Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по познавательному развитию «Книга в твоих руках» для детей старшего дошкольного возраста

Цель расширение представлений детей об истории возникновения и процессе изготовления первых книг.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Рязани «Детский сад № 36»

Конспект

занятия по познавательному развитию

«Книга в твоих руках»

для детей старшего дошкольного возраста

Автор:

Белогур Светлана Сергеевна

Воспитатель высшей кв. категории

МАДОУ «Детский сад № 36»

г. Рязань, 2022 г.

Цель: расширение представлений детей об истории возникновения и процессе изготовления первых книг.

Задачи:

- создать условия для формирования элементарных представлений о материалах, используемых человеком для записи своих мыслей, историй, действий;

- способствовать обогащению словаря детей новыми терминами и понятиями: папирус, пергамент, береста;

- способствовать развитию связной речи детей, поощрять попытки высказывать личное мнение, свою точку зрения;

- способствовать пониманию роли книги и ее ценности в жизни человека, в мировой культуре;

- способствовать развитию познавательной активности детей, расширению кругозора, развитию образного мышления и воображения;

- способствовать уточнению знаний о правильном отношении к книгам;

- стимулировать творческую активность детей в продуктивной деятельности;

- способствовать развитию умения свободно общаться со взрослыми и сверстниками, проявлять доброжелательное отношение к друг другу.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Словарная работа: папирус, пергамент, береста.

Материалы и оборудование: таблица для загадки дня; магниты; восковые мелки; острые палочки; картинки и видео презентация об истории возникновения и создания первых книг; мольберт; дощечки, покрытые глиной; каменные таблички; материалы для рисования.

Ход занятия.

Воспитатель: Настал новый день. И я рада вас всех видеть!

Как вы сегодня хотите поприветствовать друг друга? .....

Кто хочет, может поприветствовать как воины племени в Африке – высоко подпрыгнув.

Здорово! Чтобы пройти дальше, предлагаю загадку дня.

Эта коробочка мала,

Но знаниями так полна.

Если коробочку возьмешь,

Перелистаешь и прочтешь

И все секреты ты поймешь. (Книга)

(Отгадки: книга и коробочка конфет)

Поставьте магнит под отгадкой, которую вы считаете правильной.

Воспитатель: Ребята, догадались, о чем сегодня пойдет речь?

Дети: Да, о книгах.

Воспитатель: Проходите, присаживайтесь на ковер.

Беседа на ковре

Воспитатель: Ребята, зачем нужны книги?

Дети: Чтобы было не скучно, чтобы быть умными…

Воспитатель: Где живут книги?

Дети: В магазине, библиотеке…

Воспитатель: Какие бывают книги?

Дети: Большие и маленькие, толстые и тонкие, тяжелые и легкие, с картинками и без, детские и взрослые,

Воспитатель: Как надо обращаться с книгами, чтобы они дольше радовали и служили?

Дети: Не брать книги грязными руками, не рисовать в книгах, переворачивать аккуратно страницы, нельзя вырывать листы и т.д.

Воспитатель: Из чего сделаны книги?

Дети: Из бумаги.

Воспитатель: А представляете ребята, что раньше книги выглядели совсем иначе. Вам хотелось бы узнать поподробнее? Тогда присаживайтесь на стульчики.

Рассказ сопровождается визуальным рядом на экране.

1-2 слайд. Давным-давно люди жили в пещерах и охотились на мамонтов. Им необходимо было делиться между собой знаниями, умениями. Поэтому люди стали делать рисунки на стенах своих пещер. Рисовали всем, что попадется под руку. Эти рисунки называют каменными книгами, они считаются самыми первыми из всех книг. В них человек впервые выразил и изобразил свою мысль.

3 слайд. Потом люди стали использовать для письма глину. Здорово придумано – писать на мягкой сырой глине было очень удобно. На влажной и мягкой глиняной дощечке острой палочкой выдавливали слова-значки. Затем глиняные таблички сушили и обжигали в печи, и они становились прочными. Одна страница такой книги была такой толстой, как теперь вся книга. Хранили их в больших деревянных ящиках.

