Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методы мотивации на уроках истории, обществознания и географии. Из опыта работы

Более успешное мотивирование на получение знаний и умений у обучающихся на уроках

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Методы мотивации на уроках истории, обществознания и географии. Из опыта работы.

Учитель истории и обществознания Окс Т.М.

МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

Василий Александрович Сухомлинский

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Дети любознательны и познавательно активны уже после рождения. Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако такая активность, по наблюдениям учителей и родителей, у многих детей явно уменьшается, по мере перехода из класса в класс. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам, домашнее задание часто не выполняется. Дети пассивны и невнимательны на уроках. В то же время возрастная активность ищет своего выхода. Тогда внимание школьника переключается с организуемой учителем деятельности на другие дела. Порядок на уроке нарушается. Попытки его восстановить малопродуктивны. Школьники активно или пассивно сопротивляются обучению. Ученики не слушают и не видят того, что говорит и показывает учитель. Не желают думать. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают программный материл.

           В чем же причины не желания учиться? Таких причин не мало. Обозначу лишь некоторые из них (п):

- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности;

- громадность и сложность школьного материала подлежащего усвоению и запоминанию;

- отвлекающие факторы полнокровной детской жизни;

- однообразие школьной жизни и учебного процесса;

- бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни;

- однообразно авторитарная позиция учителей и родителей, а также неумение стимулировать учение;

- отрицательное отношение к школе и к учителям в семьях.

Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто  учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

           Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?

В психологии и педагогике известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способ раскрытия учебного материала.

2. Организация работы над предметом парами, группами.

   3. Отношение между мотивом и целью.

    Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно, для чего нужны те или иные знания. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4. Проблемность обучения.

5.Опора на типичные общечеловеческие потребности.

6. Следующий стимул - практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.

7.Противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности школьников.Когда человек встречается с противоречием, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

8.Использование игр и включение игровых, занимательных   элементов в школьные занятия.

Виды мотивации:

1. Мотивациялежащая вне учебной деятельности

• «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

• Положительная в двух формах:

определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)

определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности

• Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

• Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

сосредоточение внимания на учебной ситуации

осознание смысла предстоящей деятельности

осознанный выбор мотива

целеполагание

стремление к цели (осуществление учебных действий)

стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)

самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным,если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.

а) Познавательная мотивация:

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, – значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.

б) Мотивация достижения успеха.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации

в) Престижная мотивация.

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.

Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

г) Мотивация избегания неудачи.

Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая “выученная беспомощность”. Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то,следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.

Выше сказанное указывает на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.

д) Компенсаторная мотивация.

К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока:

Увлечённое преподавание;

Новизна учебного материала;

Связь знаний с судьбами людей;

Показ практического применения знаний;

Проблемное обучение;

Обучение с компьютерной поддержкой;

Взаимообучение (в парах, микрогруппах);

Тестирование знаний;

Создание ситуации успеха;

10) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой).

Приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

Создание проблемной ситуации;

Проблемное обучение – мощнейший способ повысить интерес к предмету.

Групповая работа полезна для развития социальных мотивов.

В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.

Нестандартные уроки:

Уроки- деловые игры;

Уроки- соревнования;

Уроки типа КВН;

Уроки взаимообучения учащихся;

Уроки- аукционы;

Уроки- зачёты;

Уроки- игры;

Уроки- конкурсы.

Принципы нестандартных уроков

Отказ от шаблона в организации урока

Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроках

Развитие коммуникативной функции развития речи

Не развлекательность, а занимательность урока.

Использование ИКТ.

Презентация- мощное средство наглядности.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Выбор вида мотивации зависит от многих факторов: темы урока, уровня подготовленности и эмоционального настроя класса, технических возможностей школы и психологических аспектов взаимодействия учителя и учащихся.

Первый метод – метод проблемных задач. Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна. Основная цель создания проблемных ситуаций на уроках истории заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

- учитель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса).

Примером таких проблемных задач могут быть следующие: «Николай II – мученик или кровавый тиран»? «XVII век в истории России – шаг вперед или назад»? «Плюсы и минусы монголо-татарского протектората».

Таким образом, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь обучающихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

Второй метод – это использование компьютерных и медиа технологий. С каждым годом в образовательный процесс входят современные технологии. И это уже не новшество, а жизненная необходимость образовательного процесса. История – одна из немногих дисциплин, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, – всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Одним из примеров активизации познавательных интересов обучающихся является использование интерактивных карт. И от того, как учитель использует новые информационные технологии, завит совершенствование и оптимизация учебного процесса, обогащение арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для детей, вызывая у них положительные эмоции и, таким образом, влияя на их учебную мотивацию.

Третий метод – ролевой подход и деловая игра.

В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих обучающихся, что в свою очередь гарантирует у них успех такого урока. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Важно создать во время такого урока эмоциональное специфическое отношение к исторической действительности. Игра побуждает обучающихся перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности. Учащиеся в игре выступают в различных ролях: актеры, зрители, эксперты, воображают то, чего они не видели. В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. В качестве примера можно привести такие темы уроков, как театрализованная игра «Торговля в Средние века», интервью с историческими личностями, суд над Наполеоном Бонапартом, умники и умницы «Эпоха Петра Великого», дебаты. Знания, полученные во время подготовки и проведения подобного урока, становятся более глубокими, осознанными. Значительно усиливается интерес к изучаемому предмету. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. 

Четвертый метод – научно-исследовательские работы. Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы с учениками. Очень важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысли учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вот некоторые возможные темы: «Октябрьский переворот 1917 года в оценке современников», «Международные связи Киевской Руси», «Особенности парламентской системы России начала XX века». Темы исследовательских работ, а также возраст обучающихся могут быть абсолютно разными. Но самое главное, что в результате применения исследовательской деятельности на уроках повышается интерес к предмету, улучшается качество знаний, развивается творческий потенциал и индивидуальные способности, самостоятельно приобретаются новые знания, развивается навык исследования.

Таким образом, мотивация является важнейшей частью современного занятия. Ее формы и виды могут быть самыми разнообразными. Для активного включения обучающихся в рассмотрение темы учителю стоит продумать способы заинтересовывать школьников, пробудить их желание получить информацию по данным вопросам. В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории? Перспектива введения обязательного экзамена по истории сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах. Учебный предмет «история» в формировании личности играет гораздо большую роль, чем другие школьные предметы. Ее воспитательный эффект велик, так как исторический материал, изучаемый из года в год, дает возможность формировать морально-нравственные качества обучающегося, формировать коммуникативные, аналитические, речевые и другие важнейшие для каждого человека умения, наличие которых у большинства членов общества поможет сформироваться гражданскому обществу в России.

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать- это доброжелательный настрой урока.Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области