Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


программа работы Летнего лагеря с дневным пребыванием детей

Формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения традиций, обрядов, уклада жизни древних славян

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского и юношеского творчества

имени Евгения Александровича Евтушенко»

муниципального образования города Братска

РАССМОТРЕНОУТВЕРЖДЕНО

Заседание МСПриказ № ______

МАУ ДО «ДДЮТ»от _____________

Протокол _________Директор

от _______________МАУ ДО «ДДЮТ»

Зам. директора по УВРПанасенкова Л.П.

Суминова А.В._______________________

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ« НА СОЛНЕЧНОЙ»

СМЕНА «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Срок реализации программы : май- июнь 2022 года

Содержание стр.

·  Паспорт программы (информационная карта

2

·  Пояснительная записка

6

·  Цель и задачи программы

6

·  Участники программы

8

·  Этапы реализации программы

8

·  Сроки действия программы

9

·  Основное содержание программы

9

·  Механизмы реализации программы

13

·  Условия реализации программы

18

·  Факторы риска и меры их профилактики

19

·  Ожидаемые результаты и критерии их оценки

20

·  Мониторинг воспитательного процесса

21

·  Литература

  22

1. Информационная карта программы

1.

Полное название программы

Программа работы с детьми и подростками в летнем пришкольном лагере дневного пребывания патриотической направленности

2.

Цель программы

Формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения традиций, обрядов, уклада жизни древних славян

3.

Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников)

Дети и подростки от 6,5 до 17 лет, в том числе:

/количество детей и подростков, которые могут принять участие в программе - 50 человек/

4.

Сроки реализации программы

Реализация программы будет проведена в три этапа:

1.  Подготовка к смене с февраля по май

2.  Проведение смены с 30.05.2022г по 19.06.2022г

3.  Подведение итогов и отчёт о проделанной работе с 20.06.2022 г по 25.06.2022г

5.

Направления деятельности

1.  Историко-краеведческое направление

2.  Спортивно-трудовое направление

3.  Гражданско-патриотическое направление

4.  Художественно-эстетическое направление

6.

Краткое содержание программы

Программа направлена на :

-формирование патриотических чувств и гражданского сознания детей, ориентация учащихся на получение знаний о культуре древних славян, изучение этнической культуры села, воспитание любви к духовному наследию предков;

-формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, знакомство с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

Во время смены основной упор делается на изучение народных традиций, обычаев и праздников, связанных с временами года (лето), сезонных работ, уклада и образа жизни древних славян; организуются посиделки с чаем, сушками, изготовление и демонстрация предметов крестьянского быта, русской одежды; совершаются экспедиции в близлежащие селения с целью изучения местного фольклора.

На протяжении всей смены ребята готовятся к празднику День Святой Троицы («Зелёные Святки») .

7.

Ожидаемый результат

- Уважение к природе и родному краю.

-Уважение к культуре и традициям русского народа

-Чувство патриотизма

-Укрепление здоровья детей;

-Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;

-Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;

-Улучшение социально-психологического климата в лагере

-Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;

8.

Название организации

Авторы программы

· Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко»

· 

9.

Почтовый адрес организации, авторов программы

665709, Иркутская область, г. Братск, ул Солнечная, д. 2

10.

Ф. И.О. руководителя организации

Директор Панасенкова Любовь Петровна

11.

Телефон, факс, электронный адрес

8 (3953)33-56-69 (вахта) 8(3953)339612 (диреткор)

brddut@mail.ru

12.

Финансовое обеспечение проекта

Муниципальный бюджет,

родительское софинансирование.

Программа разработана c учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция РФ;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка»;

- Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;

- СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04. 2010 г. № 25);

- Типовое положение о детском оздоровительном лагере (разработанные Минздравсоцразвития РФ 15.04.2011 г. № 18-2/10/1-2188);

- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Приказ Минобрнауки от 26.06.2012 г. № 504);

- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

- Указ Губернатора Оренбургской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Оренбургской области в 2013 году и последующие годы» (от 12 апреля 2013 г. № 211-ук);

- Приказ начальника департамента образования администрации города Братска от 18.02.2021 № 100 "Об организации отдыха детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием".

- Приказ Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «ДДЮТ им.Е.А.Евтушенко» от 9 марта 2021 № 50 «Об организации летней лагеря с дневным пребыванием»;

- Положение о лагере с дневным пребыванием при муниципальном учреждении дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко» МО города Братска, приказ от 26.02.2020 № 38

Программа состоит из трех блоков:

2. Пояснительная записка

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Академик так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".

В лагере создаются благоприятные условия для воспитания детей на народных традициях. В связи с этим, в рамках летней кампании отдыха детей и подростков, и предлагаем программу « Русские народные традиции».

