Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Уроки "Знакомство с искусством мастеров Дымково в 5 классе"

Развитие интереса к народному творчеству,развитие художественного вкуса и творческого мышления. Освоение навыков работы с глиной и росписью игрушек

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок3. Знакомство с дымковской игрушкой

Цели и задачи урока

1. Дать начальные сведения о народном художественном промысле России «Дымковская игрушка»

2.Дать понятие о стилизации

3.Научить передаче в лепных изделиях объёмной формы, пропорции, соотношения

4. Развитие мелкой моторики

5.Развитие художественного вкуса и кругозора

На занятии используется презентация «Дымковская игрушка»

Звучат стихи о дымковской игрушке

В Дымково любили песни, пляски

В селе рождались чудо-сказки

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые.

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

1.Знакомство с историей Дымковской игрушки.

Дымковская игрушка существует более 400лет.Родина её село Дымково, расположенное на низком берегу реки Вятки, протекающей возле города с таким же названием. Это город Вятка. Иногда игрушку также называют вятской. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья(Свистопляска),к которому лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, уточек. Позднее, в 19 веке, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

2. Особенности дымковской игрушки.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она бьющая через край радости жизни.

Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи – процесс творческий, никогда не повторяющийся. Вместе с тем, какой бы мастер её ни делал, несмотря на неповторимость и большое разнообразие стиль игрушек ( пропорции, орнамент, лепные украшения) остаётся неизменным.

3.Как создаётся дымковская игрушка.

Дымковскую игрушку лепят из глины, обжигают и по грунту раскрашивают темперой, завершают отделку игрушки золотом.

Процесс создания дымковской игрушки

1. Подготовка глины

2.Лепка

3.Сушка

4.Обжиг

5.Побелка

6.Роспись

7.Украшение сусальным золотом

Во время рассказа о дымковской игрушке показываются слайды презентации

4. Процесс изготовления игрушки «Барышня»(показ слайдов параллельно процессу работы учителя с детьми и его объяснения)

1. Скатаем цилиндр

2.Формируем туловище игрушки

3.Соединяем туловище с юбкой

4.Место соединения заглаживаем

5.Присоединяем руки к туловищу

6.Заглаживаем места соединения

7.Вылепим кокошник в форме полумесяца

8.Присоединим к голове фигурки

9.Загладим места присоединения

10.В форме полумесяца вылепим перелину

11.Присоединим перелину к фигурке

12.Загладим места присоединения

13.Формирование причёски. Знакомство с приемом лепки «косичка»

Фигурки лепят по частям. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой, для придания изделию ровной поверхности.

5.Выполнение детьми игрушки «Барыня»

6.Завершение урока.

Надо сказать детям:

После завершения лепки игрушку необходимо поставить сушиться. Это займёт примерно неделю. Сушить надо не на солнце и не у батарей. После просушки игрушку обжигают.

Учитель показывает слайд с фотографией обжига игрушек.

На следующем уроке мы будем покрывать игрушку грунтом и расписывать её. Дома можно попробовать вылепить такую же игрушку, применяя те же приёмы работы, что и на уроке.

Урок4.Продолжение темы «Дымковская игрушка»(роспись игрушек)

Цели и задачи урока

1.Продолжить знакомство с народным художественным промыслом «Дымковская игрушка»

2.Научить видеть красоту и необычность игрушек

3. Развивать художественный вкус на основе знакомства с художественными промыслами России

4.Развивать мелкую моторику и аккуратность

4.Развитие творческого мышления

На занятии используется презентация «Дымковская игрушка»

1.Показываем слайд презентации с изображением трёх видов игрушек:

1.Только что вылепленна;2.Игрушка после обжига; 3.Игрушка покрытая грунтом

2.Показываем, какие игрушки получились у детей после того, как высохли

Так как не всегда есть возможность обжечь игрушку, будем её грунтовать белой акриловой краской сразу после высыхания, опустив процесс обжига.

3.Показ слайда с фотографией мастера ,покрывающего игрушку грунтом.

Детям можно сказать, что по старинному рецепту грунт мастера дымковской игрушки делали на основе мела и молока.

4. Пока игрушка, покрытая грунтом сохнет, детям рассказывают и показывают как расписывать игрушку, знакомят с различными видами узоров дымковской игрушки .

5. Дети тренируются на листе альбома сделать геометрический дымковский узор .

С обучающимися 5 класса можно вспомнить символику узоров(изображение круга-солнце; волнистая линия – вода; квадраты и прямоугольники – земля)

6. Объяснение правил росписи :

1.Рисуем крупные элементы

2.Полоски и точки наносим в последнюю очередь

3. Начинаем рисовать со светлого тона

4. Не забываем оставлять белое поле

7.Игрушка высохла и можно приступать к росписи

Рассказываем этапы росписи:

1.Делаем рисунок узоров карандашом на поверхности игрушки

2.Расписываем кокошник, прическу, кофту, и крупные элементы орнамента

3.Расписываем мелкие элементы орнамента

4. Наносим позолоту

8.Подведение итогов

1.Показ слайдов с фотографиями игрушек. Задаем детям вопросы:

1.Чем понравились эти игрушки?.Какой у них орнамент(геометрический или растительный)? Из какого материала сделаны игрушки?

2.Показ слайдов «Узнай дымковскую игрушку»

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области