Конспект занятия по экспериментальной деятельности в первой младшей группе. Тема: Вода и ее свойства.
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Дать детям элементарные представления о воде и ее свойствах.
• Формировать у детей навыки экспериментирования;
• Формировать умение делать простейшие выводы.
Развивающие:
• Развивать наблюдательность, развивать речевую активность, слуховое восприятие, речь, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать целеустремленность, самостоятельность в выполнении заданий.
• Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, радости, воспитывать аккуратность в работе;
• Воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей по теме. Ввести новые слова: прозрачная, мокрая, бесцветная, безвкусная, разноцветная, льется, текучая, жидкая, твердая.
Методы и приемы: словесные, игровые, наглядно-демонстрационные, практические.
Материалы и оборудование: Ёмкости для воды (тазик, стаканчики), краски (синяя, желтая, зеленая, красная), кисточки, камушки, ободки «капельки».
Предварительная работа: Дидактические упражнения «Помоем ручки», «Помоем куклу». Чтение художественной литературы З. Александрова «Капель», С. Маршак «Дождь», А. Барто «Девочка чумазая».
Ход занятия:
Входит «Капелька» (воспитатель, со значком большой капельки воды, дети стоят на ковре).
- Здравствуйте, ребята! Я – большая «Капелька воды»! Я пришла с вами познакомиться. Хотите отправиться вместе со мной в интересное путешествие? Тогда я попрошу вас подойти ко мне… Я сейчас превращу вас в маленьких «Капелек» и вы мне будете помогать! (воспитатель одевает детям ободки)
Воспитатель: Ребята сейчас я вам расскажу не много о себе. (Просмотр познавательного мультфильма).
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете у нас в группе «живет» вода?
Дети: Да
Воспитатель: А где же она?
Дети: В кране
Воспитатель: Ребята, давайте откроем кран и послушаем, как вода разговаривает.
Дети: (дети повторяют шум воды) «шшшшш»
Воспитатель: Ребята вода друг человека и ее нужно беречь и всегда закрывать за собой кран.
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать о свойствах воды. Сейчас мы узнаем какой бывает вода?
(Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит тазик с водой).
Воспитатель: А что тут в тазике налито?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно! В тазу вода. Опустите камушки в воду. (Дети опускают)
Воспитатель: Видны наши камушки?
Дети: Да, видны.
Воспитатель: Почему камушки видны? Да потому, что вода чистая, прозрачная.
Воспитатель: А теперь выньте камушки из воды. Какими стали камушки? А какими стали ваши руки?
Дети: Мокрыми.
Воспитатель: Руки и камушки стали мокрыми. А были какими?
Дети: Сухими.
Воспитатель: Ребята, это значит, что вода мокрая, и делает предметы мокрыми.
Воспитатель: Ребята давайте подойдем ко второму столу. В стаканчиках налита вода. Возьмите один стакан с водой в руку и поднесите к носу, понюхаем. (Дети нюхают воду).
Воспитатель: Ребята вода имеет запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте попробуем какая вода на вкус? (Дети делают глоток воды).
Воспитатель: Ребята имеет вода вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята а какого цвета вода?
Дети: У нее нет цвета.
Воспитатель: Правильно ребята, вода не имеет ни вкуса ни запаха ни цвета. Значит вода безвкусная, бесцветная и без запаха.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы сделаем с вами так чтобы вода из стаканчика оказалась в тазу. Видите ребята вода льется, течет, значит она жидкая.
Физ. Минутка «Капелька»
Солнце стало пригревать, (руки вверх, потянулись.)
Стали капельки стучать. (кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два, (руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва, (хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони! (бег на месте)
Воспитатель: Ребята вода может менять свои свойства, она может быть не только жидкой но и твердой.
Воспитатель: Давайте подойдем к столу, посмотрите в таз что вы видите? Ребята, лед это тоже вода, но в твердом состоянии. Возьмите кусочек льда в руку. Посмотрите от вашего тепла лед начинает таять и превращается в жидкую воду.
Воспитатель: А теперь ребята подойдем к следующему столу. На столе у нас стаканы с водой, краски и кисточки. Опустим кисточку в воду, кисточка в воде видна. Вода прозрачная. чистая. А сейчас мы в воду добавим краску. (воспитатель берет краску кисточкой и опускает в стакан с водой).
Воспитатель: Какого цвета стала вода?
Дети: Красная, синяя, желтая, зеленая.
Воспитатель: Это значит, что вода легко окрашивается в любой цвет.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу и капелькам пора превращаться обратно в детей. (воспитатель зачитывает волшебные слова)
«Эти капельки играли, много нового узнали, а теперь пора возвращаться и в ребяток превращаться!»
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, Капельке понравилось с вами сегодня попутешествовать.
А вам понравилось ребята? (Ответы детей). (Капелька спрашивает у детей, что они делали в ходе эксперимента, что они узнали о свойствах воды и помогает в подборе слов).
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы я вам хочу подарить эти маленькие капельки, вы их возьмете домой и расскажите мамам о нашем с вами путешествии. Ребята, мне пора возвращаться домой. До свидания!