Муниципальное бюджетное
Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 г. Светогорска»
ПРОЕКТ
«Солнышко лучистое»
(первая младшая группа № 3 «Совята»)
Участники проекта:
Воспитатель 1 кв. категории:
Дмитриева Е.С.;
Воспитатель: Николаева К.А.
г. Светогорск, 2022г.
Проект в группе раннего возраста
«Солнышко лучистое»
Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 30 мая по 30 июня 2022г.
Тип – познавательный, игровой.
Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.
Руководители проекта: воспитатели группы.
Актуальность:
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Для него всё в новинку. Солнышко, растения, вода, песок и многое другое, окружающее малыша, вызывает огромный интерес. В наших силах обогатить восприятие детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений о мире, удовлетворить любознательность детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу.
Цель проекта:Формирование представлений о солнце, как источнике света и тепла для всего живого на земле. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Приемы:
-применение ИКТ (аудиозаписи: «Есть у солнышка дружок», );
- чтение, показ, рассказывание воспитателем потешек, стихов;
- рассматривание книжных иллюстраций, наглядного материала;
- проведение дидактических игр;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- организация продуктивной деятельности.
1 этап: подготовительный
Мероприятия.
- Поисковая работа по подбору материала по теме «Солнышко лучистое».
- Подборка подвижных, пальчиковых игр, упражнений, динамических пауз.
- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
2 этап: Практический
Мероприятия.
Работа с детьми:
1. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, потешек, закличек о солнце, дожде. Потешки «Солнышко - солнышко», «Солнышко-вёдрышко», закличка, «Дождик, дождик веселей». А. Барто «Светит солнышко в окошко». Разучивание песенки «Есть у солнышка дружок».
2. Наблюдение за изменениями в природе, связанными с солнцем (трава, насекомые, цветы).
3. Проведение опытов и экспериментов на прогулке, связанных со свойствами солнца.
Предложить потрогать предметы на солнце и в тени. На солнышке предметы нагреваются, в тени – нет.
- Просмотр, проведение и обсуждение опыта: «Лучи греют»
Подставить щечки и ладошки солнышку: лучи греют.
4. Дидактические игры.
«Найди, куда спряталось солнышко» Цель: развитие пространственных отношений. «Найди предмет такого же цвета, как солнышко» Цель: закрепить желтый цвет.
«Что бывает желтого цвета? Цель: закреплять знание названий цветов; учить детей отбирать предметы желтого цвета среди предметов разных форм и цветов.
«Поможем солнышку». Цель: сделать солнышку лучики при помощи прищепок. Выбрать из двух цветов нужный. Развитие мелкой моторики.
5. Пальчиковая игра «Дай нам, солнышко, тепла».
6. Подвижная игра «Солнечный зайчик» (игра с зеркалом). Цель: развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием; учить выполнять действия в соответствии с игровыми правилами.
7. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель: развивать стремление играть в подвижные игры, учить детей ходить и бегать врассыпную, развивать внимание к указаниям воспитателя.
8. Словесные игры: «Назови ласково» (солнце – солнышко), «Солнышко какое?» (доброе, лучистое, яркое, теплое), «Что делает солнышко?» (светит, греет, улыбается).
9. Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Божьи коровки», «Одуванчики на полянке» (коллективная работа), «Солнышко лучистое»; лепка «Лучики для солнышка», Пластилинография «Цветочная полянка» (коллективная работа), пластилинография «Божьи коровки и их друзья».
