Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дидактический материал по русскому языку для начальной школы

Мною собран дидактический материал, который предназначен для изучения основного материала по русскому языку в 4 классе. Основная цель представленных материалов – дать возможность младшему школьнику поверить в свои силы, способствовать повышению интереса к знаниям, закрепить пройденный материал, а также развивать их творческие способности. Дидактический материал носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дидактический материал по русскому языку

для начальной школы

Пояснительная записка

Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности универсальных учебных действий. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.д.

Первые шаги школьника на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будет сформирована орфографическая грамотность на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Как преподавать детям русский язык, чтобы они поняли всю его силу и красоту, чтобы были грамотными и умели излагать свои мысли в устной и письменной форме? Такой вопрос постоянно волнует меня и моих коллег.

Мною собран дидактический материал, который предназначен для изучения основного материала по русскому языку в 4 классе. Основная цель представленных материалов – дать возможность младшему школьнику поверить в свои силы, способствовать повышению интереса к знаниям, закрепить пройденный материал, а также развивать их творческие способности. Дидактический материал носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. 
Подбирая тексты, большое значение уделяла их содержательной стороне, эмоциональной насыщенности. Тексты носят познавательный характер. Разнообразные задания, предложенные к упражнениям, позволяют определить степень усвоения изученного материала по основным разделам русского языка.
Упражнения снабжены вопросами различного типа, творческими заданиями.

Весь материал распределен по темам: 1. Безударные гласные в корне; 2. Словарные слова; 3. Глухие и звонкие согласные в корне слова; 4. Непроизносимые согласные в корне слова,5 правописание приставок; 6.разделительные ъ и ь знаки.

Надеюсь, что составленный мною дидактический материал поможет поддержать желание детей учиться, познавать, творить, поможет овладеть родным языком.
Дидактический материал я применяю и на уроках изучения нового материала, и при повторении и обобщении изученного материала.

Безударные гласные в корне слова.

Посеять с…мена, яркая с…нева, забл…стела зв…зда, кл…вать з..рно, л…нивый мальчик, п..схальное …йцо, острый к…готок, зазв…нил телефон, заб…нтовал руку, вкусный св…кольник, младшая с…стра, важное св…дание, густой к…дровник, к…реглазая девочка, ж…мчужный перстень, ж…стяная банка, зв…риная тр…па, ист…рическая книга, п…хать землю, заг…дать шараду, кол…со телеги, л…бяжий пух, с…рдечный друг.

Кр…пился, да с ног св…лился.

Как х…чу, так и вор…чу.

Леб…дь л…тит к снегу, а гусь к д…ждю.

Зав…рил кашу, не ж…лей масла.

Заст…релую б…лезнь трудно л…чить.

Идет в…евать, да не хочет сабли вынимать.

Лапоть износишь, а с н…ги не сбросишь.

1) Старых почитай, молодых уважай. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Родная сторона сердцу дорога.

4.  Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст..рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в воздухе запахло д..ждём, осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. 

5.Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.

2) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.

3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.

4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?

5) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.

6)В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?

6. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … – тр..п..тали.

Вечерний, … – в..ч..реет.

Сторожка, … – ст..р..жили.

Зелень, … – з..л..нели.

Хлопочет, … – хл..п..тали.

Лепет, … – л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной.

Словарные слова.

Вставь пропущенные буквы.

Я п..р..писывал текст из т..тради т..варища. С..годня х..рошая п..года. Семья М..розовых запасла на зиму два..цать к..л..гра…ов к..пусты и ш..с..на..дцать к..л..граммов м..ркови. ...гр..ном б..сед..вал с пр..дс..дат..лем об ур..жае пш..ницы. В нашем х..зяйстве вос..мь тр..кт..ров и дв..надцать к..мбайнов. Ш..фёр остановил м..шину на ш..с..е, чтобы проверить к..л..со.

Вставь пропущенные буквы.

Когда зазвонил т..л..фон, я снял трубку и пр..ветливо сказал: “Здр..ствуйте!” На к..л..ндаре д..кабрь. На б..рёзе св..ркает ин..й. Х..роший х..зяин экономит эл..ктрич..ство. М..шина медл….о ехала по д..роге. П..тух разбудил всю д..ревню. За..тр.. будет х..рошая п..года. П..с….жиры, приготовьте б..леты. Р..бята рад..с….о попр..ветствовали учит..ля.

Вставь пропущенные буквы.

.тец любит ч..рный кофе без сах..ра.Учит..ль пр..ветлив.. встречал р..бят первого с..нтября. Проехав ш..с..на..цать километров по ш..с..е, ш..фёр свернул налев.. в сторону д..ревни.

Поднимитесь по лес..нице на ..дин..а..цатый этаж. Мы погрузили в ..вт..м..биль к..рзины с ..в..щами. Во время ..б..роны гор..да к..м..ндир четко к..манд..вал отрядом. Угости т..вар..ща ябл..ком.

Вставь пропущенные буквы.

