Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Система работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Работа по формированию основ финансовой грамотности осуществлялась на протяжении пяти месяцев с декабрь 2021г. по апрель 2022г..

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Система работы по формированию основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста посредством

дидактической игры

Ширяева, Юлия Геннадьевна,

доцент кафедры педагогики дошкольного и

начального образования

МГПУ имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск,

Илюшова Арина Сергеевна,

студентка 5 курса, факультета педагогического

и художественного образования, МГПУ им. М. Е. Евсевьева

В настоящее время, в условиях современной жизни и рыночной экономики человеку в любом возрасте важно быть успешным и грамотным. Крайне важно обладать указанными качествами и в сфере финансовых отношений, поскольку современные дошкольники довольно часто и активно начинают участвовать совместно со своими родителями в различных покупках и могут иметь свои карманные деньги. [2, с. 7].

Финансовая грамотность дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки [3, с. 23].

В качестве незаменимого средства формирования у дошкольников основ финансовой грамотности в практике дошкольных образовательных организаций широко применяется и активно используется дидактическая игра. Дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой грамотности [1, с. 7-8].

Для решения обозначенной выше проблемы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальное исследование с целью формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось на базе МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида г. о. Саранск.

Такая экспериментальная работа предполагал решение следующих задач: формирование интереса к финансово-экономической деятельности; систематическое вовлечение детей 5-6 лет в игровую деятельность по изучению финансовых понятий и категорий; создание предметно-развивающей среды, способствующей проявлению у ребенка интереса к финансовой и экономической деятельности; отбор доступного детскому пониманию содержания финансовой-экономической деятельности; организацию образовательной деятельности дошкольников с использованием разнообразных форм предъявления учебного материала финансово-экономической направленности: дидактические игры, обеспечивающие активное включение старших дошкольников в процесс изучения финансовой грамотности; разработку и реализация комплекса дидактических игр, способствующего формированию у старших дошкольников основ финансовой грамотности; формирование экономически значимых качеств личности (деловитость, бережливость, экономность, расчетливость и другие) посредством дидактических игр финансово-экономической направленности.

Работа по формированию основ финансовой грамотности осуществлялась на протяжении пяти месяцев (с декабрь 2021г. по апрель 2022г.).

Задача формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста была естественным образом включена в процесс познавательного и социально-коммуникативного развития в соответствии с содержанием осваиваемой программы. Основным средством формирования основ финансовой грамотности выступала дидактическая игра, органично вписанная в различные сферы жизни и деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Первоначально для привлечения внимания и создания стойкого интереса к финансово-экономической деятельности у детей нами предпринята попытка создания условий в групповом помещении детского сада для активного проявления старшими дошкольниками финансовой грамотности в различных видах образовательной и воспитательной деятельности.

Так, в первую очередь, в рамках организации предметно-пространственной среды группы, для детей старшего дошкольного возраста в игровые зоны были внесены различные, соответствующие финансово-экономической направленности, игровые атрибуты и элементы, используя которые дошкольники знакомились с основными финансовыми категориями, понятиями и представлениями. Дети, используя новые атрибуты в своей игровой деятельности, постигали сущность и значение таких понятий как: кошелек, портмоне, банковская карточка, сберегательная книжка, наличные, реклама, копилка, чек, бюджет и другие.

Кроме того, для работы с детьми в условиях организации непосредственно образовательной деятельности, а также в свободное от занятий время, на мебельных стеллажах были размещены различные дидактические пособия, лэпбук, рабочие тетради, ориентирующие дошкольника на проявление и демонстрацию своей финансовой грамотности, позволяющие ему в любое время изучить содержание представленных пособий.

Среди таких пособий особый интерес у детей вызвал лэпбук «Юные экономисты». Изучая разработанный нами авторский лэпбук, дошкольники выполняли разнообразные задания, представленные по типу дидактических игр, связанные с проявлением финансовой грамотности. Так, в различных кармашках представленного дидактического пособия лэпбук дошкольникам предлагались следующие задания и упражнения: «Что можно и нельзя купить?», «Сосчитай монеты», «Кошелек загадок», «Составь бюджет своей семьи», «Определи деньги» и другие. Кроме того, упражняясь, дошкольники собирали пазлы «Профессии», изучали короткие стишки экономической направленности, определяли основные условия жизни, помогающие экономить, а также имели возможность изучить финансовый комикс «История о рублике и его друзьях». А для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основными финансовыми понятиями и категориями был представлен словарь терминов. В словаре раскрывалось значение таких понятий как пенсия, прибыль, экономист, оплата, расход, цена, продажа, экономный и другие.

