Структура урока при системно – деятельностном подходе к обучению и его анализ (по ФГОС)
Тип урока: открытие нового знания
Iэтап Мотивация (самоопределение) 1-2мин. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, определить содержательные рамки урока | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | На что обращаем внимание при анализе |
А) создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу» б) актуализирует требования к ученику со стороны уч.деят-ти «надо» в) устанавливает тематические рамки уч.д-ти «могу» | Личн-е УУД Самоопределение ученика, целеполагание Позн. Планирование учебного сотрудничества | Хотите поработать? А зачем это надо? Сможете ли? Наблюдается ли готовность детей к учебной деятельности? |
II этап Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности (6-7 мин.) Цель: подготовить мышление и организовать осознание детьми внутренней потребности к построению нового способа действия | ||
Повторить изученное и зафиксировать ситуацию, показывающую недостаточность знаний. | Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, необходимые для построения нового действия, пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового, запланированного для изучения. Фиксируют в громкой речи затруднения | Соответствуют ли задания содержательной установке урока? Свободно ли владеют дети предложенным содержанием? Выявляют ли причины ошибок? Является ли индивидуальной деятельность детей в проблемной ситуации (у каждого свои затруднения и есть ли они) |
IIIэтап Постановка уч. задачи (2-3 мин.) Цель: зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшее затруднение. | ||
Формулирует тему и цель урока. Организует диалог, направленный на построение нового. Фиксируют его вербально, знаково, схематично. | Чем задание отличается от изученного, почему его нельзя решить, фиксируют цель, способы коррекции ожидаемых ошибок. | Указали ли уч-ся самостоятельно причину затруднения, выявлен ли существенный признак алгоритма, понятия. Не нарушена ли роль учителя как организатора. Четко ли сформулирована цель, тема? |
IV этап построение и реализация проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания. (ОНЗ) Цель: построить новый способ действия и сформировать умение его применять |
Учитель в роли организатора, фиксирует новый способ действия (алгоритм) | Выдвигают и обосновывают гипотезы, используют модели, схемы. Дети фиксируют новый способ в речи и знаково | Выбран ли метод решения проблемы самостоятельно, не нарушена ли роль учителя –организатора, а не участника? Достаточно ли четко зафиксирован новый способ действия? |
V этап Первичное закрепление в первичной речи. Цель: усвоение уч-ся нового способа действия. | ||
Выступает в роли организатора, обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании его уч-ся. | Решают (фронтально, в парах, в группах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривают алгоритм. | Успешно ли справились с заданиями. Согласован ли процесс решения и его комментирование. Грамотна ли речь? |
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: принятие уч-ся нового способа действия и провести рефлексию (коллективная или индивидуальная) достижения цели пробного уч. действия. | ||
Организовывает самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ, самопроверку по алгоритму или по образцу (четко по каждому пункту) | Самоконтроль, самопроверка Возможные ошибки и способы их коррекции, формы фиксации самооценки | Самостоятельно ли проверяли, какая часть уч-ся выполнила работу самостоятельно, организована ли корректировка, создана ли ситуация успеха каждому? |
VII этап Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин) Цель: включать новый способ деятельности в систему знаний и повторение изученного или подготовка к следующему разделу | ||
Организует задания, в которых новый способ сочетается со старым материалом, тренирует и доводит до автоматизма. | Выявляют и фиксируют границы применимости нового знания | Какая часть учащихсявключена в самостоятельное решение на повторение. Реализованы ли в процессе выполнения задания цели? |
VIIIэтап Рефлексия. (2-3 мин.) Цель: оценка обучающимися собственной учебной деятельности. Осознание метода построения и границы применения новых знания. Соотносят цель и результаты своей учебной деяттельности, фиксируют их степень соответствия и намечают цели дальнейшей деятельности. | ||
Урок рефлексии
Iэтап Самоопределение к коррекционной деятельности Цель: Выработать на личностно-значимом уровне внутреннюю готовность к реализации нормативных требований. | ||
Вчера несколько человек не усвоили, нам надо закрепить Цель, тему учитель определяет сам | Какие были трудности, что не получалось ,почему готовы ли закрепить? Зачем это надо? | Наблюдается ли готовность уч-ся к УД |
IIэтап Актуализация знаний. Цель: подготовить мышлениеи организовать осознание внутренней потребности к выявлению причин в собственной деятельности (почему у меня не получилось вчера) | ||
Выполняют самостоятельную и проверяют, если есть ошибки, ставят ?, но не исправляют их | Самостоятельно ли работали,использовали ли ранее изученный алгоритм, самостоятельно ли проверяли по образцу, фиксировались ли ошибки. Сколько человек справились без ошибок? | |
III этап Локализация затруднений Цель: помочь детям осознать причины и место собственных затруднений. | ||
Уточняет алгоритм исправления ошибок пошагово: ты забыл состав числа---повтори. | Анализируют решения и фиксируют способы действий, а недопустившие ошибок делают работу творческого уровня или являются консультантами | Соответствуют ли задания содержанию,свободно ли дети владеют предложенным содержанием, выявляют ли причины ошибок, является ли индивидуальной деятельность детей в проблемной ситуации |
IVэтап Целеполагание и построение проекта преодоления затруднений Цель: поставить цель коррекционной деятельности,и на их основе выбрать способы и средства их реализации. | ||
.организатор, предлагает фронтальную или индивидуальную работу | Формулируют индивидуальную цель своих коррекционных действий (что повторить, какие способы) | Самостоятельно ли сформулирована цель коррекционных действий, правильно ли выбраны средства и методы коррекции, сколько детей включено в творческую деятельность, организована ли корректировка знаний детьми, допустившими ошибки? |
Vэтап Самостоятельная работа по эталону Цель: выявить какие способы действий вызвали затруднения, самопроверить их, индивидуальная рефлексия достижений, создание ситуации успеха. | |||
Дает упражнения для сам. Работы и готовые эталоны тем, кто ошибается. | Выполняют с\р аналогичную первой, но берут те задания, в которых ошиблись, с\проверка по эталону, оформление знаково, другие выполняют творческую р. | Какое количество уч-ся справились без ошибок. Как учитель ведет мониторинг, каково качество работ. | |
VIэтап Включение в систему знаний и повторения. Цель: применять способы действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к следующей теме. | |||
Мониторинг, при отрицательном результате учитель организует повтор предыдущего этапа. | При + результате выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действия сравниваются с ренееизученными. При – рзультате повторяют предыдущий этап для другого варианта. | Уделяется ли внимание уч-ся, которые ошиблись, проговариваются ли способы и действия во внешней речи, привлекаются ли обучающиеся, не допустившие ошибок к коррекционной деятельности? Как учитель ведет мониторинг. | |
VIIэтап Рефлексия деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений, самооценка ими своей деятельности, результатов своей коррекции. | |||
Организатор предлагает упражнения для домашнего задания | Уточняют алгоритм исправление ошибок. Называют способы действия, фиксируют соответствие результатов поставленным целям, оценивают собственную деятельность и намечают следующую, согласовывают домашнее задание | Правильно ли обучающиеся фиксировали способы исправления ошибок, есть ли самооценка своей деятельности на уроке. Эмоциональное и психофизическое состояние уч-ся |