Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа дополнительного образования экологической направленности "Наш дом - природа"

развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат доброжелательность к живым существам эмоциональная отзывчивость на их состояние интерес к природным объектам стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Задачи Образовательные • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения • формировать освоение экологических представлений • развивать познавательные умения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №281 Тракторозаводского района Волгограда»

Принято на заседании педсовета

протокол №_1__ «_03.092021 г»

Утверждаю:

заведующий МОУ

детский сад №281

____________Бобряшова Т.С.

Программа

дополнительного образования экологической направленности

«Наш дом - природа»

для детей 6-7 лет

Составители:

Константинова В.И.

Петрова А.А.

Волгоград 2021

Паспорт программы

Необходимость создания программы

Социальный заказ родителей ДОУ

Наименование программы

Программа дополнительного образования дошкольников экологической направленности «Наш дом – природа»

Исполнитель программы

МОУ детский сад№281

Юридический адрес

Россия, Волгоград, Тракторозаводский район

Тип

МОУ Д/с№281

Классификация

По функциональному предназначению – развивающая

По времени реализации - годичная

По форме организации – кружковая

По возрастной адресованности – для детей старшего дошкольного возраста

Цель программы

развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Задачи программы

- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

- формировать освоение экологических представлений;

- развивать познавательные умения;

- накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным;

- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;

- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год

Режим занятий

1 раз в неделю по 25 минут.

На кого рассчитана программа

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

- самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

- проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

- пытаться самостоятельно оценивать свое поведение; - использовать полученные знания в повседневной жизни.

Исполнители основных мероприятий программы

Константинова В.И., Петрова А.А. – воспитатели

Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка __________________________________ 5

1.2. Основная цель и задачи реализации программы ____________ 9

II. Содержательный раздел

2.1. Учебный план __________________________________________ 10

2.2. Учебно-тематический план _______________________________ 12

2.3. Планируемые результаты освоения программы ______________ 21

III. Организационный раздел

3.1. Календарно-учебный график _____________________________ 22

3.2. Условия реализации программы __________________________ 23

3.3. Формы аттестации (контроля) ____________________________ 25

3.4. Оценочные материалы __________________________________ 25

3.5. Методическое обеспечение ______________________________ 25

IV. Использованная литература

4.1. Список литературы для педагогов ________________________ 27

4.2. Список литературы для детей и родителей _________________ 28

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник

детского разума».

В. Сухомлинский.

Кружок «Наш дом – природа»  имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.   Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

 Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

 В основу содержания кружка легла образовательная (парциальная) программа С. Н. Николаевой «Юный  эколог»,  которая   предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Новизна  программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в подготовительной группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.

Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:

-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;

-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";

- принцип развивающего характера обучения;

- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

Адресат программы: воспитанники подготовительной группы(6 - 7 лет)

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

        В старшем дошкольном возрасте ребёнок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования, их внутренние характеристики.

        Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребёнка в постижении мира. Ребёнок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.

         В старшем дошкольном возрасте начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.

        Ребёнок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.

        Зарождается оценка и самооценка.

        Ребёнок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приёмы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональное (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребёнок оказывается способным к ситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.

        В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

        Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно – образным мышлением появляются элементы словесно – логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.

        Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.

Объем программы: 36 часов

Формы организации работы кружка:

С детьми:

Групповые занятия

Экскурсии

Выставки, конкурсы

Просмотр мультимедийных презентаций

С родителями:

Консультации

Мастер – классы

Конкурсы, выставки

С педагогами:

Консультации

Мастер – классы

Семинары для педагогов

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

Методы проведения:

-рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

-труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.

Наглядные

Практические

Словесные

Экскурсии

Целевые прогулки Наблюдения

Показ сказок (педагогом, детьми)

Рассматривание иллюстраций, репродукций Эксперименты (кратковременные длительные)

Определение по определѐнным предмета признакам

Восстановление картины целого по отдельным признакам

Продуктивная деятельность детей

Оформление гербарий, коллекций.

