Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Исангулова Лилия Марсовна

Воспитатель

МАДОУ « Детский сад «Журавушка»

г.Салехард

Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников

В период  дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Как помогают экологическому воспитанию сказки? Дети любят сказки, они с удовольствием слушают их, беседуют по сказкам и даже могут инсценировать некоторые из них.  Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.  Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Поэтому сказки можно использовать с большой долей их полезности  в экологическом воспитании.

Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий, праздников, на занятиях по экологии. Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий. Она будет  воспитывать у детей понятие о природе как о целостно-окрашенном мире,  как о доме, своём собственном и общем для всех людей, для всего живого.Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение. Сказка есть в каждом доме и дети их любят. Сказка привлекает детей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, большими возможностями для фантазирования. В экологической сказке ненавязчиво, в форме игры даются детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с воспитанниками. Не всегда удаётся понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие.Путешествие в мир сказки развивает воображение, образное мышление, фантазию, мобилизует умственные силы ребенка, помогает активному восприятию содержания, более полному пониманию смысла.

Ребенок приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги и, конечно, родители. Такие слова как «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» мы помним с детства. Читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода, уход за репкой). В сказке «Заюшкина избушка» мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. В сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.

Придумывая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению, уясняет для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой. И действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной).

Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развивать творческое воображение, ребёнок учится лучше понимать окружающий мир. В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к детям беречь, защищать и изучать ее.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, образное мышление, фантазию, мобилизует умственные силы ребенка, помогает активному восприятию содержания, более полному пониманию смысла.

Ребенок приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги и, конечно, родители. Такие слова как «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» мы помним с детства. Читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода, уход за репкой). В сказке «Заюшкина избушка» мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. В сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.
Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать? Ожившие персонажи из сказок помогают окунуться детям в мир движений, фантазий, воображения, игры. Дети становятся участниками необычного действа. А сочетание психогимнастики с экологической сказкой позволяет добиться наибольшего эффекта в формировании у детей основ экологической культуры. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.



Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области