Дополнительная
общеобразовательная
(дополнительная общеразвивающая) программа художественной направленности
«Изостудия»
(для детей старшего возраста 6 – 8 лет)
(Срок реализации программы – 1 год (с сентября - по май)
' ■: •
2021 г.
Аннотация
к дополнительной общеобразовательной (дополнительной общеразвивающей) программе художественной направленности «Изостудия»
Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа имеет художественную направленность. В основе программы лежат разработки Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования» и Шаляпиной И.А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками».
Данная программа составлена в соответствии с требования следующих нормативно-правовых документов:
Программа рассчитана на один год обучения (с сентября по май), для детей 6-8 лет. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 1 раз в неделю, с группой детей - 10 человек. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми.
Содержание:
№ п/п | Наименование раздела | Страница |
1. | Целевой раздел. | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Направленность Программы | 4 |
1.1.2. | Актуальность Программы | 4 |
1.1.3. | Новизна Программы | 4 |
1.1.4. | Педагогическая целесообразность | 4 |
1.1.5. | Отличительные особенности данной Программы | 5 |
1.1.6. | Цели и задачи реализации Программы | 5 |
1.1.7. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.1.8. | ЗначимыедляразработкииреализацииПрограммы характеристики | 6 |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы. | 8 |
1.3. | Развивающееоцениваниекачестваобразовательной деятельности Программы | 8 |
2. | Содержательный раздел | 8 |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка | 8 |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 11 |
2.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 12 |
2.4. | Взаимодействие с семьями дошкольников | 12 |
3. | Организационный раздел | 13 |
3.1. | Описаниематериально-техническогообеспечения Программы | 13 |
3.2. | Обеспеченность методическими материалами | 14 |
3.3. | Учебный план Программы | 14 |
3.4. | Учебно – тематический план Программы | 14 |
3.5. | Календарно – тематический план Программы | 17 |
3.6. | Переченьнормативныхинормативно–методических документов | 23 |
4. | Дополнительный раздел | 24 |
4.1. | Приложения | 24 |
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
-быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
-быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Именно в дошкольном возрасте у детей закладываются основы всестороннего, гармоничного развития, фундамент творческих начал.
Художественное творчество в дошкольном возрасте непосредственно влияет на формирование позитивного отношения к действительности, а системные занятия способствуют всестороннему развитию (эстетическому, интеллектуальному, трудовому, физическому).
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует у себя способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Дети познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике.
Украшая свои изделия, дошкольники приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – разнообразные рисунки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Изостудия» (нетрадиционные техники рисования) разработана в соответствии со следующиминормативными документами:
Нормативно-правовой базой для разработки Программы является:
- Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21 «Росинка» села Краснокумского»
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком пальцев, рисование с использованием природного материала и т.д. Это и отличает данную программу от традиционной программы Т.С. Комаровой.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.
Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.
Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
В различных исследованиях вопросы развития художественно-творческих способностей рассматривались в рисовании в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка, изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. Следовательно, овладение техникой рисунка, графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития художественно-творческих способностей.
Использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов: овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений и эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности. Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке нескольких нетрадиционных и традиционных техник
изобразительной деятельности, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога, родителя. При условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования.
Вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.1.5. Отличительные особенности Программы заключаются в том, что в отличие от существующих программ художественно – эстетической направленности, основное внимание уделено нетрадиционной технике рисования. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Цель программы: раскрытие творческого потенциала ребенка через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Закреплять приобретённые умения и навыки детей в новых техниках рисования: тычок жёсткой полусухой кистью; рисование пальчиками, ладошкой, кулачком; оттиск печатками, мятой бумагой, листьями; граттаж; набрызг; рисование свечой; ниткография; тиснение; монотипия, кляксография, раздувание краски, проступающий рисунок, витраж, каракулеграфия, шаблонография, ожившие предметы, рисование штрихом.
- Развивать художественно - творческие способности через использование нетрадиционных техник рисования знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, многообразием материалов и приёмами работы с ними.
- Развивать творческую активность, инициативность, креативность.
- Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность пальцев рук.
- Заинтересовать изучением и познанием художественного искусства по разным видам нетрадиционных техник рисования.
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2.Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети-дети, дети родители, дети - педагог) продуктивно творческой деятельности ребенок учится придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
3.Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4.Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной
вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Скульптор»,
«Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже
«Если видишь на картине…», о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.
