Технологическая карта урока по УМК «Планета знаний» ФГОС
Класс: 1 А
Предмет: Окружающий мир
№ урока по расписанию:3
Тема урока: Береги природу ,человек!
Тип урока: Урок открытия новых знаний .
Цель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; создать условия для создания правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников.
Задачи:
Образовательные:
-развивать логическое мышление, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы;
-формировать представление о взаимодействии человека и природы
Развивающие:
-развивать познавательную активность;
-умение воспринимать и анализировать высказывание в устной и письменной форме;
Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимопомощи;
-воспитывать желание охранять природу.
Планируемые результаты:
Предметные :
-определять способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека;
-формулировать правила поведения в природе.
Личностные:
-осознавать себя жителями планеты Земля;
-испытывать чувство ответственности за сохранение природы Земли.
Коммуникативные:
-формировать умения работать в коллективе, в паре, контролировать действия партнёра;
Метапредметные:
-формировать интерес к учению;
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-получать информацию , выделять существенное.
Межпредметные связи: Экология; Технология;
Ресурсы урока: проектор, интерактивная доска, презентация Power Point «Береги, природу человек», учебник «Окружающий мир» Г. Г. Ивченковой , И. В. Потапова, рисунки детей, выставка поделок ; плакат ; раздаточный материал;
Формы урока:(фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)
Технологии: деятельностное обучение, ИКТ.
Характеристика этапов урока:
Этап урока | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формируемые УУД |
1. 1. 1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап ) | 1-2 минуты | Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, настраивает учеников на урок. В природе столько красоты Вглядись, и ты поймешь, -О чём говорят строки стихотворения? -Продолжите предложение: Природа - это … | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Слушают внимательно. Слайд 1 - о природе; - о бережном отношении к природе; -растения, животные, человек | Ф | Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | 2 мин | - Что мы знаем о животных? Какие они бывают? - Что нужно животным для того чтобы жить в природе ? | - домашние (ухаживает человек) - дикие (живут в природе) Слайд 2 -Свет, вода, пища, тепло, воздух | Коммуникативные: - возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе. | |
3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности . | 4 мин | - Ребята, чтобы существовать всему живому нужны не просто: воздух, пища и вода, также -чистый воздух; -здоровое питание; -чистая вода; -Это все то, что окружает растения и животных, называется окружающей средой. - А связь растений и животных с окружающей средой называем экологией. - Что же такое экология? Кто как понимает значение этого слова? -Слово «экология » образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос», что значит «наука». Выходит, экология – наука о доме. О каком доме говорится? Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Все то, что окружает их в природе,- вот их дом. -Для того, чтобы у животных был дом, нам нужно:….. -Подумайте и скажите, о чём будем говорить сегодня на уроке? -Кто должен этим заниматься? -Давайте обратимся к человеку с просьбой беречь природу… -Значит , тема нашего урока… -Пришло время отдохнуть. | слушают экология Слайд 3 (Ответы учащихся). - природном доме. -Беречь природу. -О том. как охранять природу. -Человек. - Береги природу ,человек! - Береги природу ,человек! Слайд 4 | Ф | Личностные: - развивать эколого-этическую деятельность; - выражать положительное отношение к процессу познания. Познавательные: - извлечение информации из опыта детей; - читать и слушать, извлекая нужную информацию. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Метапредметные: - выделять существенную информацию, объяснять свою позицию. |
Физминутка | 2 мин | Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли Приседали, приседали Белый гриб в траве нашли. На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним ребята, Наклоняйся раз, два, три, И в лукошко набери! Вот на дереве орех, Кто подпрыгнет выше всех? Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. Три часа в лесу бродили Все тропинки исходили. Отдохнуть пора, дружок, Мы присядем на пенёк. | Выполняют задания Дети садятся за парты | Г | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) | 5 мин | -Итак, какова тема нашего урока? -Какова задача нашего урока? -Ребята, почему мы должны беречь природу? | Береги природу ,человек! Научиться беречь природу.Слайд5 Ответы детей. - исчезают редкие виды растений, животных; - загрязняются реки, погибают рыбы; - рубят леса; - газы загрязняют воздух; - разрушают люди почву; - из-за охоты уменьшается число животных; | ||
5.Реализация построенного проекта | 5 мин | -Сейчас по заданию учебника на стр.97 мы узнаем , почему так происходит. -Почему рыбке захотелось в аквариум? -Как вы думаете, почему зайчики пляшут вокруг пенька вместо ёлки? | Открывают учебник, рассматривают рисунки Слайд 6 - с заводов грязная вода течёт в реку, из рек в моря и океаны; -погибают животные водоёмов; - погибают растения; -срубили ели; - животных оставили без дома; | Инд. | Коммуникативные: - возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе. Метапредметные: - наблюдать, анализировать. Регулятивные: - обеспечивать способность регулировать свою деятельность; - понимать, принимать и сохранять учебную задачу. |
6.Первичное закрепление | 4-5 мин | - Сейчас мы узнаем, как берегут природу лесные человечки. - Почему нельзя оставлять мусор в лесу? - Мусор превращается во всем мире в большую проблему. -Дома куда бросаем мусор? -Сколько раз выносим мусор? -Мы отделяем бытовые отходы? -Как называем машину, которая увозит мусор? -Куда увозит мусоровоз бытовые отходы? - Так появляется большое скопление мусора, скопление ненужных человеку вещей. А какой вред природе наносит свалка? -Свалка занимает место, где можно было сеять зерно, вырастить сад, там вырос бы лес, радуя птиц и животных. -На свалке мусор под дождем и снегом начинает гнить и выделять ядовитый газ, который отравляет воздух и влияет на изменение климата. -Весной ядовитые вещества с грунтовыми водами попадают в реки, загрязняя воду, где мы купаемся, в родники откуда мы пьем воду. Таким образом, через отравленные воздух, воду и почву в организм человека попадают вещества, которые отрицательно влияют на здоровье и являются причиной многих заболеваний. -Отравляет только человека? -Отходы, собранные на свалках, перерабатываются на специальных заводах. Для этого мусор нужно собирать раздельно. -Раздельный сбор мусора помогает быстрой его переработке и превращению мусора в нужную вещь. Например, из макулатуры (старых бумаг) делают картоны, коробки, экологическую вату . -Если отходы не перерабатывать, то наша Земля может стать огромной свалкой. -Что нам нужно делать , для того чтобы это не случилось? -Для этого ставят разного цвета контейнеров для мусора. Экобоксик – оранжевый эко-контейнер для сбора опасных бытовых отходов: энергосберегающих лампочек, градусников и батареек. синий контейнер — для сбора бумаги зеленый контейнер — для стеклянных отходов желтый контейнер — для пластика красный контейнер — для других бытовых отходов | - Просмотр мультфильма « Эколята - Молодые защитники природы». - некрасиво; - загрязняет природу; -может пораниться животное; - стекло нагреется и начнётся пожар;…. Слайд.. Ответы детей -мусоровоз - на свалку Слайд 7 -ответы детей -животных , растений; -не сорить; -убирать за собой мусор; -раздельно собирать мусор; Слайд 9-10 | И | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; Коммуникативные: - возможность научиться сотрудничать. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) | 3-4 мин | -Теперь поработаем в паре.(Вспоминаем правила работы в паре) Задание парам. (приложение 1) -Нужно положить картинки с бытовыми отходами в спец. контейнеры. | Работаем дружно, слушаем друг -друга Слайд 11 Выполняют задание Проверяют контейнеры | П | |
8.Включение в систему знаний и повторение . | 5 мин | (Вспоминаем правила работы в группе) 1.Теперь разделимся по группам. Задание: каждая группа составляет по готовым шаблонам знаки по охране природы. (приложение 2) - Ребята, какие правила поведения в природе мы видим по рисункам? (10 правил поведения) -Говорим по плакату….. 10 «нельзя» 1.Разорять гнёзда. 2.Рвать цветов. 3.Ломать ветки деревьев. 4.Убивать животных. 5.Шуметь. 6.Разводить костры. 7.Оставлять мусор. 8.Сбивать грибов. 9.Брать лесных зверей домой. 10.Ловить насекомых. | Приклеиваем на ватман (создаём плакат Береги природу, человек!) -говорят ,то что видят на рисунке; -……… | Г | |
9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | 2-3 мин | -Ребята, какова была тема нашего урока? -Какую задачу ставили на урок? -Мы выполнили поставленную задачу? -Как будем беречь природу; 2. Хором проговариваем стихотворение. Любите родную природу- Озёра, леса и поля. Ведь это же наше с тобою Навеки родная земля. - Если вам понравился урок ,то хлопайте в ладоши. - Спасибо за урок! | Ответы детей |
Приложение 3
Собирают как пазлы 6 знаков
Береги природу, человек!
10 нельзя!!!