Руководство сюжетно-ролевой игры «Кафе» для старших и подготовительных групп
Этапы организации сюжетно-ролевой игры | Используемые методы и приемы | |
Способы организации деятельности детей | ||
Предварительная работа: обогащение социального опыта | - посещение детских кафе с родителями; - экскурсия на кухню ДОУ; - рассказы воспитателя, родителей о профессиях взрослых; - беседы: о труде водителя, повара, официанта, аниматора, кассира, корреспондента, о правилах этикета, сервировке стола, правилах поведения в общественных местах; - чтение художественной литературы и фольклора: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха цокотуха», В. Маяковский «Кем быть?», С. Я. Маршак «Что у Вас?», - рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различных профессий; - изготовление сувениров, атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Автобус», «Магазин», «Кафе»; - дидактические игры «Поход в гости», «Сервируем стол», «Вежливые слова»; «Кем быть?», «Угадай профессию», «Кто что делает», «Поваренок». | |
Обогащение игрового опыта- способов игрового действия | - принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости с целью обучения игровым действиям, воспитатель берет на себя роль администратора, распределяет роли по профессиям и демонстрирует игровые действия: администратор рассаживает посетителей за свободные столики, официант подает буклет с меню и принимает заказ, обслуживает стол, кассир принимает оплату, администратор провожает гостей. - индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей). - игры-диалоги «разговоры между собой» - учить общаться между собой, умение вести правильный и вежливый диалог, умение построить речь грамотно, умение донести мысли до собеседника. - различные ситуации, связанных с работой обслуживающего персонала в общественных местах. | |
Создание предметно-развивающей среды | 4 шт. фартуки, колпаки для поваров, бейджики «администратор кафе», «официант» - 2 штуки, «кассир»; костюмы для охранника, аниматора, посуда, доски для резки, ножи, детская мебель (столы, стулья, скатерти, вазочки с цветами, наборы продуктов (сок –яблочный, грушевый, бананы, апельсины, меню, деньги, касса, сумочки, кошельки, чеки, призы, музыка, микрофон. | |
Мотивация к игре | - Внесение новых атрибутов для игры (внести стойку с надписью «Кафе») - обращение к опыту детей (рассказ ребенка о посещение кафе вместе с родителями, вспомнить события), -создание проблемной ситуации. | |
Распределение ролей, обсуждение игрового замысла | Договориться, по желанию, использовать считалку. | |
Поддержание интереса к игре (обогащение сюжета) | -направление замысла и действий детей (совет, подсказки, вопрос, изменение игровой среды) столики все заняты, а в кафе пришел постоянный клиент - создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности, нет свободных столов, администратор предлагает выгодные предложения, официант знакомит с «меню» и обслуживает столик с посетителями, кассир принимает оплату, охранник заботиться о порядке в кафе и сохранности жизни посетителей и обслуживающего персонала. Клиент забыл кошелек дома. Пропажа обнаруживается в кафе после съеденного обеда. Как оплатить обед? Что делать? | |
Какие задачи по формированию предпосылок финансовой грамотности будут решаться в ходе игры. | Расширять представления детей о профессиях взрослых, о профессиональные действия. Развивать умения производить операции с деньгами. Воспитывать уважение к труду взрослых, культуру общения и поведения в общественных местах. |