ЧАСТЬ.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятиипроводится физминутка по теме занятия.
Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или
аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребёнке и руководителя кружка.
Контингент воспитанников
Программа кружка по развитию творческих художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей в возрасте от 6- 8 лет и рассчитана на 1 год обучения. (с сентября по май) Основная форма работы с детьми– занятия длительностью 30 минут, которые проводятся один раз в неделю.
Приложение 1«Списки детей, посещающих дополнительное образование «Изостудия»
Характеристика особенностей социального заказа родителей
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители (законные представители) воспитанников.
Программа разработана на основе изучения контингента родителей (образовательный, возрастной уровень) с учетом их социального заказа как активных участников педагогического процесса.
Учитывая большой спрос родителей, а также результаты наблюдений за возрастными характеристиками воспитанников нами выбрано следующее направление: художественное.
Возрастные характеристики особенностей детей 6-8 лет.
Возрастные особенности развития детей 6-8лет
Изобразительная деятельность детей 6-8 лет характеризуется большей самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитымиизобразительно-выразительнымиитехническимиумениями, повышением требовательности дошкольников к результату. Повышается качество детских работ, что
проявляется в создании пластического изображения, построении достаточно сложных композиций, отображении характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. Приобретенный художественно- эстетический опыт позволяет дошкольникам глубоко понимать художественный образ, представленный в художественном произведении, эстетически оценивать изображение, дошкольники начинают проявлять интерес к посещению музеев искусству и творчеству. Понимают ценность произведений изобразительного искусства. Педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые техники в самостоятельной деятельности, методом наблюдения.
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Формы подведения итогов по результатам освоения программы предусматривают:
Конечная цель: индивидуально-личностное развитие детей, их интересов, мотивов через развитие творческих изобразительных способностей и освоение практических способов деятельности
Мониторинг. Мониторинг проводится 2 раза в год. Все полученные данные заносятся в диагностическую карту, в начале учебного года и в конце.
Приложение 2 «Карта диагностирования»
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Для детей 6-8 летнего дошкольного возраста при рисовании используются техники:
- тычок жесткой полусухой кистью (зубной щеткой)
Особенности образовательной деятельности по художественному творчеству нетрадиционных техник рисования.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца". Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
Бывает, что дети просто боятся рисовать, им кажется, что у них ничего не получится. Нетрадиционное же рисование воспринимается детьми как игра, они не боятся ошибиться и поэтому раскрепощаются. Нетрадиционные техники помогают ребенку поверить в себя и увидеть, что он может творить на бумаге чудеса.
Связь с другими образовательными областями:
Социально- коммуникативное развитие | Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. |
Речевое развитие | На кружковых занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи. |
Познавательное развитие | Для кружковых занятий подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Также занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. |
Физическое развитие | Использованиефизминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. |
Художественно- эстетическое развитие | Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств. |
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Формы реализации Программы:
Формы проведения занятий:
Формы проведения итогов реализации Программы:
В детском саду организуется выставка детских работ, предназначенная для родителей детей, посещающих детский сад, детей младших возрастных групп, сотрудников детского сада. На выставке детских работ проводятся экскурсии, экскурсоводами являются авторы рисунков.
Методы:
-метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром переживания;
-метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
-метод эстетического убеждения;
-метод сенсорного насыщения;
-метод эстетического выбора, направленный на формирование эстетического вкуса;
-метод разнообразной художественной практики;
-метод сотворчества с педагогом, сверстниками, родителями;
-метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих к художественной деятельности;
-метод эвристических и поисковых ситуаций.
Используемые методы
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Стремясь сформировать потребность в самостоятельном творчестве у детей, необходимо тщательно продумывать организацию различных форм изобразительной деятельности, подбирать интересные темы, ставить конкретные задачи. Всё это дает толчок детскому
воображению, заставляет ребенка думать о том, как её можно выполнить, т. е. творчески осмыслить.
