Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развитие изобразительного творчества у дошкольник

Внедрение педагогического опыта по развитию изобразительного творчества у дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Творчество не приходит к детям

по какому-то наитию.

Творчеству надо учить. 

Дети должны жить в мире красоты,

 игры, сказки, музыки, рисунка,

 фантазии, творчества».

(В. А. Сухомлинский) 

Вот уже несколько лет в своей работе в детском саду я уделяю особое место художественному ручному труду с детьми разного возраста. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но создаю у них потребность самим создавать красоту. А в целом – формирую их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдет способ выразить себя и достичь внутренней гармонии со своей природой. В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. В федеральных государственных требованиях к структуре содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобразования и науки №655 от 23.11.2009) выделена образовательная область “Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, через решение следующих задач: •развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); •развитие детского творчества; • приобщение к изобразительному искусству. Столкнувшись с проблемой, что у большинства детей моей группы были недостаточно развиты художественно-творческие способности, я разработала авторскую программу дополнительного образования по художественному ручному труду «Город мастеров». Предполагая, что подобная работа станет толчком к развитию воображения ,творчества, проявления самостоятельности, инициативы и выражения индивидуальности. В своей работе я стремилась к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы изображения в одной поделке, и при этом не просто усвоенные способы действий, но и учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. В процессе занятий я заметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных видов художественного ручного труда дети проявляют большую активность и работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залог

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученость (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребѐнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Вся работа условно разделена на 4 блока: работа с природным материалом, бумагой, тканью и бросовым материалом. Использование различных способов выполнения, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, способствует созданию нового, оригинального ребѐнком творческого продукта. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА. Заключается в том, что дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. Такая форма детской деятельности как ручной труд очень интересна для ребенка-дошкольника, потому что удовлетворяет его желания действовать вообще и продуктивно - в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свои отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностями мышления детей дошкольного возраста. Ребенок, даже самый маленький, любит узнавать что-то новое. Занимаясь работой с бумагой и картоном, с тканью, с природным материалом, бросовым материалом, он активно действует. Малыша радует, что он может создать поделку своими руками. Другая потребность - познавательная. Занимаясь ручным трудом, ребенок познает жизнь в разных еѐ проявлениях. В основу программы творческих занятий по ручному труду легли перечисленные выше потребности ребенка. Данная программа помогает развивать положительные эмоциональные отношения к занятиям по ручномутруду, т.к. кроме всех известных видов ручного труда в ней предусмотрены нетрадиционные виды, а также при проведении занятий шире используются игровые методы и приемы. Занятия, включенные в программу «Город мастеров», помогают научить детей творчески мыслить и трудиться с удовольствием. Процесс превращения различных материалов и ненужных вещей в интересные и полезные поделки доставит массу удовольствия и радости малышу. Творческая работа доставляет малышу удовольствие, если у него получается задуманная воспитателем поделка, если он успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то такая деятельность вызовет у него только положительные эмоции, если полученный результат нравится ребенку, радует его, он удовлетворяет потребность растущей личности в самоутверждении. Благодаря успехам в творческой деятельности ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе. Возрастные группы: старшая (5-6 лет), подготовительная (6-7 лет). Количество часов: в неделю - 1ч .; в год - 36 часов. Режим занятий - 2 занятия в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Цель программы: • Создание условий для развития творческой личности дошкольника через формирование креативности посредством использования нетрадиционных видов ручного труда. Задачи: 1. Создать условия для развития эмоционально - чувствительного восприятия детьми, окружающего мира; 2. Обучать детей техническим приемам работы с различными материалами; 3. Формировать у детей устойчивую потребность в самовыражении, поощрять проявление инициативы, самостоятельности; 4. Воспитывать благоприятное эмоционально-положительное отношение к совместной со взрослыми деятельности. Данная программа составлена с учетом «Программы по воспитанию, развитию и образованию детей в детском саду «Радуга»» под редакцией Т.Н.Дороновой. Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет. Реализация поставленных задач осуществляется через организацию занятий по ручному труду, используя нетрадиционные виды ручного труда и сюжетно-ролевые игры. Направление программы: художественно-эстетическое. Принципы организации работы по программе: 1. Доступность. 2. Систематичность и последовательность. 3. Наглядность. 4. Динамичность. Средства реализации: 1. Специально организованное обучение, направленное на развитие положительных эмоций. Обучение построено в виде увлекательного путешествия в «Город мастеров». Чтобы добраться до него нужно проделать путь через Заколдованный лес, Бумажное королевство, Тряпландию и Фантазилию. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: наблюдения, рассматривание иллюстративного материала, сбор материалов для ручного труда, игры, детское творчество. 3. Наглядно-дидактические пособия, направленные на развитие познавательной деятельности. 4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребѐнок-воспитатель для развития творческих способностей Формы работы: Подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания. Игры. Упражнения по изготовлению поделок из бросового материала. Самостоятельная деятельность детей. Игра-путешествие. Рассматривание.Наблюдение. Сбор материалов для творчества Для достижения ожидаемого результата разработана модель структуры занятий: Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность. Основное содержание занятия - изучение нового материала. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений по изготовлению поделок из бросового материала, направленных на решение поставленных задач данного занятия. Динамическая пауза Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Старшая группа Работа с природным материалом «Заколдованный лес» Октябрь-ноябрь Работа с бумагой и картоном «Бумажное королевство» Декабрь-январь Работа с тканью «Тряпландия» Февраль-март Работа с бросовым материалом « Фантазшия » апрель «Шишковые горы» программное содержание: вызвать интерес к работе с природным материалом, познакомить с его свойствами; развивать мыслительные способности воображение и творчество. «Башня клея» программное содержание: вызвать интерес у детей к рисованию клеем с использованием нестандартных материалов (песок и различные крупы и зѐрна). Развивать мелкую моторику рук. «Хлопковое поле» программное содержание: учить детей оформлять коллекцию тканей из волокон растительного происхождения; устанавливать виды переплетения нитей основы и утка. «Скорлуповые горы» программное содержание: вызвать у детей интерес к работе со скорлупой; учить составлять мозаику из данного материала; закреплять умение работать аккурутно. «Птичье гнездовье» программное содержание: вызывать у детей интерес к работе с природным материалом, знакомить с его свойствами, названием; учить приѐму склеивания, скрепления частей поделки;закреплять умение работать аккуратно. «Улица Переплѐтная» программное содержание: закреплять умение детей конструировать плоские предметы: размечать бумагу по линейке, резать, переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги, развивать воображение. «Лоскутная долина» программное содержание: учить детей делать аппликации из ткани - подбирать цвет, фактуру в зависимости от создаваемого образа, обводить мелом трафарет, аккуратно его вырезать, собирать картинку из нескольких частей. «Поролоновые холмы» программное содержание: учить детей работать с поролоном, придавать деталям округлые формы, соединять с помощью клея; научить перетягивать куски тесьмой, оформлять поделки тканью, кружевом, обрезками лент. «Песчаный берег» программное содержание: учить детей планировать свою работу, создавать графические «Площадь Аппликации» программное содержание: научить детей аппликации из бумаги, используя «Игольчатые горы» программное содержание: познакомить детей с инструментами для шитья, «Катушечный остров» программное содержание: учить детей делать игрушки из катушек; побуждать изобретать, придумывать фантастические образы. Закрепление нового материала Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. Развивающая игра Развивающая игра, т.е. обыгрывание поделки в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения

Для реализации поставленных задач и отслеживания результатов эффективности применялась система диагностических методик, содержащая - задание на дорисовывание предложенных фигур, задание являлось частью задуманной программы тренинга креактивности, направленной на развитие детского изобразительного творчества, и в связи с этим должно было стимулировать творческие способности детей и дать им возможность модифицировать и трансформировать имеющийся опыт, - задание на самостоятельное изготовление ребенком игрушки из бумаги в подарок игровому персонажу, где ребенку предоставляется широкий выбор материалов и необходимых инструментов, возможность самому придумать игрушку или сделать ее по одному из вариативных образцов, в процессе выявляется уровень творческой самостоятельности, ручная умелость и способность реализовывать замысел, владение элементами культуры труда. Обобщая результаты первоначальной диагностики творческих способностей, следует констатировать, что у двоих детей творческие способности в ручном труде находятся на низком уровне, у большей части обследуемых детей творческие способности в ручном труде находятся на среднем (подражательно-исполнительском) уровне. Воспитанники затрудняются при создании оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми предлагалось самостоятельно применить усвоенные знания, умения, навыки, не проявляют инициативу, выдумку, самостоятельность, в единичных случаях проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С целью совершенствования основных параметров творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе была определена система работы по созданию специальных педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников посредством художественного ручного труда, в виде создания атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом, установления рационального соотношения репродуктивной и творческой деятельности, многообразия и вариативности заданий и видов работ творческого характера, используемых в системе интегративного обучения ручному труду. В ходе реализации формирующего этапа работы, отмечены положительные качественные преобразования в способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество, в проявлениях детской фантазии, в воображении, особом видении мира, в своей точке зрения на окружающую действительность. Организация работы кружка художественного ручного труда «Город мастеров» с детьми старшего дошкольного возраста активизировала творческий потенциал детей: выполняемые детьми поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, также способствовала развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества в игровой, театральной деятельности в группе. Результаты на контрольном этапе работы свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей в художественном ручном труде старших дошкольников, имеющих на начальном этапе подражательно- исполнительские качества деятельности. Общими показателями этого являются: увеличилась беглость мысли (количество производимых идей, гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, появилась оригинальность (способность производить идеи, повысилась любознательность, проявляется фантастичность в созданных детьми поделках. Следовательно, проведенная работа подтверждает эффективность процесса развития творческих способностей детей посредством художественного ручного труда. В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность. На начало 1 этапа работы кружка уровень развития творческих способностей дошкольников в группе компенсирующей направленности 5-6 лет было выявлено 2 ребенка (11%) с высоким уровнем, со средним показателем развития творческих способностей, составило 78 % ( 14) детей, с низким уровнем 2 ребенка, что составило 11%. Результаты по окончании 2 этапа работы кружка ручного труда: 61% (11 детей) со средним уровнем, 39% (7 детей) – с высоким уровнем.Представленная система развития творчества в продуктивной деятельности старшего дошкольника посредством художественного ручного труда отражена в содержании программы кружка «Город мастеров». Данная программа реализуется в ДОУ как бесплатная дополнительная услуга по художественному ручному труду для детей старшего дошкольного возраста, где решаются вопросы развития творческих способностей дошкольников, включает в себя художественно-творческие задания, дидактические материалы для организации совместной деятельности на развитие творческих способностей, оснащение педагогического процесса соответствующими материалами и оборудованием. Таким образом, реализация программы кружка художественного ручного труда «Город мастеров» способствовала развитию креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, при решении какой-либо проблемы дети не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, формируют связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Я уверена, что каждый человек, даже самый маленький, - творец. Развитие детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, в выявлении способностей ребёнка, удовлетворении его потребностей в самовыражении. И потому, в своей многоплановой работе с детьми, я уделяю большое внимание продуктивным видам деятельности. Мои воспитанники очень любят рисовать, делать аппликации, конструировать. Я стараюсь учить детей не механическому копированию предметов, а пытаюсь дать им почувствовать радость творчества, возможность выразить в рисунках, поделках свои впечатления, своё отношение к тому или иному предмету или явлению. Для заинтересованности детей использую разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, ИКТ.