Актуальность настоящей программы заключается в том, что в современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание. В фольклоре находится ключ к пониманию художественных вкусов ребёнка, его творческих возможностей. Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа

Каждый день, прожитый в лагере, по-своему незабываем. Каждый день - открытие, у каждого дня своё лицо, свой характер. Каждый день жизни в лагере насыщен разнообразными, но дополняющими друг друга видами деятельности.

Это маленькая жизнь «русской смены» длиной в 21 день, которая проживается каждым участником, позволяет ему получить опыт, ценный для их настоящей, сегодняшней жизни.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, но различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в условиях летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием объединены одной общей тематикой- «традиции русского народа»

3. Цели и задачи программы

Цели:

1. Формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения традиций, обрядов, уклада жизни древних славян.

2. Создание и поддержка детских коллективов для реализации их интересов в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении.

3. Формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, знакомство с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации

Задачи:

1. Создание игровой основы смены, где реализуются различные функции игры: познавательная, развивающая, формирование нравственных оценок, социальное закаливание, проектирование собственной деятельности.

2.Формирование патриотических чувств и гражданского сознания детей, ориентация учащихся на получение знаний о культуре древних славян, изучение этнической культуры села. Воспитание любви к духовному наследию предков.

3.Создание средствами игры дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых

4.Развитие навыков здорового образа жизни.

5.Формирование положительного отношения родителей к работе пришкольного лагеря и привлечение их к участию в этой деятельности

3.1. Принципиальные положения программы:

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребывание детей опирается на следующие принципы:

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего пришкольного лагеря предполагает:

- Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- Активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

4. Участники программы

Основной состав лагеря – это обучающиеся школы в возрасте от 6,5 до 17 лет родители которых написали заявления. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей матерей-одиночек и имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.

5. Этапы реализации программы

Программа смены реализуется в три этапа.

1.   Подготовительный этап - первый этап, который характеризуется подготовкой к сезону. Основные виды деятельности на данном этапе:

·  Создание творческой группы и подготовка к летнему сезону;

·  Разработка педагогической основы программы и сюжетно-игровой модели смены;

·  Подготовка методического материала для участников смены;

·  Формирование педагогического коллектива из числа педагогов дополнительного образования, педагогов организаторов, которые владеют инновационными педагогическими технологиями, готовых к адекватному восприятию целей учреждения.

2.  Организационный (2 дня)

Задачи на период:

-выявить уровень организаторских умений и навыков детей;

-создать условия для самоопределения участников смены в выбранном виде деятельности и дальнейшем развитии;

-сформировать малые группы, кружки, творческие группы;

-начать формирование взаимоотношений между следующими группами субъектов: ребёнок-ребёнок, ребёнок-коллектив; ребёнок-взрослый.

 3.  Основной период (14 дней)

 Задачи на период:

-обеспечить реализацию программы смены;

-максимально использовать возможности и условия лагеря для удовлетворения запросов, ожиданий, притязаний каждого ребёнка;

-обеспечить возможность разностороннего личностного проявления каждого ребёнка и обогащения его личного опыта социально и личностно значимым содержанием.

 4.  Заключительный период (2 день)

 Задачи на период:

-организовать демонстрацию и реализацию приобретенного опыта;

-проследить положительную динамику  проявления ценных личностных качеств детей;

-проанализировать успешность реализации программы смены.

 Основные методы реализации программы:

·  Пример личный и исторический, литературный.

·  Метод диалога.

·  Этическая беседа.

·  Метод создания ситуации успеха.

·  Метод соревнования.

·  Диагностические методы.

·  Рефлексивные методы.

·  Игровые методы.

6. Сроки действия программы

Программа реализуется в период летних каникул в течение 1 смены с 30 мая по 19июня. Место реализации программы: территория МАУ ДО «ДДЮТ им Е А Евтушенко» МО г.Братска

7. Основное содержание программы

Народные традиции способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития. Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы составляют основу программы. Занятия объединены общей целью.

Программа разделена на два раздела:

Первый раздел “Народное творчество” способствует формированию у детей знания истории и культуры русского народа, приобщению их к художественному творчеству.

Второй раздел “ Быт русского народа” направлен на развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций русского народа. Особое внимание уделяется разучиванию русских народных игр (Приложение 6).

Во время смены основной упор делается на изучение народных традиций, обычаев и праздников, связанных с временами года (лето), сезонных работ, уклада и образа жизни древних славян; организуются посиделки с чаем, сушками, изготовление и демонстрация предметов крестьянского быта, русской одежды; совершаются экспедиции в близлежащие селения с целью изучения местного фольклора. Во всех мероприятиях смены предполагается участие родителей, бабушек и дедушек, старожилов близлежащих деревень.

