Создание условий для формирования представлений у детей дошкольного возраста о родном крае-ХМАО-Югре: его культуре, традициях, особенностях природы, социального общества.
Автор: Кадурина Н.М., воспитатель МБДОУ №4 «Умка»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства, сегодня выдвинули новые требования к личности ребенка.
Он должен быть:
Формирование данных качеств начинается уже в дошкольном возрасте вследствие воздействия многих факторов, среди которых – окружающая среда. Усваивая окружающую среду, ребенок не только познает мир, формирует собственную картину мира, но развивает в себе те качества, которые будут характеризовать его в будущем в социальном обществе, как гражданина своего города, края, Родины.
Поэтому я считаю, что если в детском саду заложить базу нравственного воспитания детей - в будущем вырастет новое поколение, обладающее морально–нравственными качествами.
Любой гражданин должен знать историю своего края, его особенности, достопримечательности, культуру в целом. Это возможно благодаря активной познавательной деятельности самого человека. Говоря о ребенке дошкольного возраста, мы понимаем, что необходимо создавать условия для формирования его социального опыта и культуры, развития всех сторон личности, среди которых приоритетной –нравственное развитие.
Процесс познания ХМАО-Югры реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Любимый край ребенка заключается в его семье, доме, улице, парке, речке. Здесь формируются его представления о родном крае, здесь он получает возможность осознать свою принадлежность к Югре. Так формируется любовь к Родине, краю, городу. Так растет высоко - нравственный человек.
В своей работе педагог ставит цель - создание условий для формирования представлений о родном крае-ХМАО-Югре: его культуре, традициях, особенностях природы, социального общества.
Успех работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о родном крае проходит успешнее вследствие педагогически грамотного организованного процесса. Следовательно, специально созданная модель организации данной работы позволит реализовать поставленные задачи.
Создание предметно-пространственной среды.
Немаловажную роль играет и организация предметно-развивающей среды. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Предметно-развивающая среда, выступая одним из важных факторов в организации адаптационного периода, должна обеспечивать духовно-нравственное, интеллектуальное развитие детей, гарантировать укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, создавать эмоционально-положительную атмосферу в группе.
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Для формирования представлений о родном крае необходимо создать познавательный Центр «Мой край», в котором должен содержаться наглядный и дидактический материал с изображением животных, птиц, растений, насекомых нашего края. Целесообразно иметь природный материал: гербарий, шишки, мох, образцы веток разных деревьев. Должны быть фотоальбомы с изображением культурных сторон нашего края: национальных праздников, достопримечательных мест; сборники стихов поэтов нашего края, художественных произведений (современных авторов, хантыйское творчество).
Созданная такая развивающая предметно-пространственная среда позволит наиболее эффективно сформировать представления детей о родном крае.
Выбор эффективных технологий и методов работы с детьми.
Работа с детьми по данному направлению будет зависеть и от выбранных технологий, методов и приемов работы с детьми. Основными технологиями, будут являться:
Технология обучения-это точное знание того, как надо обучать, и какой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение.
В настоящее время для формирования знаний о родном крае, эффективными являются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств.
Использование мультимедийных презентаций является эффективным методом в образовательном процессе, так как позволяют знакомить с разными сторонами родного края: природой, деятельностью людей, коренными жителями и многим другим. Информационные компьютерные технологии помогают педагогу представить материал в ярком, образном и красочном свете.
Игровые технологии – используются в процессе знакомства, систематизации и закрепления знаний о родном крае. В процессе игры у воспитанников вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, воспитанник не замечает, что он учится: познает, запоминает новое, ориентируется в необычных ситуациях, развивает навыки,фантазию.
Проектные технологии -это формы обучения, позволяющий строить образовательный процесс исходя из интересов воспитанников, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми».
Метод проектной деятельности позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурного образца (нормы). При этом наблюдаются позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности
Проектная деятельность выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду. Выделяют три основных вида проектной деятельности:
-творческую,
- исследовательскую,
- нормативную.
Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы организованной непосредственно образовательной деятельности.
Для нее характерно:
Большую роль играют методы и приемы, используемые в работе с детьми.
Метод - это система последовательных и упорядоченных действий педагога, организующего, с помощью определенных средств, практическую и познавательную деятельность воспитанников по усвоению социального опыта.
Прием – это часть метода, система действий, направленная на решение учебной задачи (или задач) (сообщение, описание, объяснение, инструкции, постановка вопроса, задания, показ (демонстрация) опыта, показ практического дей¬ствия, наглядного объекта и т. д.) Приемы обучения предусматривают;
-открытость (перед воспитанником тавятся проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала;
- деятельность (предусматривает применение знаний на практике);
- высокую продуктивность (максимальное использование знаний, возможности воспитываемых, учитывая их интересы);
Таким образом, использование технологий, методов и приемов будет способствовать:
Выбор видов деятельности.
Эффективность решения задач зависит и от выбора детской деятельности. В ходе реализации проекта будет использованы виды деятельности, характерные для детей старшего дошкольного возраста.
-Игровая: с\р игра; игры с правилами)
-Коммуникативная (взаимодействие со сверстниками, общение);
-Познавательно-исследовательская (исследование объектов окр.мира и экспериментирование с ними);
-Восприятие художественной литературыры;
-Конструирование (из бумаги, природного материала);
-Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
-Музыкальная (слушание, пение, МРД)
-Двигательная.
Таким образом, созданные условия для знакомства детей с родным краем могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи нравственного воспитания, формирования всесторонне развитой, обладающей высокой степенью чувства патриотизма.