На мой взгляд, наша цель не только в том, чтобы дать знания умения и навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней и быть способным найти свое индивидуальное место. Главную же свою человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ребенку стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющий найти свое место в современном мире, ведь первые задатки для этого закладываем мы – воспитатели. Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он впитывает, и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Мое педагогическое кредо – большинство детей талантливы, творческими способностями наделен каждый. Творчеству во всем, как любой деятельности можно учиться и развивать. Для этого нужно изучить каждого ребенка, определить его талант и уровень его развития в той или иной области образовательного процесса. В этом мне помогает диагностическая работа, которая имеет прогностический характер, то есть помогает выявить перспективные линии развития дошкольника, а так же профилактический характер поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных, образовательных потребностей каждого воспитанника группы.

В моей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали такие формы работы, как "Дни открытых дверей", вебконсультации, совместные исследовательские творческие проекты, спортивные, экологические и фольклорные праздники с участием родителей, "Вечера вопросов и ответов" с участием психолога. Родители принимают участие в экскурсиях, пеших походах. Вместе с детьми посещают выставки в краеведческом музее. Они оказывают помощь в оформлении уголков живой природы, интерьера групп, в пошиве костюмов к фестивалям, спектаклям кружка "Сценическое мастерство", в благоустройстве и озеленении территории детского сада.

Особую роль я уделяю наглядно-информационному направлению, которое включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки, библиотека, выставки: "Из жизни группы", "Букет для мамочки моей", "Умелые руки мамы", "Мой папа самый, самый. ", "Виды транспорта", "Домашние животные", "Конкурс осенних букетов", "Конкурс новогодних игрушек". Активное участие родителей говорит о том, что эти формы работ являются востребованными и дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Постоянно повышаю уровень знаний путём изучения литературы, через курсов повышения квалификации, семинаров, самообразование. Продуктивно работаю в составе творческих групп в разработке дидактических и методических материалов. Разработала свою рабочую программу. Имею сертификат за публикацию интегрированного занятия «Игрушки в гостях у ребят», сертификат о создании в социальной сети работников образования свой персональный сайт, сертификат о создании своего электронного портфолио на сайте работников образования. Участвовала на Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети» (Диплом лауреата). 2012 год. Награждена грамотой за организацию эффективной системы работы с родителями по обеспечению безопасности детей на дорогах и активное участие в районном смотре — конкурсе «Зеленый огонек-2010», грамотой за создание лучшей предметно — развивающей среды.

Хороший уровень мотивированности воспитанников прослеживается в результатах моей деятельности. Усвоение программного материала детьми показывает высокий уровень. (93% -2008/2009 уч. год; 87% - 2009/2010г; 90%-2010/2011г.) .