Основываясь на вышеуказанные ориентиры по ФГОС ДО, в рамках реализации самостоятельной творческой деятельности следует выделить необходимые условия:
Создание ситуаций успеха, суть которых в том, что малыш или дошкольник творит в состоянии раскованности и свободы благодаря поддержке взрослыми его творческих начинаний в рисовании нетрадиционными техниками. Наряду с обеспечением условий, необходимо определиться с выбором методик и системы работы. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. Изобразительное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования нетрадиционными техниками у ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. В продуктивной деятельности, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получится, стремится преодолеть трудности. Необходимо разнообразить представления детей о различных техниках и приемах в творчестве, вызвать интерес к использованию нетрадиционных материалов при изготовлении работ. Например, рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, штампами, бумажной салфеткой и т. д. Использовать в рисовании бумагу разных цветов и фактур, дополнять рисунки цветной бумагой, блестками, ватой и т. д. Всё это помогает развивать творческие способности, ум, речь, воспитывает эстетический вкус. Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, программа придерживается основных принципов и условий стимулирования детского творчества.
2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
В 2021/2022 учебном году взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется в дистанционном формате. Важнейшим условием реализации программы является тесное сотрудничество с родителями (законными представителями) с целью формирования у них интереса к деятельности детей и включение в совместные с
№ п\п | Мероприятие | Форма проведения | Сроки выполнения |
1 | «Актуальность нетрадиционной техники рисования» | Знакомство с программой. | Ноябрь |
2 | «О важности развития образного мышления и формирования графических навыков перед школой». | Индивидуальные беседы | Январь |
3 | «Как привить любовь к творчеству». | Беседа и консультации по запросу. | Февраль |
4 | «Ваши отзывы» | Тестирование родителей | Март |
5 | «Рисуем весело» | Мастер-класс | Апрель |
6 | «Мы рисуем в детском саду» | Стенгазета | Май |
статус ребенка в семье, к его мнению прислушиваются, ценят. Творческие проявления ребенка вызывают уважение у членов семьи. Особенно важной является индивидуальная работа с родителями, где происходит обсуждение персональных успехов детей, их проблем в работе и общении. Консультации могут быть и по узким специальным вопросам, благодаря которым родители поддерживают интерес ребенка к данному виду занятий или помогают в выполнении конкретных заданий
Программой реализуется материально-техническое обеспечение изобразительной деятельности и включает в себя учебно-методический комплект, оборудование (игровое), оснащение (предметы), средства обучения, в том числе технические, предметно- пространственную среду.
Тип оборудования | Наименование | Количество |
Оборудование: | Полка настенная Стол Стул детский | 2 шт. 4 шт. 15 шт. |
Технические средства: | Магнитофон | 1 шт. |
Игры | Карточки Дидактические игры Оборудованиепо нетрадиционным техникам | |
Демонстрационная доска | 1 шт. |
Помещение для занятий: групповая комната. Центр художественного творчества в группе;
Технические средства: мультимедийные презентации.
Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для
процарапывания; коктейльные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.
Наглядный материал: презентации; дидактические игры, педагогические эскизы.
Год обучения | Возрастная группа | Количество учебных занятий | Продолжи тельность занятий | ||
В неделю | В месяц | В год |
2021-2022 | Подготовительная | 1 | 4 | 36 |
Месяц | Тема занятия | Техника нетрадиционного развития | Количе ство занятий |
сентябрь | 1.Осень на опушке краски разводила | Печать листьев | 1 |
2. Ветка рябины | Рисование пальчиками | 1 | |
3. Черёмуха | Рисование методом тычка | 1 | |
4. Цветик-разноцветик | Смешивание цветов | 1 | |
октябрь | Кляксография | 1 | |
2. Осенние мотивы | Раздувание краски | 1 | |
3. Пейзаж у озера | Монотипия | 1 | |
4.Волшебный карандаш | Каракулеграфия | 1 | |
ноябрь | Рисование пальчиками | 1 | |
Рисование на мокром листе | 1 | ||
3. Город на реке | Монотипия предметная | 1 | |
4. Прижми и отпечатай «Чебурашка» | Оттиск печатками | 1 | |
декабрь | 1.Морозный узор | Рисование свечой | 1 |
2.Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы | Витраж-клеевые | 1 | |
Рисование набрызгом | 1 | ||
4. Укрась елочку бусами | Рисование пальчиками, оттиск печатками | 1 | |
январь | 1. Мои рукавички | Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками | 1 |
2. «Портрет» зимы | Восковые мелки, акварель | 1 | |
3. Плюшевый медвежонок | Рисование поролоном | 1 | |
4.Снеговик | Рисование на смятой бумаге | 1 | |
февраль | 1. «Снегопад» | Набрызг | 1 |
2. «Снежный вальс» | Рисование набрызгом (набрызг снежинок через трафарет) | 1 | |
3. Танки | Печать по трафарету | 1 | |
4. Мишутка | Знакомая форма- новый образ | 1 | |
март | 1. Открытка для мамы | Рисование пальчиками | 1 |
2. Мои любимые домашние животные | Тычок жесткой полусухой кистью | 1 | |
3. Весеннее солнышко | Рисование ладошками | 1 | |
4. Колючая сказка | Рисование штрихом | 1 |
апрель | 1. Веточки | Раздувание краски | 1 |
2. «Пушистая мимоза» | Скатывание бумаги | 1 | |
3.Автопортрет | Рисование штрихом | 1 | |
4. Букет в вазе | Раздувание краски | 1 | |
май | Проступающий рисунок | 1 | |
2. Верблюд в пустыне | Расчёсывание краски | 1 | |
3. Рисуем по шаблону | Шаблонография | ||
4.Как я люблю одуванчики | Восковой мелок + акварель | 1 |