Работа с родителями:
3 этап: заключительный
В процессе реализации проекта у детей:
В процессе реализации проекта у педагогов:
В процессе реализации проекта у родителей:
Консультация для родителей «О пользе и вреде солнечных лучей для здоровья»
О пользе солнца и ультрафиолетовых лучей в умеренной их дозе знают все, мы с вами привыкли к свету солнца с самого детства, это естественная среда обитания для детей и их родителей, особенно в летнее время. Встающее по утрам солнышко помогает нам просыпаться и быть бодрыми, а кроме того, солнце и его лучи оказывают сильное стимулирующее воздействие на обменные процессы. Поговорим о пользе солнца, правильном пребывании на солнце и опасностях, связанных с неумеренным приемом солнечных ванн. При воздействии на кожу ультрафиолетовых лучей внутри нее в особых клетках происходит активация витамина Д и переход его в активную форму, необходимую организму для роста и развития, нормального усвоения кальция и роста костного скелета. Солнечные лучи, помимо ультрафиолетового спектра, имеют еще и инфракрасный, эти лучи вызывают, нагрев верхних слоев кожи. Данные лучи проникают в тело глубже на два-три сантиметра, что помогает им активно взаимодействовать с тканями кожи, кровеносными сосудами, в результате чего происходит их расширение, усиливается кровообращение в области кожи и подкожно-жировой клетчатки ( визуально это выглядит как легкое покраснение кожи). за счет активизации кровообращения происходит более интенсивный метаболизм в коже и выведение из нее свободных радикалов, продуктов окисления и токсинов, кожа активно потеет и выводит шлаки. Конечно, эти процессы я описала достаточно упрощенно, но, чтобы понять важность пребывания на солнце, но в умеренных количествах, этого вполне достаточно. Кожные покровы детей более уязвимы в отношении негативного воздействия солнечных лучей из-за особенностей строения кожи и подкожно-жирового слоя. В раннем возрасте кожица малышей очень тонкая, нежная и легко травмируется, подкожно-жировая клетчатка устроена рыхло, густо оплетена сетью мелких капилляров. Верхний ороговевающий слой кожи у детей очень тоненький и нежный, часто обновляется, особенно у малышей в раннем возрасте. Их кожица и так часто пересыхает, и шелушится, а под действием солнечного света может пересушиваться и страдать сильнее, чем у взрослых. Кроме того, в сравнении с взрослыми, у детей кожа имеет больше способности и резервов для регенерации в сравнении со взрослой, поэтому, мелкие травмы не оставляют у детей рубцов и шрамов. Однако, защитные функции кожи как естественного барьера на пути токсинов, вредных излучений и микробов снижены, поэтому, кожа детей высоко чувствительна к инфракрасным и ультрафиолетовым лучам. Дети имеют несовершенную терморегуляцию и потоотделение, а поэтому, дети легко на солнце могут перегреваться, а при купании в море или реке – переохлаждаются. Чтобы дети не пострадали от действия солнышка, и получили от него только пользу в виде порции витамина Д и активации иммунитета и обмена веществ, нужно строго следить за их пребыванием в условиях открытого солнца. Сегодняшнее солнце таково, что находиться под его лучами долго вредно даже взрослым, а детям до 5-7 лет, обладающим особой чувствительностью к нему – это может быть опасно для здоровья. Кроме того, разные участки тела у детей по-разному чувствительные к солнечным лучам, так стопы и кисти, лицо, которые практически всегда открыты, менее подвержены ожогам и выдерживают большие солнечные нагрузки. А вот поясница, живот, грудь и шея более чувствительны, там кожа тоньше и нежнее, недаром ее прикрывают одеждой. Чувствительна к ожогам спина, она обычно наряду с плечами и шеей «сгорает» первой после чрезмерного пребывания на солнце. Для детей, ранее не выходивших на пляж, бывает достаточно 10-15 минут.
Приложение
1. Наблюдение за распустившимися листьями.
Цель: Учить замечать изменения в природе, любоваться нежной зеленью листьев. Активизировать словарь детей: распустились, маленькие, зеленые.
2. Наблюдение за появившейся зеленой травкой.
Цель: Формировать желание любоваться появившейся зеленой травой. Обратить внимание, все становится вокруг красиво, зелено. Предложить потрогать траву рукой. Она нежная, мягкая.