При организации взаимодействия с детьми, стремлюсь к проявлению методического мастерства в своей деятельности. Мои воспитанники занимают призовые места на различных конкурсах: конкурс чтецов, посвященный к 60 летию Великой Победе ВОВ (1место) ; ХП Открытый республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие – Йолдызлык» в номинации «Вокальный ансамбль», (Диплом) 2012 год.

В заключение хочу сказать, одна из самых важных профессий-это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Выбор темы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» возник не случайно, так как мне близка эта тема (в своё время я окончила художественную школу). Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Поэтому очень важно находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, необходимо знать его личные творческие способности.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Прежде всего, я изучила литературу, освещающую изобразительную деятельность дошкольников.

Также, я веду кружок «Пластилиновая картинка», который развивает все навыки изобразительного творчества, моторику рук, фантазию.

Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Я никогда не акцентирую внимание на то, получилось у ребёнка или нет. Мы с ним обговариваем что он хочет нарисовать, как хочет и т. п. В результате ребёнок всегда остаётся довольным своей работой. Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Концептуальность. Исходя из этого, следует, что многим детям необходим индивидуальный подход для раскрытия таланта. Новизной и особенностью инновационного опыта является то, что ребёнок сам ищет приёмы и методы для реализации своих творческих идей. Но прежде умениям и навыкам ребёнок должен научиться. А в этом ему помогает педагог.

Теоретическая база опыта.

Я тщательно изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под ред. Н. А. Ветлугиной, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под ред. Р. Г. Казаковой. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опираюсь на методические разработки Р. Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий"; Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»; Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности», «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комаровой. Также я активно изучаю информацию в интернете, ищу что-то новое, интересное.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Длительность работы над опытом составляет 2 года.

На первоначальном этапе я проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела анкетирование родителей и диагностировала детей с целью выявления уровня развития творческих способностей в живописи.

По результатам диагностики я составила тематический перспективный план работы на год, охватывающий несколько направлений, что позволило мне работать по намеченной теме в системе.

На втором этапе работы я провела практические мероприятия:

- организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье;

- экскурсии и наблюдения по обогащению детей яркими впечатлениями (по городу, в парк) ;

- организация в группе условий для самостоятельной художественно-изобразительной деятельности детей (уголок творчества, оборудованный и оснащённый всеми необходимыми материалами, создание предметно-развивающей среды, художественной галереи, полочки красоты, мини-выставок детских работ;

- разработка творческих заданий и использование проблемно-поисковых ситуаций, обеспечение эффективной мотивации, создание атмосферы доверительного общения и сотрудничества на каждом занятии;

- создание развивающих дидактических игр по разным разделам изобразительной деятельности; оформление тематических альбомов по изодеятельности;

- консультирование и просвещение родителей;

- организация совместной творческой деятельности детей и родителей (выставки, конкурсы) .

На третьем этапе я провела анализ результатов, подвела итог работы.

Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Я определила цели своей работы:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Поставила следующие задачи:

- Расширять представление о многообразии техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с различными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Оптимальность и эффективность средств.

В своей работе я использовала следующие формы работы - подгрупповые занятия, индивидуальная деятельность, общая организационная деятельность, свободная.

Применяла такие методы - словесные, наглядные, практические, игровые.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Поэтому большое внимание я уделила созданию развивающей среды, уголка эстетического восприятия, художественного фонда – коллекций жанров живописи (портрет, памятники, сказочно-былинный жанр, натюрморт, книжная графика, пейзаж) .

Приготовила для детей следующие игры: «Соедини по линиям и раскрась»; «Какое настроение? »; «Составь фигуру»; Лото «Народные промыслы»; Лото «Узнай элемент узора» и т. д.

Результативность опыта.

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

- Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,

- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

- Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Таким образом, я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Возможность тиражирования.

Свой материал по изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, я разместила на сайтах:

http://дошкольник. рф/profile/userprofile/86059.html

http://www.maam.ru/users/az10031981

Также, своим опытом работы я делюсь с педагогами ДОУ.

Наличие обоснованного числа приложений: представлены приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и методы работы с воспитанниками по изобразительному творчеству.

Публикации по теме:Справкао наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и еговыполненииСправкао наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки (помощьаттестующимся)Внедрение инновационного опыта «Русский народный танец как средство гармоничного развития дошкольников с ОНР»Обобщение собственногопедагогического опыта по взаимосвязи ссемьей.Консультация: «домашние животные» (из собственного опыта) Тема «Черепаха»Информационная карта собственного педагогического опыта «Театральная деятельность в детском саду»Справка о создании условий для приобретения обучающимися позитивного социальногоопытаСказкисобственногосочинения.Стихидля детей собственногосочиненияМоиувлечения! Стихи собственного сочинения!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области