Дата занятия | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1 неделя | Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Ознакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений» Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. | |
2 неделя | 2. Ветка рябины | Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить прием вливания одного цвета в другой. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. |
3 неделя | 3. Черёмуха | Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток. Познакомить с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. |
4 неделя | 4. Цветик-разноцветик | Закрепить представления детей о цветовом мноrooбразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие, окружающего мира. |
Октябрь | ||
1 неделя | 1.Весёлые кляксы | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. |
2 неделя | 2. Осенние мотивы | Познакомить с новым способом изображения - раздуванием краски, показать его выразительные возможности. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования. |
3 неделя | 3. Пейзаж у озера | Познакомить с новым способом изображения - раздуванием краски, показать его выразительные возможности. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования. |
4 неделя | 4.Волшебный карандаш | Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память. Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов. Развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат. |
Ноябрь | |||
1 неделя | 1.Земное солнце | Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой. Знакомить с техникой пальчикового рисования. Формировать чувство ритма и цвета. | |
2 неделя | 2. Моё море | расширять представления детей о возможностях водного пространства. Знакомить с техникой рисования по мокрой бумаге. Учить передавать в рисунке поэтический образ природы, подбирать цветовую гамму. Развивать фантазию, воображение. | |
3 неделя | 3. Город на реке | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
4 неделя | 4. Прижми и отпечатай «Чебурашка» | Воспитывать интерес к творчеству; вспомнить правила пользования печатками, салфеточкой; развивать фантазию | |
Декабрь | |||
1 неделя | 1.Морозный узор | Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество. | |
2 неделя | 2. Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы | Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитыватьжеланиесоздаватьинтересные оригинальные рисунки. | |
3 неделя | 3. Зимние напевы | Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега - «набрызги». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами. | |
4 неделя | 4. Укрась елочку бусами | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки еловые лапы. | |
Январь | |||
1 неделя | 1. Мои рукавички | Учитьновому способурисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | |
2 неделя | 2. «Портрет» зимы | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | |
3 неделя | 3. Плюшевый медвежонок | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину расположение, цвет. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. | |
4 неделя | 4.Снеговик | Закреплятьнавыкирисованиягуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
Февраль | |||
1 неделя | 1. Снегопад | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитыватьжеланиесоздаватьинтересные оригинальные рисунки. | |
2 неделя | 2. Снежный вальс | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитыватьжеланиесоздаватьинтересные оригинальные рисунки | |
3 неделя | 3. Танки | Учитьновому способурисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | |
4 неделя | 4. Мишутка | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
Март | |||
1 неделя | 1. Открытка для мамы | Создать условия для развития творческих способностей, формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка, способствовать развитию мелкой моторики, внимания | |
2 неделя | 2. Мои любимые домашние животные | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус |
3 неделя | 3. Весеннее солнышко | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитыватьжеланиесоздаватьинтересные оригинальные рисунки. |
4 неделя | 4. Колючая сказка | Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов - «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели. |
Апрель | ||
1 неделя | 1. Веточки | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать ветки с помощью воскового мелка. |
2 неделя | 2. Пушистая мимоза | Создатьусловиядляразвитиятворческих способностей(рисованиесмятойбумагой), формировать положительные эмоции в процессе работы, развивать замысел детей, способствовать развитию мелкой моторики, внимания. |
3 неделя | 3. Автопортрет | Закрепить знания детей о портрете как жанре изобразительного искусства. Учить рисовать образ человека, передавая его характерные признаки. Упражнять в зигзагообразной штриховке. Развивать изобразительно-графические навыки, зрительно-моторную координацию. |
4 неделя | 4. Букет в вазе | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. |
Май | ||
1 неделя | Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободноro движения руки в произвольном и в заданном направлении. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное. | |
2 неделя | 2. Верблюд в пустыне | Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке. Ознакомление с новым приемом рисования - «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета. |
3 неделя | 3. Рисуем по шаблону | Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. |
4 неделя | 4.Как я люблю одуванчики | Создатьусловиядляразвитиятворческих способностей(рисованиесмятойбумагой), формировать положительные эмоции в процессе работы, развивать замысел детей, способствовать развитию мелкой моторики, внимания. |
2.1. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
№ 21 «Росинка» села Краснокумского»
4.1.Приложения.
