Булакова А.Г. воспитатель группы№2
КГБУСО «Кавалеровский СРЦН «Детство».
Экологический практикум.
Опытно-экспериментальная деятельность в работе с детьми.
Цели:
-расширять знания детейо неживой природе; явлений; свойств; качествах воды, камня, песка, почвы;
-привлекать детей к самостоятельной экспериментальной деятельности;
-учить бережному отношению к живой и неживой природе;
-формирование экологического мировоззрения.
Экологический практикум – это беседа о воздействие человека на биосферу, которое достигло к настоящему времени беспрецедентных размеров. Но в эту тему мы углубляться не будем.
Сегодня хочу поговорить об исследовательской деятельности детей в познании окружающего мира.
Исследование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.
Я использую исследовательскую деятельность в своих занятиях.
Проведем с вами несколько опытов.
Занятие о воде:
Оборудование:
стаканчики с водой по количеству детей, пустые стаканчики,
термос с горячей водой, чайные ложечки , сахар- песок, туалетная вода, зеркальце,
пробирки по количеству детей, яйца по количеству детей, молоко.
Ход:
Опыт 1. Вода – жидкая.
(Один стакан пустой, второй – с водой).
- Вода -это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
- В стакан, в ведро, в бутылку, в тарелку.
Предложить детям аккуратно перелить воду. Льется вода? Почему?
Вывод: потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках.
Опыт 2. У воды нет формы.
Налить воду в пробирку.
Вывод: Вода приобретает форму сосуда.
Опыт 3. У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду в стакане, потом побрызгать туалетной водой и ещё раз понюхать, почувствовать запах.
Вывод: У воды нет запаха, но может приобретать запах другого вещества.
Опыты 4. У воды нет вкуса
Взять стакан с кипяченой водой, попробовать ее вкус, добавить в стакан сахар, размешать и ещё раз попробовать её вкус.
Вывод: У воды нет вкуса, но вода может приобретать вкусы других веществ.
Опыт 5. Пар – это тоже вода.
Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело)
Вывод: Горячая вода превратилась в пар, а пар в воду.
Опыт 6. Соленая и пресная вода
Подготовить два стакана – с соленой и пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в соленой – всплыло.
Вывод: В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
Опыт 7. Прозрачность воды
2 стакана (1 – с водой 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?
Вывод: перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
Занятие о дождевых облаках
Ход эксперимента:
Оборудование:
Стаканы, пипетки, пена для бритья, краситель.
Перед детьми стоят пластиковые стаканы с водой, воспитатель выдавливает пену для бритья в стаканы. Воспитатель поясняет, что вода имитирует атмосферу, а пена облака, дети готовят цветную воду и при помощи пипеток поливают пену цветной водой. Вода накапливается и просачиваются сквозь пену в воду имитируя дождь.
Дети наблюдают за экспериментом, обсуждают, делают выводы.
Занятие наблюдения за водой
Оборудование:
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой. Растительное масло
Ход:
Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.
Опыт «Фильтрование воды»
- Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.
- В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.