На за..тр..к я ем ..всяную кашу, выпивают ст..кан м..л..ка. Дв..на….атое апреля – День к..см..навтики. Я нар..совал р..кету цветными к..р..нд..шами. Мой р..сунок понравился ..тцу. Пр..дс..дат..ль колхоза в..лн..вался, что в х..зяйстве не хватает ве..лок, се..лок и к..мбайнов. Поднимитесь по лес……це в ш..с….адцатую кв..ртиру. Мы собрались в пут..шеств..е и уже опаздывали на в..кзал.

Вставь пропущенные буквы.

Адр..с б..бл….теки, ж..лание р..бят, т..релка с яг..дами, д..рога в д..ревню, п..ртрет к..см..навта, ш..с..надцать л..монов, инт..ресная г..зета, п..сок на б..р..гу, ..бл..ка над гор..дом, пр..ветл..вый учит..ль, к..л..со от тракт..ра, ч..рный т..л..фон, р..совать к..р..нд..шом, к..ртоф..ль в к..стрюле, р..в..люция на род..не, ж..лтенький пл..точек, дв..надцать кр..ватей, ж..лать на за..тр..к, за..тр.. пятн..ца, с..годня ч..тверг.., м..розный д..кабрь.

Вставь пропущенные буквы.

Дима сказал, что к..ртоф..ль, ..гурец, л..мон, м..рковь, п..м..дор – это ов..щи. А Света сказала, что ________ - это фрукт. Сколько литров м..л..ка дает ваша к..рова? Учит..ль ру….кого ..зыка вошел в кла…..

Глухие и звонкие согласные в корне слова.

Вставь парные согласные З—С в корне слова

Ска..ка, ка..ка, зама..ка, кара..ь, гря..ь ,коло.., голо.., зале… в окно, ле.., ри.., ли…,

моро.., до слё.., но.., колхо.., зано.., но..ки ,гво..дь, го..ть, ири.., зака.., алма.., водола.. ,

ква.., пала.., один ра.., та.., гла.., разре.. , деви.., серви.., ча.., анана.., компа.., арбу.,

сою.., запа.., вя.., овё.., гру.., тенни.. .

Вставь парные согласные Б—П в корне слова

Стол.., шу..ка, ло.., ша..ка, су.., ке..ка, ще..ка, сугро.., кло.., оши..ка, ши.., хле..,

хлеборо.., ле..ка, гри.., тря..ка, ду.., зу.., сто..ка, ро..кий, про..ка, Гле.., книголю..,

лесору.., ли..кий, кно..ка, гер.., зу..чик, микро.., клу.., та..ки, кра.., голу..ь, ры..ки,

прору..ь, вглу..ь, дро..ь, похлё..ка, джи...

Вставь парные согласные В—Ф в корне слова

Була...ка, ла...ка, парагра..., без сло...,уло..., голо...ка, подста...ка, рука..., шар...,

верё...ка, морко...ка, соста..., ле..., штра...,выши...ка, уда..., гне..., припе..., шка...,

суета..., жира..., приви...ка, голь... (чулок),спла..., ло...кий, поли..., гра..., нет со...,

сли...ки, много дро..., ри..., уло.. .

Вставь парные согласные Г—К в корне слова

Ко..ти, бе.., каза.., сту.., бере.., кула…, пиро.., поро.., сапо.., вра.., овра.., замо..,

бараний ро.., кру.., дру.., мя..кий, восто.., ю.., востор.., че.., ми.., зигза.., фла.., моз.., подви.., бульдо.., сне.., рюкза.., завтра…, шлан.., ла.., кри.., ра.., сту.., ба.., ночле..,

пры..-ско.., уро.., хирур.., четвер.., йо.. .

Вставь парные согласные Д—Т в корне слова

Малые де...ки, дя...ька, тё...ка, солда..., бра..., акроба..., отря..., го..., ро...ственник,

открыть ро..., оса...ки, дроз..., кро..., сле... сала..., салю..., восхо..., зака..., рассве... ,

предме..., наро..., огоро..., проез..., биле... бале..., бин..., ре...кий, запре..., самолё... ,

очис...ки, сор..., поез..., бан..., ме...кий.

Вставь парные согласные Ж—Ш в корне слова

Фура...ка, карма...ки, рома...ка, мы...ка , кро...ки, серё...ки, фла...ки, пиро...ки,

бума...ка, обло...ка, мо...ка, ков..., бро...ка , теле...ка, стру...ка, стри...ка, карто...ка ,

руба...ка, упря...ка, су...ки, у...ки, пля... , чи..., шала..., камы..., сторо..., му..., у... ,

кни...ка, ло...ка, ши...ка, кру...ка, ё... .

Парные согласные

Па..ка для бума.., блес.. воло.., ла.. для но..тей, текс... ска..ки, заголо...ки газе...,

пиро...ки с карто...кой, биле... на бале..., рецеп... для сосе...ки, солда... в фура...ке,

ло...ка в ча...ке, пар… с ли..ками, вхо... на пля..., ши...ки на ве...ке, пру... с ры...ками,

до..ка с ша...ками, но...ки табуре...ки, сла...кий вку.., ю..ка на подкла...ке, берё..ки на опу...ке, де...ская лопа...ка, ло...ка в кру...ке, сала... с креве...ками,

биле... на поез..., подли...ка для ро...ков, фар... для котле..., Не...ский проспек...,ча...ка с окро...кой, яго...ки для пиро...ков, тетра...ь в кле...ку.

Непроизносимая согласная в корне слова

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Лес..ный отзыв, чес..ный ответ, опас..ное занятие, редкос..ный экспонат, чу..ство меры, совмес..ные усилия, ненас..ная погода, счас..ливые лица, злос..ный нарушитель, грус..ные мысли, горес..ные раздумья, живопис..ные окрес..ности, че..ствовать героя, неумес..ное замечание, уча..ствовать в мероприятии, извес..ный писатель, долгожданный праз..ник.

Составьте словосочетания с данными словами, вставляя вместо точек, где нужно, недостающие буквы.

Извес..ный, безлис..ный, грус..ный, двухос..ный, доблес..ный, жизнерадос..ный, закулис..ный, злос..ный, капус..ный, многомес..ный, ,ненас..ный, непричас..ный, неумес..ный, окрес..ный, опас..ный, победонос..ный, поверхнос..ный, пос..ный, сладос..ный, совмес..ный, чес..ный, чу..ственный.

Запиши предложения, исправляя ошибки в словах.
У щенка был грусный вид. Нам пришлось пробираться через тросниковую чащу. Целую неделю стояла ненасная погода. Из окна был виден прекрастный вид на море. Мальчик совершил ужастный поступок. Заяц грыз капусный лист.

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

Вставьте пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.

Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

Прочитайте слова. Найдите и подчеркните непроизносимые согласные.

Пастух, пасти, пастушок, пастбище. Участвовать, участник, участие. Грустить, грусть, грустинка, грустный. Поздно, поздний, опоздать, опоздание. Свисток, свистулька, свистеть, свистнуть. Крест, крестик, окрестности, окрестные. Молвить, молва, безмолвствовать. Тростник, тростниковый, тросточка, тростинка. Счастье, счастливый, счастливчик.

Правописание приставок.

Как пишется приставка на - з (-с)? Перед звонким согласным-З, перед глухим-С. (безОружный, безЛунный, бесконечный). Заполните пропуски в словах.

Бе_просветный, бе_заботный, бе_конечный, бе_толковый, бе_страшный, бе_шумный, во_пользоваться, во_соединение, и_следовать, и_чер-кать, и_коверканный, в_пугнуть, во_препятствовать, ра_копки, ра_чертить, бе_цельный, и_целение, ра_фасовка, и_зябнуть, во_звание.

Как пишется приставка на - з (-с)?Перед звонким согласным-З, перед глухим-С. (безОружный, безЛунный, бесконечный). Заполните пропуски в словах.

Бе_сильный, бе_земельный, бе_чувственный, _делать, и_вержение, ни_провергать, бе_жалост-ный, _грести, бе_форменный, ра_жевать, бе_покойный, ра_бить, ра_сказ, бе_брежный, ра_суждение, ра_двинутые, бе_зубый, бе_донный, и_подтишка.

Разделительный ъ и ь знаки.

Вставь нужную орфограмму. Помни о «ловушках».

Бездел_е, с_ёмка, грозд_я, бур_ян, коп_ё, из_мерять, обез_яна, об_яснил, в_юн, туч_ка, ател_е, вз_ерошенный, печен_е, зал_ёт, мурав_и, ш_ёт, без_водный, сирен_ю, прут_я, в__езд, рож_ю, клоч_я, об_единение, б_ёт, под_ехал, лист_ями, Мар_я, с_езд, руж_ё, Ул_яна, ноч_ка, ворон_и, стал_ю, п_еса, Юр_евич_, ненаст_е, раз_ярённый, раз_дельный.

Найди ошибки, исправь. Запиши слова правильно.

Шъёт платье, журчяние ручъя, сьедают листъя, подехал к подьезду, птичьи семи, большой обьём, взъвесить печенье, ночю под кроватью, подьехал к ручью, сьел яблоко, пъёт из ручя, слаткое питьё, белые крыля, страительный обьект, крутой падъем, разъузнать, льёт дошдь, снежные хлопя, объдумал предложение, висеннее половодъе, смишная обезьяна.

Раскрой скобки, запиши текст без ошибок.

(В)воскресен(ъ,ь)е к школе под(ь,ъ)ехал автобус. Он об(ь,ъ)ехал большой сугро(п,б) и под(ь,ъ)ехал к входу. Мы с друз(ъ,ь)ямивыб_жали (из)под(ь,ъ)езда школы и (на)правились к автобусу. По дв_ру бегал пёс В(ъ,ь)юнок. Учит_ль об(ь,ъ)яснил, как вести себя в автобусе. Под ел_ю сидел вз_ерошенный пт_нец. Дом об_ят пламенем. П_д_ехали пожарные, п_тушили огонь и раз_ехались. На п_лу л_жали об_едки пирога. Лист_я цв_тов с_ёжились от хол_да. Ил_я об_ехал часть леса и под_ехал к г_ре.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области