№ п/п№ | Ф.И. ребенка | Техническ ие навыки | Создание образа | Композицио нные навыки | Живописное решение пространства листа | Проявление самостоятель ности, творчества | Регуляция деятельности | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к |
Приложение 1«Список детей, посещающих дополнительное образование «Изостудия»
Приложение 2 «Диагностическая карта»
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности»
Г.А. Урунтаевой
«н» – начало года; «к» – конец года
К.- конец года
- низкий уровень
–средний уровень
- высокий уровень
Уровень овладения детьми создания образа.
Синий низкий 1 балл– ребенок не может создать узнаваемые образы, используя нетрадиционную технику; изображение примитивно, неполно.
Зелёный средний 2 балла – ребенок создает изображение узнаваемым, передаёт основные его части, есть важные детали, но более подробные отсутствуют)
Красный высокий 3 балла - ребенок самостоятельно создает выразительный образ, передает настроение (позу, динамику и т. д.)
Уровень овладения детьми композиционными навыками.
Синий низкий 1 балл – изображение не соразмерно картинной плоскости (большое или крошечное по величине) размещено случайно.
Зелёный средний 2 балла – изображение соразмерно картинной плоскости, заполнено все пространство листа; есть попытка передать перспективу.
Красный высокий 3 балла - рисунок соотнесен с размером листа бумаги, ритмичное расположение изображений по всему листу; присутствует простейшая перспектива.
Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа.
Синий низкий 1 балл – цвет в рисунке грязный, невыразительный, выбран случайно и не соответствует образу.
Зелёный средний 2 балла - рисунок насыщен по цвету, яркий, но не гармоничный по отношению к фону, наметилась тенденция к использованию цвета, как выразительного средства.
Красный высокий 3 балла - цвета подобраны гармонично между собой и по отношению к фону, цвет привлекается для передачи настроения и характера.
Регуляция деятельности:
Красный высокий 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием;
Зелёный средний 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;
Синий низкий 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества:
Красный высокий 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
Зелёный средний 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; Синий низкий 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.
Приложение 3 «Табель посещаемости»
№ | Фамилия Имя | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | Всего пропуще но | |||||||||||||||||||||||||
Приложение 4. Информационные материалы для родителей (законных представителей).
Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"
Автор: Топоркова Наталья Юрьевна
Художник хочет рисовать, Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и художник – Рисует он, где только может…
Он чертит палкой по земле, Зимою пальцем на стекле, и пишет углем на заборе,
и на обоях в коридоре.
Рисует мелом на доске, На глине пишет и песке,
Пусть нет бумаги под руками, И нет денег на холсты,
Он будет рисовать на камне, И на кусочке бересты.
Салютом он раскрасит воздух, Взяв вилы, пишет на воде,
Художник, потому художник, Что может рисовать везде.
А кто художнику мешает, Тот землю красоты лишает!
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А.Сухомлинский.
Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в своей работе использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно! Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!
Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
Нетрадиционные художественно-графические техники:
Штампование
так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть
дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить. «Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.
«Рисование ладошкой или пальчиками»
Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Оттиск смятой бумагой»
Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. «Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
«Рисование ватными палочками»
Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание!
«Рисование по мокрой бумаге».
Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получится как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
«Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками»
Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т.д.
«Кляксография»
Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение.
«Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.
«Рисование мыльными пузырями»
Мыльные пузыри - известная детская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать.
Рисунки в этой необычной технике тоже оказываются очень необычными, а занятие приносит детям радость. К тому же, отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи.
«Ниткография»
Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ подразумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде того или иного предмета.
«Батик»
Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными красками.
Рисование нетрадиционной техникой:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, цвета - восприятия;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Советы родителям:
материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства,
предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;
хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!