Изготовление наглядных пособий.

Игра

Дидактические игры (настольно-печатные, словесные)

Игры-занятия

Подвижные игры Творческие игры

Пальчиковые игры

Рассказывание

Беседа

Чтение художественной и научно- популярной литературы

Срок освоения программы: один год

Режим занятий: 

Добровольное участие детей.

Наполняемость кружка: 15 детей старшего дошкольного возраста.

Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.

Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25минут согласно нормам САНПина.

Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности –1 раз в неделю, во второй половине дня.

Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

В программе обучения задействованы: дети, родители воспитанников, воспитатели группы. 

1.2. Цель кружковой работы:

развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Задачи:

Образовательные:

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

Воспитательные:

II. Содержательный раздел

2.1. Учебный план

№ п/п

Тематика

Общее количество учебных часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Осень в природе. Путешествие-экскурсия по территории парка

2

1

1

3.

Куда исчезают насекомые?

1

1

4.

Что нам осень принесла?

1

1

5.

Вырастим цветок

1

1

6.

Участок детского сада

1

1

7.

Осенние хлопоты человека

1

1

8.

Где живут дикие животные?

1

1

9.

Жизнь домашних животных

1

1

10.

Дорога к доброму здоровью

1

1

11.

Какие разные деревья

1

1

12.

Хвойные деревья: сосна

1

1

13.

Птицы

1

1

14.

Как узнать птиц

1

1

15.

Волшебница-зима

1

1

16.

Комнатные растения

2

1

1

17.

Человек- живой организм

1

1

18.

Органы дыхания человека

2

1

1

19.

Кто такие рыбы?

1

1

20.

Весна-красна

2

1

1

21.

Для чего нужна Красная книга?

1

1

22.

Зеленая аптека

2

1

1

23.

Кто такие насекомые?

1

1

24.

Лес - многоэтажный дом. Наблюдение за деревьями

2

1

1

25.

Земля- наш общий дом

1

1

26.

Экологическая тропинка

1

1

27.

Кто больше всего радуется весне?

1

1

28.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого занятий за год

36

21

15

2.2. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Задачи

Формы работы

Сентябрь

«Мы друзья природы»

Закрепить знания о правилах поведения на природе.

Учить доброму и бережному отношению к природе.

Рассматривание иллюстраций

«Что хорошо, что плохо»

Наблюдения за живой и неживой природой
-Дидактические игры:
«Чего не стало»
«Разложи правильно»..
-Беседа «Юные друзья природы»
-Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»

«Гуляем в осеннем парке»

(беседа о деревьях, кустарниках и травянистых растениях

Способствовать формированию представлений о деревьях, кустарниках и травянистых растениях; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

Рассматривание иллюстраций «Парк осенью»
Рисование «Деревья и кустарники»
Опыт «Тепло – холодно»
Беседа об осени.

Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание почвы на клумбе.

Октябрь

"Куда исчезают насекомые.

(беседа)

Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Беседа о насекомых
Загадки
Рассматривание иллюстраций о насекомых
Видео фильм «Жизнь насекомых»

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

«Что нам осень принесла»

Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

Наблюдения
Сбор урожая
Дидактические игры:
«Чего не стало»
«Разложи правильно».
«Угадай, что съел?».
Беседа «Дары осени»
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Игра «Дорисуй овощ»

«Вырастим цветок»

Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага);развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

Анализ схемы «Растения».

Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

Работа в дневнике наблюдений.

Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

«Участок детского сада»

Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы

Наблюдение за осенними изменениями участка детского сада.

Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.

Сбор листьев для гербария.

Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

Труд на участке детского сада.

Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза»

Ноябрь

«Осенние хлопоты человека»

Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

Беседа «Как в вашей семье хранят овощи зимой»

Отгадывание загадок об овощах и фруктах

Рассматривание иллюстраций, картин «Труд человека осенью»

«Где живут дикие животные»

Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание.

Чтение познавательной литературы о диких животных.

Рассматривание схемы-модели «Звери».

«Жизнь домашних животных»

Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.