4 слайд. В Древнем Египте книги делали из ПАПИРУСА – речного тростника, растения, высокого как дерево. Толстые стебли тростника разрезались на полосы, которые вымачивались в воде. На них писали палочками или кисточками, обмакивая их в черную краску из угля со смолой. Потом листы склеивали и сворачивали в трубочку, и получался свиток. Папирусные свитки наматывали на деревянные или костяные стержни и прятали в футляры, изготовленные из кожи или дерева. Древние книги из папируса были очень длинные.

5 слайд. На смену папирусу пришел новый материал – пергамент. Жители небольшого государства Пергам придумали обрабатывать шкуры животных особым образом и использовать их для письма. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Книга писалась от руки несколько лет. Пергамент был очень прочный, но дорогой материал: для изготовления одной книги нужно было целое стадо животных.

6 слайд. В Древней Руси тоже были пергаментные книги. Но такие книги были очень дороги, пользовались ими только богатые люди.

Простой же народ писал на бересте – это кора березы. Буквы наносили костяной или железной палочкой. Назывались такие «книги» берестяными грамотами. Бересту как очень дешевый и непрочный материал больше использовали для личных записей, чем для книг.

7 слайд. Ну а позже появились книги из бумаги. Изобрели бумагу в Китае, нашли способ изготавливать ее из коры тутового дерева. Первыми создателями рукописных книг были монахи. А художники заполняли страницы рисунками. Бумага оказалась самым удобным материалом для письма. На ней отлично писалось кисточкой или пером. Изготавливать бумагу было просто и дешево.

Воспитатель:

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Воспитатель:

Приглашаю всех играть. Вставайте в круг. Сейчас, пока будет звучать музыка, мы танцуем, двигаемся. А как только музыка закончится, мы услышим звук. Вам нужно будет придумать слово, начинающееся на этот звук.

Воспитатель: А кто из вас хотел бы отправиться в прошлое книги и попробовать что-то написать на разных материалах?

Дети: …

Воспитатель: Тогда предлагаю подойти к столу, выбрать себе корзинку, а в ней материал, инструмент и образец. Вашу работу будут контролировать песочные часы. Как только песок пересыплется, вам надо будет закончить.

Дети выбирают корзины.

Воспитатель: Все сели правильно, удобно. Давайте разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Мы на полочке лежим

Сказку рассказать хотим.

В руки нас быстрей возьми

И читать скорей начни.

Руки «полочкой»

Разводят руки в стороны

Руки в «замок» перед собой соединяют

Ладошки вместе «книжечкой»

1 – каменные таблички – пишем углем

2 – дощечки, покрытые глиной - пишем палочками

Дети работают за столами.

Воспитатель: Ребята, расскажите о своих впечатлениях! У вас получается? Как вы думаете, наши предки быстро справлялись с этой работой?

Ваши работы - это ничто иное, как страницы древних книг. А где хранятся книги?

У нас в группе есть такое место? Давайте наши дощечки разложим, чтобы они подсохли.

Дети: …

Воспитатель: Ребята, у нас есть с вами замечательная традиция – читать перед сном. Давайте выберем, какую книгу мы будем читать на этой неделе.

Сейчас я вам предлагаю определить, какая же книга нравится большинству. Предлагаю проголосовать (используем прием «Детское голосование»).

Поставьте магнит под понравившейся книгой.

Давайте посчитаем. Итак, книга … нравится большинству наших ребят. Ее мы и начнем читать.

Итог.

А сейчас повернитесь ко мне. Наше занятие окончено. И мне очень бы хотелось узнать:

- Что было для вас сегодня самым необычным?

- Для чего мы это делали?

- А что сегодня для вас было самым интересным?

- В чем мы хотели разобраться?

- У нас получилось?

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области