Кроме того, разработанный лэпбук нашел свое применение в содержании серии занятий по формированию основ финансовой грамотности, а также дошкольники имели возможность выполнять представленные в нем дидактические задания и упражнения в свободное от занятий время.

Активному формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, а также закреплению ранее полученных знаний и умений способствовали рабочие тетради. Их неотъемлемым элементом являлись игровые задания и упражнения, выполнение которых обеспечивало выполнение ребенком игрового действия и позволяло ему решить игровую задачу по формированию основ финансовой грамотности. Выполнение таких занимательных игровых заданий и упражнений позволило дошкольникам освоить финансовые знания, овладеть некоторыми финансовыми умениями и навыками. Посредством игровых заданий, представленных в рабочих тетрадях, дошкольники усваивали представления о мире финансовых отношений, о многообразии экономических явлений, понятий и терминов, приобретали и осваивали простейшие экономические умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учились реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышало прочность и осознанность усвоения ими финансовых категорий и понятий. Кроме того, в содержании рабочих тетрадей были смоделированы и представлены реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и многое другое. Такое соединение учебно-игровой и реальной деятельности оказалось наиболее эффективно для усвоения старшими дошкольниками сложных экономических знаний, категорий и финансовых отношений. Помимо того, работая в рабочих тетрадях, дошкольники закрепляли ранее полученные в процессе образовательной деятельности финансовые знания, представления и понятия.

Представленная в условиях предметно-пространственной среды рабочая тетрадь с игровыми заданиями финансово-экономической направленности использовалась с дошкольниками и в процессе организации и проведения цикла непосредственно образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности. К каждому конкретному занятию по формированию основ финансовой грамотности предлагалась система разнообразных дидактических заданий, позволяющая в игровой форме усвоить, что труд – основа жизни; что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны человеку. Более того, содержание указанных занятий позволяло разобраться, что выгодно и невыгодно; понять, что такое потребности и желания и многое другое. Работая с тетрадью, дети не только приобрели и закрепили знания в области основ финансовой грамотности, но и развили воображение, наблюдательность, интеллект, внимание и память, у них формировалось нестандартное мышление.

Примечательно, что для знакомства старших дошкольников с основами финансовой грамотности, нами была предпринята попытка создать такие условия, позволяющие интегрировать экономическую деятельность с игровой, проектно-исследовательской, а также математической, экологической и другими видами деятельности дошкольника.

Дополнительно для облегчения работы педагога по формированию основ финансовой грамотности был подобран комплекс (серия) дидактических игр финансово-экономической направленности. Предложенный комплекс дидактических игр может варьироваться, дополняться и изменяться в соответствии с направленностью осваиваемых задач по формированию основ финансовой грамотности, а также использоваться педагогом в рамках организации и реализации непосредственно образовательной деятельности в соответствии с содержанием осваиваемых образовательных областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Дети с огромным удовольствием принимали участие в дидактических играх финансово-экономической направленности, стремились проявить инициативу, а также предлагали различные варианты решения поставленной в начале игры дидактической задачи.

Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками («Деньги», «Где доходы, где расходы?», «Все по полочкам» и другие), настольно-печатные («Экономическое домино»), словесные экономические игры («Много-мало», «Дешево-дорого»), а также игры-путешествия («Что откуда берется?»), игры-загадки («Назови профессии»), игры-беседы («Что быстрее купят?»), игры-предположения («Что и когда лучше продавать?) и другие.

Предложенная дошкольникам система дидактических игр носила познавательный характер, что позволило интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой грамотности. Знания усваивались дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носило качественный характер и требовало создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических и финансовых понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживало детскую деятельность и инициативу в «зоне ближайшего развития».

