Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Рефлексивная компетентность – это способность педагога к анализу своего педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: он сам, воспитанники, цель, содержание, арсенал педагогических методов и средств и т.д.
Цель педагогической рефлексии - оптимизация условий развития, саморазвития и продуктивной самореализации личности педагога в объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-педагогической деятельности и системы профессионально-трудовых отношений.
Основными компонентами рефлексивной компетентности являются:
когнитивный – способность педагога к переосмыслению прошлого опыта;
операциональный – осуществление практической деятельности педагога, направленной на построение своей индивидуальной деятельности;
личностный – направленность рефлексии педагога на саморазвитие, самореализацию в профессиональной деятельности. В образовательном процессе рефлексивная компетентность выступает как необходимая составляющая профессионального развития начинающего педагога.
Причины низкого уровня рефлексивной компетентности
Недостаточность знаний и опыта педагога
Низкий уровень профессиональной и личностной самооценки педагога
Профессиональное «выгорание» педагога
Пути устранения низкого уровня рефлексивной компетентности
В целом работу над рефлексивной компетентностью можно разделить на несколько этапов:
На мотивационном этапе работы с педагогами по формированию профессиональной рефлексии целесообразно применять следующие интерактивные упражнения: «Расскажи о себе», «Я и каким меня видят», «какой я есть и каким хотел бы быть» «Кто я?», «Жизненное кредо. Личный герб и девиз», «Мое имя и личная черта», «Моя индивидуальность», «Вот я такой», «Не хочу хвастаться, но я...», «Превращение», «Моя Вселенная. Рефлексия: выводы после обсуждения - у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что нас объединяет. Мы нужны друг другу, и каждый человек может достичь в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям было веселее жить [21].
Ожидаемые результаты работы над рефлексивной компетентностью