Люди добрые!

Много ходим мы

По родным степям,

Охраняем землю русскую

От врагов лютых,

Гостей непрошеных!

Ведущая:

Ой, вы, гой яси,

Добры молодцы!

Оставайтесь с нами

На празднике весёлом.

Отдохните от подвигов ратных!

Послушайте песни русские,

Поиграйте в игры народные,

Поводите с нами пляски хороводные!

Богатыри садятся к детям.

Ведущая: Собирались за околицей парни да девицы да водили хороводы. Давайте и мы сейчас заведём хоровод!

Хоровод "Во поле берёзка стояла".

Выходят девочки:

Посылали молодицу

Под горушку по водицу.

А водица далеко,

А ведёрко велико!

Инсценировка русской народной песни "Как у наших у ворот".

Ведущая: А что для нас приготовил ансамбль "Добры молодцы"?

Мальчик:

В нашем оркестре всего понемножку:

Звенит треугольник, запели гармошки.

В нашем оркестре всего понемножку:

И даже играют тарелки и ложки.

В нашем оркестре всего понемножку:

Помогут оркестру и наши ладошки.

Оркестр исполняют мелодию "Ах вы, сени, мои сени".

Девочка:

Старым старушкам -

Шерсти клочок,

А красивым молодушкам -

Белый ленок.

Весело поётся,

Весело прядётся.

Исполняется танец "Прялица".

Ведущая:

Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёный, погляжу.

Бродит одиноко

Огненное око,

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (Солнце)

Белая вата

Плывёт куда-то. (Облако)

Рассыпалось к ночи

Золотое зерно.

Глянули утром -

Нет ничего. (Звёзды)

Сверкает, мигает,

Огненные стрелы посылает. (Молния)

Золотое коромысло

Над рекою повисло. (Радуга)

Мальчик:

Эх, возьму-ка я гармошку,

Да сыграю вам немножко.

Другой мальчик:

Сядем, братцы, все рядком,

Да частушки пропоём.

Девочка:

Да и мы, пожалуй, встанем,

От мальчишек не отстанем!

Исполняются частушки в сопровождении гармошки.

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Мальчик:

Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

- Мы вчера коров доили,

Молоком умылися!

Девочка:

По деревне я пошла,

Ванечку увидела.

Под кустом сидел и плакал:

- Курица обидела!

Мальчик:

На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Девочка:

У берёзки, у сосёнки

Тоненькие веточки,

А мы бойкие девчонки

- Все мы, как конфеточки!

Мальчик:

Сидит ёжик на берёзе

- Новая рубашечка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

Мальчик:

А мы русские ребята,

Мы нигде не пропадём!

Если надо, мы станцуем,

Если надо, мы споём!

Девочка:

Ой, довольно мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру весёлую!

Другая девочка:

Как песню мы начнём спевать,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как кончим мы петь и плясать,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли задание?

Начинаем соревнование!

В сопровождении русской народной мелодии проводится соревнование "Смотай нитки в клубок".

Ведущая: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше да тяжелей?

(Сравнивает клубки, благодарит победительницу и участниц).

Ведущая (обращаясь к мальчикам): Ай, вы, ребятушки, что же призадумались, закручинились? Вижу-вижу, что и вам поиграть захотелось! И для вас у нас есть игра-забава.

Показывает лапти и приговаривает:

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои...

И удобны, и красивы, и на пляску быстры.

А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться да поплясать со мной?

Проводится игра-забава "Обуйлапти".

Появляется хозяюшка Марфушка:

Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Туесок мой открывайте,

Скороговорки вынимайте!

Прочитайте-ка скорей

Да скажите веселей!

Ну-ка, кто из вас

Скороговорки говорить горазд?

Желающие достают из туеска листки со скороговорками и по очереди проговаривают их.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Летят три печужки через три пусты избушки.

Несёт Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

Марфушечка: Ай, да молодцы, славно у вас получается.

Выносит самовар, обращается к детям:

Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу,

Самовар в руках несу,

Прибауточку пою.

"С чая лиха не бывает!",

- Так в народе говорят.

Чай - здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд!

Ведущая и Марфушечка вместе:

Тары-бары-растабары,

Выпьем чай из самовара

С сушками, ватрушками

И с блинами русскими!

Приятного аппетита!

Все пьют чай, звучит русская народная мелодия в грамзаписи.

Список литературы

6. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. – М., 1986.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области