Проект «Животные средней полосы России»
Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский, ознакомительно – ориентированный с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет.
Продолжительность проекта: 3 месяц.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (логопед)
Образовательная область: экологическое воспитание.
Актуальность:
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не все владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.
Цель проекта:
Обогащать представления детей о диких животных.
Учить выделять характерные признаки представителей диких животных,
правильно называть их детенышей. Формировать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи проекта:
Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу, как называют их детенышей.
Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных самостоятельно, а так же с помощью индивидуальных ментальных карт.
Воспитывать у детей желание бережного отношения к диким животным.
Работа с детьми: перед началом работы по проекту проводятся с детьми беседы, о животных. Выявляем их представления о животных, их отношение к ним.
В ходе проведённой беседы выяснилось, что у большинства детей некоторые животные вызывают негативное отношение, они их боятся, считают их некрасивыми. Поэтому темой для проекта мы выбрали тему о животных. Выяснилось, что у детей накопилось много вопросов. Например:
Предварительная работа:
Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.
Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, презентация по теме.
Участие родителей в проекте:
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты: Для детей: получение знаний о диких животных родного края, развитие интереса к малой родине, познавательной деятельности, воспитание отзывчивости, чуткости, любви к природе.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение современных технологий в работе с детьми и родителями.
Для родителей: укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, вовлечение в педагогический процесс, приобщение к миру природы.
Этапы проекта;
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
III этап – заключительный.
IV этап – проектирование.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный
Выделение проблемы: недостаточно сформированные чувства бережного отношения к природе, слабые знания детей о родном крае, диких животных наших лесов.
Планирование проекта:
1. Мониторинг детей по развитию у них познавательного интереса к животному миру.
2. Совместно с детьми определение цели проекта.
3. Планирование предстоящей деятельности с дошкольниками.
4. Планирование воспитателем разнообразных видов деятельности с воспитанниками.
5. Планирование совместной деятельности с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, родителями детей по теме проекта.
6. Подбор методической литературы, детской литературы (энциклопедии, художественной литературы) по теме проекта; дидактических пособий.
II этап – основной
1. Совместная работа воспитателя, родителей и детей в создании ментальных карт «Животные средней полосы России ».
2. Беседа «Животные родного края».
3.Занятие на тему «Дикие животные».
4. Чтение стихотворений: «Лиса» Т. Патракеевой, «Упрямый олененок» А. Барто; загадывание и отгадывание загадок о диких животных; составление описательных рассказов о любимом животном с опорой на ментальную карту.
5. Чтение рассказов и сказок о диких животных: В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», латышская сказка «Лесной мишка и проказница мышка», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Д. Хармс «Храбрый еж», Е. Чарушин «Волчишко», русская народная сказка «Лиса и заяц». Три медведя.
7. Рисование «Животные средней полосы России».
8. Лепка «Лесные жители».
9. Пластилинография! «Мое любимое животное».
10.Изготовление кукол для сказки «Три медведя»
11.Упражнение в счете животных, сравнение их по величине, расположении в пространстве.
13. Конструирование «Ферма для всех зверей».
14. Подвижные игры: «Хитрая лиса».
III этап – заключительный
Выставка «Пластилинография руками детей»
Показ театральной постановки сказки «Три медведя».
Презентация проекта.