Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Общие рекомендации по оптимизации тревожности спортсмена и преодолению страха

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Общие рекомендации по оптимизации тревожности спортсмена и преодолению страха от педагога-психолога

Александры Ринатовны Васильевой

Особого внимания со стороны тренера и психолога требуют спортсмены, с очень высокой тревожностью. Этот уровень тревожности может порождаться либо реальным неблагополучием спортсмена в наиболее значимых ситуациях тренировки и соревнования, либо являться следствием нарушений в развитии самооценки, возникновении внутриличностных конфликтов. Эти случаи являются существенными, однако они нередко проходят мимо внимания тренеров. Такой высокий уровень тревожность часто испытывают спортсмены, которые ответственно относятся к делу и выступают успешно. Однако, для достижения такого результата они затрачивают невероятно много усилий, чревато возникновением нервных срывов, особенно при усилении требований к спортсмену и усложнении условий деятельности.

У таких спортсменов часто наблюдаются выраженные вегетативные реакции и возможны психосоматические нарушения. Тревожность спортсмена часто обусловлена наличием противоречия между высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе, конфликтностью самооценки. Это заставляет спортсменов, с одной стороны, постоянно добиваться успеха, а с другой, порождает чувство неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности и мешает им правильно оценить свое состояние. Как следствие происходит гипертрофия потребности в достижении и она приобретает ненасыщаемый характер. В итоге возникает перегрузка, перенапряжение, снижается работоспособность, повышается утомляемость. Тренер и спортсмены должны распознавать признаки тревожности:

Признаки соматической тревожности: ощущение сухости во рту, сердцебиения, утомления уже в начале разминки; покраснение кожи; частая зевота; позывы к мочеиспусканию; неприятные ощущения в желудке; влажные ладони и ступни; изменение голоса; тремор конечностей, дрожание мышц. Соматическая тревожность часто снижается хорошей разминкой и не так страшна для спортсмена. Надо сформировать настрой на победу.

Признаки когнитивной тревожности: головная боль; раздражительность по любому поводу, проявляющаяся за один-два дня до соревнований; нарушение сна, бессонница, сновидения с переживанием невыполненного дела; ощущение неполного отдыха после сна; повышенная раздражительность в общении; выраженная смена молчаливости с болтливостью; отсутствие реакции на любимую музыку; невнимательность к объяснениям тренера и др.

Рекомендации тренеру по оптимизации тревожности спортсмена и преодолению страха

Тренер должен готовить всю команду к встрече с ситуативным соревновательным стрессом и тревожностью. Эта подготовка может осуществляться заранее путем ориентации всей группы на предстоящий стресс с постепенным введением тщательно подобранных стрессоров, аналогичных тем, которые могут возникнуть непосредственно на соревнованиях. Следует также обращать внимание на спортсменов, характеризующихся очень низким уровнем тревожности, т.е. «чрезмерным спокойствием». Такая тревожность может носить компенсаторный, защитный характер и будет препятствовать полноценному развитию личности, что также отрицательно скажется и на продуктивности деятельности.

Направления воздействия для тревожных спортсменов

Тренер может провести ряд групповых бесед о тревожности и страхе, отметив, что признаки тревожности не всегда мешают успешному выступлению. Часто их отсутствие должно беспокоить спортсменов. Спортсмену следует напомнить, что предсоревновательная тревожность может уменьшиться во время соревнования. Его следует информировать о том, каким образом в результате предсоревновательной тревожности могут нарушиться одни виды, в то время как другие ее компоненты могут существенно улучшиться по той же причине.

В качестве основных мер для предотвращения состояния страха Е.М. Хекалов (2003) рекомендует:

Желаю успеха! С уважением, педагог-психолог Васильева А.Р.

Рекомендации родителям по оптимизации тревожности спортсмена и преодолению страха от педагога-психолога

Александры Ринатовны Васильевой

Тревога характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям, беспокойству. Одним из видов тревоги является ситуативная тревога, то есть порожденная какой-то конкретной ситуацией, которая реально вызывает беспокойство. Тревога возникает почти всегда, когда спортсмен вынужден принимать какие-то решения, когда не уверен, что может их осуществить, и когда для него очень важен, ценен результат. Зачастую переживание тревоги настолько парализует спортсмена, что мешает проявить ему свои лучшие качества.

Поэтому очень важно понять, как помочь ребенку преодолеть тревожность:

1. Научиться распознавать проявления тревоги ребенка, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, что он не может выполнить.

2. Проанализировать возможные причины возникновения тревожного поведения. Основными причинами являются: неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка; повышенная тревожность самих родителей; непоследовательность родителей при воспитании ребенка; предъявление ребенку противоречивых требований; эффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них; стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей; авторитарный стиль воспитания в семье; гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам

3. Мамы и папы должны помнить о негативном влиянии их собственного поведения и состояния (большое количество запретов, необоснованных замечаний, окриков, приказов) на повышение уровня тревожности их ребенка. Взрослым следует избегать противоречий в своих действиях, словах, поступках.

4. Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в ласке и внимательном отношении. Честность, доверие, безусловное принятие – основа эмоционального благополучия ребенка. Он должен знать: он хороший, любимый. Важно сохранить эмоционально глубокие отношения с ребенком для оказания ему помощи и поддержки. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

5. Стараться в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание... Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

6. Тревожного ребенка лучше готовить заранее к жизненным переменам и важным событиям – оговаривать то, что будет происходить. Помогая ребенку преодолеть тревогу – необходимо создать условия, в которых ему будет менее страшно. Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»

7. Важно научить ребенка (и учиться самим) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции. Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т. е. телесного контакта.

Желаю успеха! С уважением, педагог-психолог Васильева А.Р.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области