МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КОНКУРС ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОДАВЦА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
1.Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие конкурс презентаций «Профессиональные компетенции продавца непродовольственных товаров» в полной мере способствует развитию гибких навыков, что в настоящее время является одним из основных требованием ФГОС СПО.
Ги́бкие на́выки, часто (заимств. англ.) soft skills — комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии. Гибкими считаются навыки критического мышления, решения задач, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, организации деятельности, на которые также влияют уровень лидерских качеств, знания трудовой этики, дисциплины, чувство ответственности.
Данное внеклассное мероприятие является одним из структурных элементов образовательно-воспитательного процесса.
Глобальное внедрение информационных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали началом преобразования традиционной системы образования, первым шагом к формированию информационного общества.
Информационные технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения. Применение информационных технологий в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать мастерам производственного обучения и обучающимся с вычислительной техникой. Новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.
Индивидуальное информационно-образовательное пространство внеурочной деятельности целостно, пополняемо. Освоение информационных технологий способствует его расширению и многофункциональному применению и актуализации в соответствии с образовательными потребностями.
В конечном итоге, обучающиеся могут превратить свой компьютер в творческую мастерскую, создавая свои авторские, творческие изделия и проекты, что опять же способствует развитию ги́бких на́выков soft skills.
Конкурс презентаций «Профессиональные компетенции продавца непродовольственных товаров»расширяет возможности обучающихся в профессии, способствует развитию 4 различных групп универсальных компетенций: социальных, интеллектуальных, волевых и лидерских.
1. Социальные компетенции отвечают за успешное взаимодействие с людьми (как в процессе подготовки к конкурсу презентаций, так и в процессе защиты презентаций, и при подведении итогов конкурса), способствуют развитию:
- коммуникабельности;
- грамотной письменной и устной речи;
- умения выступать на публике;
- эмоционального интеллекта (умения распознавать эмоции и мотивы других людей);
- гибкости и принятия критики.
2. Интеллектуальные компетенции отвечают за постоянное профессиональное развитие в рамках своей области, а внеурочная деятельность способствует развитию:
- аналитического склада ума;
- умения видеть и решать проблему;
- хорошей памяти;
- обучаемости;
- креативности.
3. Волевые компетенции отвечают за достижение целей при организации внеурочной деятельности и активизации учебного процесса, а впоследствии и в профессиональной деятельности и способствуют:
- ориентированности на результат;
- управлению временем;
- развитию упорства;
- повышению стрессоустойчивости;
- готовности выполнять рутинную работу.
4. Лидерские компетенции отвечают за успешное использование ресурсов для достижения общих целей и способствуют:
- развитию навыков принимать решения;
- повышению ответственности;
- формированию навыков работы в команде;
- повышению роли наставничества среди обучающихся;
- развитию умений разрешать конфликты при их возникновении.
1 этап - мотивация
В процессе обучения обучающихся необходимо мотивировать на участие во внеурочной деятельности с применением информационных технологий, до начала выполнения самостоятельной внеаудиторной работы необходимо довести до обучающихся критерии оценок.
2 этап – исходная информация
Чтобы привлечь внимание обучающихся и вызвать их интерес необходимо строго распределить обязанности в группе в соответствии с возможностями обучающихся. Более сильный обучающийся осуществляет поиск и сбор информации, более слабые помогают в сборе данной информации более слабые обучающиеся, учатся подбирать материал, оформлять презентации в соответствии с установленными требованиями.
3 этап – анализ исходных данных
Будущие участники конкурса презентаций «Профессиональные компетенции продавца непродовольственных товаров» выбирают тему, в зависимости от группы непродовольственных товаров, и получают методические рекомендации к оформлению презентации, анализируют полученную информацию.
4 этап - поиск информации и оформление презентации
Обучающиеся изучают методические рекомендации по оформлению презентации, самостоятельно осуществляют поиск информации, анализируют ее, выбирают основное и приступают к оформлению презентации.
5 этап – подготовка защиты презентации
Обучающиеся просматривают подготовленную презентацию и готовят защиту презентации на 10 минут, при этом не дублируют информацию со слайдов, а дополняют ее, выстраивая рассказ о своей будущей профессии и профессиональных компетенциях, которые им следует приобрести в процессе получения данной профессии.
6 этап – защита презентации
Обучающиеся четко и грамотно излагают материал, демонстрируя правильную речь, исключая слова-«паразиты»
7 этап – подведение итогов
Итоги подводит жюри, в состав которого могут входить как преподаватели, так и обучающиеся, оценивают оформление презентаций и выступление, соблюдение времени на выступление, распределяют места.
8 этап – рефлексия
В процессе коллективного обсуждения результатов работы осуществляется обратная связь, формируются общие компетенции, актуализируется роль проекта в профессиональной деятельности продавца.
4. Критерии оценки
Соблюдение рекомендаций по оформлению презентаций: