Предмет | География |
Класс | 5 |
Тема урока | Глобус и карта |
Цель урока | Исследовать карту и глобус как изображение земной поверхности. |
Задачи урока | |
УУД | Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме,формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. |
Планируемые результаты | Предметные: Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Основные понятия | Карта, глобус, методы исследования, инструменты исследования, источники информации |
Межпредметные связи | Математика, |
Ресурсы урока | Учебник, атлас, глобус, интерактивная доска, ноутбуки, гибкая лента, дневник географа-исследователя, таблица Успешности |
Формы урока | Фронтальная, в парах. |
Технологии | Исследовательская деятельность, ИКТ, обучение в сотрудничестве. |
Тип урока – урок-исследование
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1) Организационный момент | Приветствие учащихся, объявление своей фамилии, имени и отчества. | Подготовка к уроку, приветствие учителя | Самоконтроль готовности к уроку (Р) | ||
2) Мотивация учебной деятельности | Знакомит со своим местом жительства: планета Земля, материк Евразия, страна Россия, область Омская, район Марьяновский, с. Степное. Предлагает самим определить своё место жительства, задавая вопросы: А, вы, ребята, можете объяснить, где вы находитесь? Какие источники географической информации вы для этого использовали? Подводит детей к новой теме, просит открыть учебник на стр. 24. | Учащиеся формулируют самостоятельно тему урока, записывают в тетрадь тему урока. | Просмотр слайдов. | Формулирование темы урока. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности.Осознание цели урока (Р) |
3) Изучение нового материала | 1. Предлагает выполнить задание: найти на глобусе г. Омск и г. Казань и определить расстояние между ними. Выясняет правила выполнения задания: - У кого получилось вычисление? Как в это задание делали? Делает ввод, то ребята затрудняются переводить расстояния в см. в масштаб глобуса, работать с картой и глобусом. 2. Напоминает, что в начальных классах ребята изучали не только глобус и карту, но и знакомились с методами исследования географической информации. Объявляет цель урока: исследовать карту и глобус как изображение земной поверхности. - Что у нас будет объектом исследования? - Обратите внимание на парту. Какими инструментами вы будете проводить исследования? - Куда вы будете записывать исследования? - Главный инструмент – это дневник географа-исследователя. | Работают в парах, Объясняют, как выполняли. ( фронтальный опрос). Просмотр слайдов. Записывают в тетрадь цель урока. Отвечают на вопрос учителя. Рассматривают дневник исследователя. | Исправляют ошибки в тетради Просмотр слайдов. Выявление инструментов для исследования. | Работа с гибкой лентой и глобусом. Формулирование цели урока. | Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) Умение правильно выражать своё мнение. |
3.Обращает внимание ребят на Лист успешности, который вывешен на доске и который есть в дневнике. По нему предлагает выполнить задание, заполнив его. Цель задания – выявить, что дети хорошо знают по данной теме, что плохо знают и что не совсем знают. Видя некоторые затруднения, учитель помогает заполнить вместе с детьми этот Лист на доске.: Уточнение ( что такое глобус и карта) Сравним ( источники информации между собой) Выявим ( чем отличается глобус от карты) Классифицируем ( разные карты) | Знакомятся с Листом успешности и выполняют задание ( 1 мин) в своём дневнике исследователя. Записывают вместе с учителем. | Работа с Листом успешности. | Выявление знаний по теме « Глобус и карта» | Осознание важности понимания задания по теме. | |
4) Рефлексия 5.).Домашнее задание Звенит звонок | 4.Предлагает перейти непосредственно к исследованию. Для начала нужно провести некоторые измерения. - Что такое глобус? - Вы уверены, что глобус – это маленькая модель Земли? - Каков форма и размер Земли? - Какова длина окружности Земли? Задаёт задание – прочитать его внимательно в дневнике. Выполнить задание практически в парах. 1 ряд – измерить длину окружности по экватору на глобусе; 2 ряд – измерить длину окружности Земли, проходящей через полюс. Напоминает правильность действий и даёт время выполнения 2 минут. Контролирует и проверяет правильные результаты. Предлагает сделать вывод о проделанной работе, выполнив задание в дневнике. Проверяет правильные ответы 5. Предлагает провести следующее исследование – сравнить космоснимок и карту. Задание выполняется в дневниках. Контролирует и направляет учащихся. Проверяет по интерактивной доске. Подводит к понятию, что называется картой. Делает ввод, то все выполнили правильно. 6. Переходит на следующий этап исследования – визуальный. Для этого предлагается выполнить задание в дневнике. Обвести маркером на фотоснимке свою школу, а затем, выйдя из класса в коридор, подойти к окну и запомнить окружающую местность и, вернувшись назад в класс, отметить её на своём фотоснимке. Вызывает одного ученика к интерактивной доске для выполнения задания. Контролирует и исправляет полученный результат 7. – Каждый ученый умеет анализировать полученные исследования. Предлагает выполнить очередное задание в дневнике – прочитать и проанализировать текст. Контролирует и направляет учащихся. Проверяет выполненное задание. 8. Предлагает еще один метод исследования – классификация карт. Для этого учащиеся выполняют задание в дневнике – познакомиться с картами и проанализировать их. 1 ряд – карта преобладающих пород древесной растительности Татарстана; 2 ряд – карта Казани в 1768 г. и охарактеризовать её по плану; Одна пара – общегеографическая карта Татарстана. Даётся время выполнения 3 мин. Контролирует и направляет учащихся. Просит сделать ввод. Даёт одному ученику дополнительное задание на карточке. Проверяет выполнение задания. - На каком предмете могут использоваться ваши карты? Предлагает возвратиться к Листу успешности и проанализировать результат освоения нового материала. - Что у вас получилось? Сместилась ли линия успешности? Делает ввод Предлагает записать его. Объясняет суть задания и способ выполнения. - Сделайте картографический проект Татарстана. Показывает свой образец проекта – образ Татарстана. Подводит итог урока высказыванием о карте. Благодарит ребят за хорошую работу. Прощается. | Слушают вопросы и отвечают на них ( фронтальный опрос) Внимательно читают и один ученик вслух объясняет задание. Производят практические действия и записывают в дневник. Учащиеся внимательно читают задание и выполняют Один ученик зачитывает вслух свой ответ. Остальные проверяют свои. Выполняют работу в дневнике в парах. Время – 2 минут. Затем один ученик выполняет задание на интерактивной доске, заполняя таблицу. Объясняет свой ответ. Ребята подчёркивают правильные слова. Учащиеся выполняют задание и сравнивают с правильным ответом учителя. Обсуждают полученный результат. Один ученик объясняет задание. Читают и анализируют текст и выбирают необходимые сведения. Работают в парах ( 1 мин.) Одна пара вслух проговаривает различия и сходство изображения Земли на глобусе и карте. Остальные проверяют и исправляют. Ребята выполняют задание в парах по рядам, составляя логическое объяснение своей карты. Обсуждают и анализируют карты. Один ученик выполняет задание письменно по карточке в тетради. Один ученик отвечает по своему заданию. Фронтально спрашиваются остальные по применению карт на других предметах ( биология, история и география) Ребята до конца заполняют Лист успешности в своих дневниках, проставляя « + « и токи, соединяя их линией. Ребята слушают и записывают задание Ребята благодарят и прощаются с учителем. | Отвечают на вопросы. Выполняют задание в парах и записывают в дневник. Сверяются с правильными ответами. Проверяют и исправляют ошибки. Просмотр таблицы на интерактивной доске. Проверяют и исправляют ошибки. Просмотр слайда с определением понятия карта. Просмотр слайда с фотоснимком Работают с текстом. Обсуждают и анализируют информацию. Просмотр слайдов с изображением карт Работают с Листом успешности в своих дневниках исследований. Просмотр слайда | Работают устно. Работают с глобусом и гибкой лентой. Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Анализируют и сравнивают данную информацию. Работают с фотоснимком. Работают с текстом. Используют метод сравнения. Работают с ноутбуками и с дневниками исследования. Ещё раз просматривают в дневнике новую информацию и анализируют её. Делают ввод о результатах освоения новых знаний. | Опора на предыдущие знания. Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей (П). Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р)Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) Умение правильно мыслить и делать вывод Оценка достигнутых результатов (Р) Самоконтроль и взаимоконтроль (К) |