Урок3. Знакомство с дымковской игрушкой
Цели и задачи урока
1. Дать начальные сведения о народном художественном промысле России «Дымковская игрушка»
2.Дать понятие о стилизации
3.Научить передаче в лепных изделиях объёмной формы, пропорции, соотношения
4. Развитие мелкой моторики
5.Развитие художественного вкуса и кругозора
На занятии используется презентация «Дымковская игрушка»
Звучат стихи о дымковской игрушке
В Дымково любили песни, пляски
В селе рождались чудо-сказки
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые.
А волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
О древней дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
1.Знакомство с историей Дымковской игрушки.
Дымковская игрушка существует более 400лет.Родина её село Дымково, расположенное на низком берегу реки Вятки, протекающей возле города с таким же названием. Это город Вятка. Иногда игрушку также называют вятской. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья(Свистопляска),к которому лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, уточек. Позднее, в 19 веке, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.
2. Особенности дымковской игрушки.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она бьющая через край радости жизни.
Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи – процесс творческий, никогда не повторяющийся. Вместе с тем, какой бы мастер её ни делал, несмотря на неповторимость и большое разнообразие стиль игрушек ( пропорции, орнамент, лепные украшения) остаётся неизменным.
3.Как создаётся дымковская игрушка.
Дымковскую игрушку лепят из глины, обжигают и по грунту раскрашивают темперой, завершают отделку игрушки золотом.
Процесс создания дымковской игрушки
1. Подготовка глины
2.Лепка
3.Сушка
4.Обжиг
5.Побелка
6.Роспись
7.Украшение сусальным золотом
Во время рассказа о дымковской игрушке показываются слайды презентации
4. Процесс изготовления игрушки «Барышня»(показ слайдов параллельно процессу работы учителя с детьми и его объяснения)
1. Скатаем цилиндр
2.Формируем туловище игрушки
3.Соединяем туловище с юбкой
4.Место соединения заглаживаем
5.Присоединяем руки к туловищу
6.Заглаживаем места соединения
7.Вылепим кокошник в форме полумесяца
8.Присоединим к голове фигурки
9.Загладим места присоединения
10.В форме полумесяца вылепим перелину
11.Присоединим перелину к фигурке
12.Загладим места присоединения
13.Формирование причёски. Знакомство с приемом лепки «косичка»
Фигурки лепят по частям. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой, для придания изделию ровной поверхности.
5.Выполнение детьми игрушки «Барыня»
6.Завершение урока.
Надо сказать детям:
После завершения лепки игрушку необходимо поставить сушиться. Это займёт примерно неделю. Сушить надо не на солнце и не у батарей. После просушки игрушку обжигают.
Учитель показывает слайд с фотографией обжига игрушек.
На следующем уроке мы будем покрывать игрушку грунтом и расписывать её. Дома можно попробовать вылепить такую же игрушку, применяя те же приёмы работы, что и на уроке.
Урок4.Продолжение темы «Дымковская игрушка»(роспись игрушек)
Цели и задачи урока
1.Продолжить знакомство с народным художественным промыслом «Дымковская игрушка»
2.Научить видеть красоту и необычность игрушек
3. Развивать художественный вкус на основе знакомства с художественными промыслами России
4.Развивать мелкую моторику и аккуратность
4.Развитие творческого мышления
На занятии используется презентация «Дымковская игрушка»
1.Показываем слайд презентации с изображением трёх видов игрушек:
1.Только что вылепленна;2.Игрушка после обжига; 3.Игрушка покрытая грунтом
2.Показываем, какие игрушки получились у детей после того, как высохли
Так как не всегда есть возможность обжечь игрушку, будем её грунтовать белой акриловой краской сразу после высыхания, опустив процесс обжига.
3.Показ слайда с фотографией мастера ,покрывающего игрушку грунтом.
Детям можно сказать, что по старинному рецепту грунт мастера дымковской игрушки делали на основе мела и молока.
4. Пока игрушка, покрытая грунтом сохнет, детям рассказывают и показывают как расписывать игрушку, знакомят с различными видами узоров дымковской игрушки .
5. Дети тренируются на листе альбома сделать геометрический дымковский узор .
С обучающимися 5 класса можно вспомнить символику узоров(изображение круга-солнце; волнистая линия – вода; квадраты и прямоугольники – земля)
6. Объяснение правил росписи :
1.Рисуем крупные элементы
2.Полоски и точки наносим в последнюю очередь
3. Начинаем рисовать со светлого тона
4. Не забываем оставлять белое поле
7.Игрушка высохла и можно приступать к росписи
Рассказываем этапы росписи:
1.Делаем рисунок узоров карандашом на поверхности игрушки
2.Расписываем кокошник, прическу, кофту, и крупные элементы орнамента
3.Расписываем мелкие элементы орнамента
4. Наносим позолоту
8.Подведение итогов
1.Показ слайдов с фотографиями игрушек. Задаем детям вопросы:
1.Чем понравились эти игрушки?.Какой у них орнамент(геометрический или растительный)? Из какого материала сделаны игрушки?
2.Показ слайдов «Узнай дымковскую игрушку»