Видеофильм »Жизнь домашних животных»
Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.

Чтение художественной литературы.

Беседы о кроликах и утках.

Рассматривание схемы-модели «Животные».

«Дорога к доброму здоровью»

Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение к вредным привычкам.

Рассматривание иллюстраций «Правила личной гигиены»

Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом)

Декабрь

«Какие разные деревья»

Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы

Рассказ Лесовичка о лесе
Рассматривание картины

«Звери в зимнем лесу»
Диафильм «Деревья»,
Игровое упражнение «Придумай ласковые слова»
Дидактические игры:
«Найди листок к дереву».

«Хвойные деревья: сосна»

Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.

Рассматривание иллюстраций.

Разучивание стихов и чтение рассказов.

Игра «Найди такой же»
«Подбери листок к дереву»
Чтение художественной литературы
Рисование «первые листочки»
Игра «Что, где зреет»

« Птицы»

Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

Игра «Собери птичку по частям»

Рассматривание иллюстраций.

Чтение детской природоведческой литературы.

Отгадывание загадок.

Игра «Перелетные и зимующие птицы нашего края»

«Как узнать птиц»

Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле; способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

Изготовление кормушек и вынос их на участок.

Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

Слушание пения птиц (аудио запись «Голоса птиц»)
Отгадывание загадок 
Дидактические игры:
«Кто, где живёт»,
«Нарисуй птицам дорожку в сказку».
Рассматривание альбома «Пернатые друзья» -Игра «Птички-невелички»

Январь

«Волшебница- зима»

Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой.

Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением зимы.

Прослушивание стихов и музыки о волшебнице-зиме

«Комнатные растения»

Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате.

– Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями.

Рассматривание картины «Уход за комнатными растениями»
Игра «Какого растения не стало»
Рассматривание растений
Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
Беседа о строении растений
Беседа об уходе за комнатными растениями

Февраль

Человек - живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека

Беседа о потребностях человека
Рассказ о вредных привычках
Язычок- помощник
Игра «гадай на вкус»
Гимнастика для глаз

«Органы дыхания человека»

Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье

Беседа «Для чего нужен нос»

Упражнение на дыхание.

Демонстрация опыта

Игра «Чей кораблик дальше»

Беседа о носовом платке

Игра «Что полезно»

«Кто такие рыбы»

Развивать представления о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение - форму тела, плавники, хвост и т. д.

Рассказ по схеме «Чем отличаются рыбы от птиц и животных»

Беседа «Среда обитания рыб»

Игра «Расскажи и покажи»

Рассматривание альбома «Рыбы»

Март

 «Весна- красна»

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна»
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
Стих-е С. Вангели «Подснежники»
Дидактические игры: «Какие животные живут в лесу», «Когда это бывает», «Найди детёныша»
Где будут первые проталинки?
Где снег не тает?
Где быстрее наступит весна?
Рисование  «Волшебница весна»

«Для чего нужна Красная книга»

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Мультфильм «Животные Красной Книги» Игра «Где живут животные»
Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его»
Рассматривание Красной книги, беседа

Изготовление Красной книги «Растения родного края»

«Всем нужна вода»

Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.

Чтение стих-я Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде» -Игра «Как сосулька превратилась вводу»
Изготовление цветных льдинок
Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
Опыт с водой

Апрель

«Зеленая аптека»

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Загадывание загадок о лекарственных растениях

Дидактическая игра «Айболит»

Беседа «Правила сбора лекарственных растений»

  «Кто такие насекомые?»

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Видеофильм «Жизнь весной»

Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний»

-Отгадывание загадок
Наблюдения за насекомыми
Рассматривание иллюстраций о насекомых
Дидактические игры:
«Найди насекомых»,
«Как спрятаться бабочкам», «Что сначала, что потом»

Наблюдение за деревьями

Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением).Воспитывать эстетические чувства.

Раскрась предметы живой и неживой природы
« Игра Найди такой же»
«Назови дерево».
Чтение художественной литературы
Рисование « Первые листочки», «Весенний цветок».