Травушка- муравушка со сна поднялась,
Птица синица – за зерно взялась,
Зайки – за капусту,
Мышки – за корочку,
Детки – за молочко.
3. Наблюдение за дождем
Цель: Обратить внимание, что дождь может быть разным: сильный, моросящий, мелкий. Дождь стучит по крыше, окнам: кап- кап- кап. Дождь нужен земле – поливает травку, поит землю. После дождя появляются лужи, все мокрое: крыши домов, деревья, земля.
Дождик, дождик веселей,
Капай, капай, не жалей,
Только нас не мочи,
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле пуще,
Станет травка гуще.
4. Наблюдение за одуванчиками.
Цель: Показать детям, что появились первые весенние цветы - одуванчики. У одуванчиков есть стебель, листья, цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета, очень ароматно пахнет, предложить понюхать.
Одуванчики везде
По весенней травке,
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке.
5. Целевая прогулка в уголок леса.
Цель: Закрепить представления о деревьях и кустарниках. Учить их различать.
Показать изменения происходящими с деревьями и кустарниками. Формировать бережное отношение к природе.
6. Наблюдение за божьей коровкой.
Цель: Развивать у детей интерес к окружающему миру, расширять представления о насекомых: много лапок, есть крылья, летают, ползают, Учить узнавать и называть божью коровку.
Божья коровка, улети на небо,
Там твои детки, кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной,
Божья коровка, улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного да белого,
Только не горелого.
7. Наблюдение за сменой одежды людей.
Цель: Показать зависимость одежды людей от температуры воздуха. На улице стало тепло, люди сняли тёплые шапки, куртки, ботинки, а надели легкие кепки, кофточки, туфельки и сандалики.
8. Наблюдение за солнцем.
Цель: Формировать понятие, что солнце греет все сильнее, становится тепло, жарко. Хорошо растут растения. В тени, где солнца нет, там более прохладно.
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
9. Наблюдение за одуванчиками.
Цель: Полюбоваться обильным цветением одуванчиков на участках, площадках. У одуванчиков есть стебель, листья, цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета, очень ароматно пахнет, предложить понюхать. Обратить внимание, что некоторые одуванчики уже отцвели и у них появляются пушинки – семена. На белый одуванчик можно подуть и семена разлетятся в разные стороны.
Носит одуванчик,
Желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
10. Наблюдение за песком. Игры и экспериментирование с песком.
Цель: Продолжить знакомить детей со свойствами песка. Сухой песок рассыпается, из влажного песка можно лепить куличики.
Я пеку, пеку, пеку,
Деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки,
Испеку два пряничка
Кушай, кушай , мамочка,
Вкусные два пряничка…
11. Наблюдение за ветром. Игры с султанчиками.
Цель: Продолжать знакомить с природным явлением- ветром. Активизировать речь детей- ветер, ветер, дует, качает.
12. Наблюдение за голубями и воробьями.
Цель: Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, воробей). Учить замечать, как они передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм, пьют воду из лужицы. Воспитывать интерес к миру природы.
Пальчиковая гимнастика
“Дай нам, солнышко, тепла”.
Мы ладони протянули
И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
Подвижные игры
«Солнышко и дождик»
Цель: учить детей действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры:
Дети идут с воспитателем по кругу.
«Смотрит солнышко в окошко, (Идут по кругу)
Светит в нашу комнатку».
Мы захлопаем в ладоши, (Хлопают стоя на месте)
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! (Ритмично притопывают на месте)
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (Ритмично хлопают в ладоши)
На сигнал «дождь идет» дети прячутся под зонтик.
Солнышко светит. Игра повторяется.
Текст песенки Теличеева «Есть у солнышка дружок»
Есть у солнышка дружок –
Голосистый петушок.
Припев:
Хорошо, когда дружок -
Голосистый петушок.
Есть у солнышка друзья -
Это мы, и ты, и я!
Припев:
Хорошо, когда друзья -
Это мы, и ты, и я!
Список литературы