Серия дидактических игр, включалась в содержание непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками. Тематика занятий предусматривала различные направления работы с детьми: «История возникновения денег», «Друзья рублика или какая бывает валюта?», «Деньги, купюры, монеты и банкноты», «Что такое банковская карточка?», Как правильно делать покупки?», «Азбука финансов», «Что такое семейный бюджет?», «Что, где, почем?», «Как сберечь свои финансовые ресурсы?», «Как делать покупки с умом?» и другие.

Обогатить финансовые представления детей старшего дошкольного возраста позволили различные образовательные педагогические технологии. Так в рамках организации и реализации непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками крайне интересны и эффективными оказались информационно коммуникативные технологии. Их использование не только предоставляло широкие возможности для коммуникации и получения разнообразной современной информации о финансовых отношениях и экономических категориях, но и повышало мотивацию детей к постижению финансовой грамотности. С использованием компьютера, мультимедийной презентации, интерактивной доски дети совершали различные покупки в магазине, в интернет-магазине, отрабатывали практические действия по ситуациям совершения купли-продажи, обмена и прочее.

Легкая и нестандартная подача материала финансово экономической направленности посредством презентации помогала превратить обучение в интересную игру, квест. Целью мультимедийной презентации являлось повышение интереса к экономической и финансовой деятельности, а также давала возможность визуализировать некоторые финансовые понятия и категории.

Особый интерес и удовлетворение среди дидактических игр вызвали игры практической направленности: «Совместные и самостоятельные покупки», «Таблица расходов», показывающие принципы финансового планирования разумных покупок, объясняющие происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности, а также позволяющие научить дошкольников считать деньги и освоить некоторые принципы финансового планирования семейного бюджета.

Применение и использование таких инновационных технологий в работе с дошкольниками открывало возможность подготовки красочного и эстетического дидактического материала, что способствовало повышению уровня наглядности и в работе самого педагога.

Как показала система работы, проведенная с дошкольниками на формирующем этапе исследования, с целью привлечение и поддержания интереса дошкольников к финансовой деятельности особенно полезным оказалось привлечение детей к изготовлению игровых атрибутов к дидактическим играм. Так, в ходе совместной деятельности педагога с детьми в рамках занятий, а также в свободное время, создавались и изготавливались игровые атрибуты к дидактическим играм (например, оформлялись карточки к игре «За покупками», подбирались картинки к игре «Потребности человека», проектировалось игровое поле к игре «Семейный бюджет» и многое другое). К изготовлению игровых атрибутов к дидактическим играм активно привлекались и родители детей. Так, совместно с усилиями родителей для реализации дидактической игры «Банкомат» была создана модель банкомата. Дети активно принимали участие в изготовлении данных атрибутов, самостоятельно раскрашивали реквизиты, приклеивали картинки, вырезали их, компоновали и размещали на листе.

Такое разнообразие предложенных дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности стимулировало интерес дошкольников к финансовой деятельности, позволило им не только получить новые знания, рассмотреть финансовые категории и понятия, но и закрепить освоенные ранее практические умения, демонстрирующие финансовую грамотность.

На формирующем этапе исследования обеспечивались следующие условия: опора на возрастные и индивидуальные возможности детей при организации процесса формирования финансовой грамотности; систематическое вовлечение детей 5-6 лет в активные формы деятельности, имеющие образовательные и развивающие цели, предполагающие формирование бережливости, деловитости, точности, стремлению к рациональному поведению и прочее; создание условий для проявления старшими дошкольниками финансовой грамотности при организации режимных моментов, а также в различных видах деятельности в дошкольной образовательной организации (игровая, познавательная, самостоятельная и другие); формирование активного интереса к экономическому образованию и формированию финансовой грамотности в условиях дошкольной образовательной организации и семейного воспитания; разработка элементов предметно-пространственной среды, способствующих проявлению основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (лэпбук, дидактические пособия, рабочие тетради и другое); развитие у детей старшего дошкольного возраста здоровой ценностной оценки любых результатов труда.

Таким образом, очевидно, что представленная система работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр содействует эффективному накоплению знаний и представлений о финансовых отношениях, экономических категориях и понятиях, а также способствует реализации накопленного финансового опыта в собственной практической деятельности.

Список использованных источников

Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.11.2022


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области