Аппликация «Весенний цветок техникой айрис – фолдинг»
Игра «Что где растет?»,

Май

Земля-наш общий дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими

Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Утро в лесу».
Дидактические игры:
«Кто где живет»
«Кто живёт на суше, а кто в воде»
Беседа о звёздах
Рисование «Звёздное небо»

Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)

Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

Беседа
Игра «Что ты сделал доброе для природы?»;
Игра «Что будет, если:»
Дидактическая игра «Кто больше»

Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы»
Словесная игра «Опиши, а мы отгадаем»

«Кто больше всех радуется весне»

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Слушание стихов о весне

Беседа «Кто больше всех радуется весне»

Выкладывание цветов на ковролине методом ниткографии

2.3. Планируемые результаты освоения детьми программы

кружка «Природа – наш дом»:

Ребёнок использует наблюдение, как способ познания: способен принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно;

Сравнивает характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей;

Составляет творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы;

Использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение;

Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их существования;

Имеет сформированное экологическое мышление, умеет выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;

Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов;

Владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

К концу реализации программы дети будут готовы и способны:

Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.

Использовать полученные знания в повседневной жизни.

В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

III. Организационный раздел

3.1. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

01.10.2021 г. – 31.05.2022 г.

Продолжительность образовательного процесса

36 недель

Режим работы

1 раз в неделю во второй половине дня

Каникулы

31.12.2021 г. – 09.01.2022 г.

Педагогическая диагностика

01.10.2021 г. – 15.10.2021 г.

11.05.2022 г. – 23.05.2022 г.

Количество занятий

В неделю

В месяц

В год

1

4

36

Годовой календарный учебный график составлен в соответствии с нормативными документами:

1. Законом Российской Федерации «Об Образовании» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ.

2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

3. СанПин № 2.4.1.3049 - 13 к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

3.2. Условия реализации программы:

Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, огород, зона лекарственных растений на каждом участке;
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
- занятия рассчитаны на возраст детей 5 –6 лет.

Всего 36 занятий.

Продолжительность каждого занятия 25 минут и 5 минут на подготовку материала.

Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: центр природы, центр экспериментированию, центр дидактической игры, центр книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:

«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскоп, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

- Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, мерные стаканчики, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода, сахар); свечи, фонарики, восковые мелки;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Дневники наблюдения.
«Уголок природы»
- Календарь природы, карта природных зон, глобус, макеты природных зон;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Луг» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- Для лепки (пластилин, цветное тесто, дощечки)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории участка. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

3.3. Формы аттестации (контроля):

- открытое занятие;

- выставки;

- конкурс на лучшее сочинение экологических сказок;

- проведение акций,

- изготовление кормушек и скворечников.

3.4. Оценочные материалы

3.5. Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

В ДОУ имеются:

- проектор;

- экран;

- компьютер;

- принтер;

- сканер

Методическое обеспечение программы

Теоретический материал:

- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;

- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;

- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;

-«Детям о природе» М.В. Лучичь;

-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;

- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;

- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» О.Воронкевич,

- «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;

- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.

- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;

- «DVD диск «Мир диких животных. Хищники»;

- «DVD диск «Мир диких животных. Среда обитания;

Экспериментально-исследовательская зона:

- лупа (3шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);

- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;

- коллекция камней (1шт.);

- коллекция минералов (1шт);

- набор компасов (1шт.);

- коллекция круп(1шт.);

- коллекция ракушек(1шт);

- коллекция шишек (1шт.);

-коллекция полезных ископаемых

Полезные ископаемые:

-каменный уголь,

-гранит,

-известняк,

-мрамор.

Плоды деревьев и кустарников:

-кедровые орехи,

- грецкие орехи,

Поды съедобного и конского каштана,

-лесного ореха,

-сушенные плоды рябины,

- шиповник,

- боярышник.

Дидактические и настольные игры:

-«Ягоды. Детский определитель»;

-«Живая и неживая природа»;

-«Учись играя. Времена года»;

-«Кубики. Животный мир Земли»;

-«Съедобные и несъедобные грибы»;

-« Природным зонам России и их обитатели»;

-«Птичий двор»;

-«Собери картинки. Насекомые, Цветы»

-«В гостях у лешего»

-«Чей хвост?»;

-«Деревья»;

-«Птицы русского леса»;

-«Найди следы»;

-«Жизненный цикл животных»;

-«Как рождается бабочка»»;

-«Определи дерево по листу»;

-«Зоопарк»,

-«Что сначала, что потом»;

-«Мы друзья природы».

В своей работе педагоги ДОУ применяют следующие педагогические и информационные технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологию исследовательской деятельности;

- технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технология игрового обучения;

- технология обучения в сотрудничестве.

IV. Используемая литература

4.1. Список литературы для педагогов:

4.2 Список литературы для детей и родителей:

1.Л.В.Ковиньк. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.

2. А.А.Лопатина. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

3. Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис,2015.(Большая детская энциклопедия).

4. Цветы. Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.

5. Животные –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)

6. Сказки для детей о природе (сказки и рассказы).-Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017.

Приложение 1.

Диагностика экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.

1.1 Методика «Удивительная прогулка»

Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о среде жизни и ее факторах.

Подготовка исследования: подобрать рассказ экологической тематики с нелепым содержанием (отрывок рассказа В. Танайсичук "Удивительная прогулка"). Проведение исследования:

1. Ребенку зачитывают рассказ "Удивительная прогулка":

"Шел я как-то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил я, ходил, а потом прилег отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце пригревает, первая весенняя бабочка - лимонница над лужайкой кружится. Хорошо! Вдруг вижу - под вывороченным деревом шевелится что-то светлое и большое. Пригляделся - а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть у нее даже не белая, а чуть желтоватая, только нос черный. Рядом медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез - и ну удирать, пока не заметили. Выбрался на дорогу, а рядом над березами, как будто огромные серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают.

Иду дальше, к речке, а в ней какое-то зеленое бревно лежит. Только нагнулся воды попить, глядь, бревно-то с глазами, и глаза эти на меня смотрят. Крокодил! Пошел я снова по дороге. Вижу - лежит на земле шишка. Я ее поднял и в елку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чем дело? Да в том, что на елке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку потяжелее, изловчилась и бац! - мне в лоб..." 2. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

"Чем для тебя этот рассказ необычен"?

"Какие животные из рассказа не могут жить в лесу"?

"Какие условия жизни им необходимы"?

"Где обитают эти животные"?

Обработка данных.

Ответы детей анализируются по пяти уровням

Очень высокий уровень (5). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде.

Мотивировал свой ответ доводами о необходимости для этих животных других условий жизни и описал их, назвал места их обитания.

Высокий уровень (4). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной местности. Назвал места их обитания.

Средний уровень (3). Ребенок только перечислил животных, которые не могут обитать в данной среде (в лесу).

Низкий уровень (2). Ребенок перечислил только некоторых животных, которые не обитают в лесу.

Очень низкий уровень (1). Ребенок не смог определить несоответствие между средой обитания и животными. Молчал или отвечал "не знаю".

Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.

Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.

Проведение исследования:

Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.

Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустил некоторые объекты живой природы.

Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.

Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. Проведение исследования:

(Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются следующие задания:

1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.

2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).

3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.

4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.

Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.

Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.

2 Раздел. Диагностика экологически - ответственного отношения к природе, овладения системой нравственных норм и правил экологического характера.

2.1.Методика «Лес благодарит и сердится»

Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированное™ представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею. Подготовка исследования: осуществить прогулку в парк (лес). Проведение исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса:

За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя?

Экспериментатор фиксирует и анализирует ответы детей. Обработка данных:

Очень высокий уровень (5). Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.

Высокий уровень (4). Ребенок приводит примеры практической экологически- ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.

Средний уровень (3). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения.

Низкий уровень (2). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.

Очень низкий уровень (1) Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».

2.1.Методика «Экологические знаки»

Цель: изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

Подготовка исследования: разработать знаки «Правила поведения в лесу».Проведение исследования.

Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть экологические знаки. Задает вопросы:

«Как ты думаешь, что означают эти знаки»? «Почему необходимо имследовать»? Ответы фиксируются и анализируются.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок описывает значения экологических знаков, рассуждает, зачем необходимо им следовать.

Средний уровень (2-3). Ребенок «расшифровывает» не все экологические знаки или не может объяснить их важность.

Низкий уровень (1). Ребенок не понимает, что означают предложенные экологические знаки.

2.2.Методика «продолжи рассказ»

Цель: выявить у детей уровень развития нравственных мотивов.

Высокий уровень (4). Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

Средний уровень (3). Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо).

Низкий уровень (2). Ребенок не формулирует нравственную норму и не дает оценку ситуации.

Очень низкий уровень (1). Ребенок не может продолжить рассказ и оценить поступки детей.

3 Раздел. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к природе.

3.1. Методика "Радости и огорчения"

Цель: выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников.

Подготовка исследования: подобрать рассказ о природе, вызывающий эстетические и нравственные чувства. Проведение исследования:

(проходит в 2 этапа)

1. Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг":

"У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

- Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво, все говорили: "Очень красиво! Луг

- золотой".

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал себе одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы были желтые, стороной к ладони, и , сжав кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали". 2. Испытуемому (ребенку) задается 2 вопроса:

1.Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе?

2.Что тебя больше всего огорчило? Обработка данных.

Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5). Ответ эстетического характера, связанный с природой,

проявление эмоциональности. Выделение нравственного момента в рассказе.

Средний уровень (2-3). Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет

эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.

Низкий уровень (1). Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа, которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы

3.2 Методика "Секретный разговор" (автор И. В. Цветкова)

Цель: исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами. Проведение исследования:

Методика протекает в два этапа:

1.Прогулка на участке детского сада или в парке (лесе), во время которой каждый ребенок по заданию педагога выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним.

2.Запись экспериментатором секретного разговора во время индивидуальной беседы с ребенком.

Обработка данных.

Анализируется эмоциональность общения детей с объектами природы, осознание детьми их ценности. Ответы детей оцениваются по уровням:

Очень высокий уровень (5). Ребенка заинтересовало задание, он выражал эмоциональное отношение к выбранному объекту природы, проявлял ценностное, заботливое отношение к нему. Ребенок имеет опыт общения с природой.

Высокий уровень (4). Ребенок с интересом отнесся к заданию. Отмечается наличие у него эмоционального отношения к объекту природы, но общение с ним кратковременное.

Средний уровень (3). Ребенка заинтересовало задание. Он с удовольствием общался с выбранным объектом природы, но рассказывал ему о себе и не проявлял заботливое отношение к нему.

Низкий уровень (2). Ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы, общение носило малосодержательный характер.

Очень низкий уровень (1)

Ребенок не смог общаться с объектом природы или отказался от выполнения задания.

3.3. Методика "Картинная галерея"

Цель: выявить уровень эстетического восприятия природы и уровень эмоциональной отзывчивости к ней.

Подготовка исследования: подобрать репродукции картин известных художников - пейзажистов и поэтические произведения к ним. Проведение исследования: Исследование протекает в 3 этапа:

1.Организуется выставка репродукций картин известных художников: И. И. Шишкина "Утро в сосновом бору", "Лесные дали", И. И. Левитана "Березовая роща", "Весна - большая вода", К. С. Максимова "Сосовый бор", И. С. Остро- ухова "Золотая осень" и др. Зачитываются стихотворения А. А. Блока "Листопад", И. А. Бунина "Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет...", А. С. Пушкина "Весна" и др.

2.Испытуемый ребенок передает свои впечатления, побывав в "картинной галерее".

3.Ребенок указывает на наиболее понравившуюся репродукцию и описывает ее содержание и свои впечатления.

Обработка данных: Очень высокий уровень (5)

Ребенок эмоционально отзывчив, использует эмоциональные выражения, яркие сравнения при описании природы.

Высокий уровень (4)

Умение видеть красоту природы, проявлять к ней эмоциональное отношение, но затрудняется его передать, не владеет яркими сравнениями, эпитетами.

Средний уровень (3)

Умение видеть красоту природы, но эмоционально ребенок не проявляет своего отношения к природе.

Низкий уровень (2)

Неумение видеть красоту природы, слабая эмоциональная развитость личности

по отношению к природе. Очень низкий уровень (1)

Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения. Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения.

4 Раздел. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой.

4.1. Методика «Экологический светофор»

(Модификация методики Цветковой И. В.)

Цель: выявить у детей уровень:

представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности;

умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

опыта в экологически ориентированной деятельности. Подготовка исследования:

набор цветных карандашей на каждого ребенка;

набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе;

листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу

каждого рисунка - не закрашенный кружок).

Проведение исследования, (проходит в форме игры)

Все участники игры получают листы с изображением четырех поступков детей на природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает; желтый - предупреждает, а зеленый - разрешает. Ведущий уточняет:

Красный - запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.

Желтый - предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

Зеленый - разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает их по одной и описывает изображенный на ней поступок человека на природе. Участники игры должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением данного поступка соответствующим цветом - включить тот или иной сигнал экологического светофора.

После описания четырех карточек определяется победитель по количеству правильных и неправильных ответов. Нерешенные задачи - предмет специального обсуждения в группе.

. Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение педагога (эспериментатора) за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять победителя. Зачастую при выборе света светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу. Обработка данных. Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням:

Высокий уровень (4-5)

Ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их раскрасил.

Средний уровень (2-3) Ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков детей.

Низкий уровень (1) Ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил задание.

4.2. Методика «Кормушки для птиц»

Цель: определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность.

Подготовка исследования: бумага, ножницы, клей для изготовления кормушек. Проведение исследования. (Эксперимент проводится со всей группой). Педагог рассказывает детям, для чего нужны кормушки птицам. Детям предлагается сделать кормушки.

Дети трудятся самостоятельно. По окончании работы ребенка просят объяснить, для чего он сделал кормушку: чтобы помочь птицам, чтобы похвалили люди, чтобы малыши увидели и делали их тоже, чтобы было чем заняться. Обработка данных. Ответы детей анализируются по следующим уровням: Высокий уровень (4-5) Ребенок выбирает экологический мотив (чтобы помочь птицам).

Средний уровень (2-3) У ребенка социальный мотив (чтобы увидели, похвалили).

Низкий уровень (1) Ребенка интересует только процесс деятельности или результат для себя.

4.3. Методика «Забота о природе» (проводится в индивидуальной форме)

Цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения.Подготовка исследования: подобрать проблемные экологические ситуации, требующие их разрешения. Проведение исследования. Испытуемому (ребенку) предлагается решить следующие ситуации:

У герани появились желтые листочки. Почему это произошло? Ты оказал бы ей помощь? Как ты можешь ей помочь?

Рыбки в аквариуме стали часто подниматься к поверхности воды, хватать ртом воздух над водой; их жаберные крышки очень сильно работают. Нужна ли рыбкам помощь? Какая?

Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?

Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?

Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?

Обработка данных. Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5) Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.

Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?

Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?

Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?

Обработка данных.

Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями: Высокий уровень (4-5)

Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.

Средний уровень (2-3)

Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Частично может объяснить причины, которые привели к негативным последствиям.

Низкий уровень (1)

Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.

Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и
явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с
которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно
в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.

Такие вопросы можно задавать, начиная со средней группы. Разница
ответов будет отражать (кроме различий в речевом развитии) разные объем и
содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте. Со
старшими дошкольниками такую диагностику можно провести в форме игры
в «Экскурсию по уголку природы»: ребенок становится экскурсоводом для
нового человека или куклы.

Перечень вопросов по участку детского сада примерно следующий.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области