На протяжении всей смены ребята готовятся к празднику День Святой Троицы («Зелёные Святки») с хороводами, гуляньем вокруг берёзки, с «троицкими» гаданиями девушек , с обрядом завивания берёзки. На нем проводятся конкурсы: "Путешествие в народную мудрость" (по произведениям русского народного творчества), считалок, скороговорок и загадок, поделок, нарядных костюмов, юных красавиц, "Русская коса" и др.

Для реализации программы используются следующие практические и теоретические формы:

- Мастер-классы по изготовлению поделок, изделий из теста, бумаги, шишек и т. д.

- Практические занятия по народным танцам, играм, песенному творчеству.

- Народные праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

- социально-значимая деятельность

Также это и посиделки, литературные гостиные, круглые столы, экскурсии, викторины

Основным содержанием программы является тематический день – это день, в который заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня.

7.1.Основные направления реализации программы

Организационно – педагогическая деятельность по реализации программы включает:

* Комплектование штата лагеря кадрами;

* совещание при директоре и заместителе директора по учебно-воспитательной работе и заместителя директора по  воспитательной работе по организации летнего отдыха обучающихся;

* проведение инструктажей с педагогических работников;

* проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».

Оздоровительная работа

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

-осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;

-утренняя гимнастика;

- соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;

-принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере);

-организация здорового питания детей;

-организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр;

Беседы, проводимые медицинским работником:

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

«Мой рост, мой вес»;

«О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»

Организация качественного питания детей.

В лагере с дневным пребывание детей организовано трехразовое питание детей (завтрак, обед, полдник) За качество питания детей в лагере отвечает повар и медицинский работник. В рацион включаются свежие овощи, фрукты и все необходимые и требуемые для детей продукты в соответствии с десятидневным меню.

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

- Игровой тренинг «Давайте познакомимся!»;

- Игры на сплочение коллектива;

Работа по развитию творческих способностей детей

Коллективно – творческие дела ( в соответствие с ежегодным планом):

- Просмотр фильмов.

- Концертно – развлекательные программы.

- Игры –развлечения, викторины, соревнования.

- Экологические марафоны.

- Выставки рисунков и поделок.

Работа по привитию навыков самоуправления

- Выявление лидеров, генераторов идей;

- Распределение обязанностей в отряде;

- Закрепление ответственных по различным видам поручений;

- Дежурство по игровым комнатам, столовой

- Организация общественно - полезной работы с детьми

(помощь по уборке территорий; полив клумб и др.)

Работа по патриотическому воспитанию детей

- Участие в Дне Села;

- конкурс художественного детского творчества (мини-выставка изделий детского декоративно-прикладного творчества: рукотворные игрушки-сувениры, полезные вещи в быту и т. д.);

- посещение музея района;

- День памяти – митинг у памятника, конкурс рисунков на бумаге

- сбор краеведческого материала : местный фольклор.

Организация профилактической работы с детьми, в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации, с несовершеннолетними «группы риска»

В летний период особое внимание уделяется профилактической работе. Во избежание каких-либо нарушений со стороны детей и подростков, организовывается 100% охват детей «группы риска», а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации отдыхом в пришкольном лагере, трудоустройство подростков от центра занятости населения на базе школы, в пришкольном лагере проводятся беседы и мероприятия нравственно-правовой тематики.

По каждому ребенку заполняется банк данных о его местонахождении и занятости на каждый месяц.

Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи для детей:

«Правила пожарной безопасности»

«Правила поведения детей при прогулках и походах»

«Правила при поездках в автотранспорте»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»

«Правила дорожного движения»

8. Механизм реализации программы

  Программа рассчитана на всю лагерную смену. На время смены лагерь становится городищем «Русь». Связь с народным творчеством и традициями  прослеживается с первого дня пребывания детей в лагере. Лексика лагерной смены приближена к XIV—XVI векам.

Отряды – это поселения славян: вятичи, славичи, поляне.

Каждое племя имеет своего старейшину (вожатый), и вождя (ребенок).

Важнейшие вопросы городища решает общеславянский сход - Вече.

Ежедневно итоги подводятся на Утренней заре.

У каждого племени свои покровители – божества, своя легенда и символика

Службы:

Князь — начальник лагеря

воеводы —физрук

скоморох — баянист и т. д.

Столовая — трапезная.

Административный корпус — приказная изба.

Комнаты отдыха — терема, избы

План смены — Княжий Указ

Детей в день открытия смены встречают Князь с Княжной под колокольный звон, вручают пропускную грамоту.

Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение. Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить самостоятельно свою работу, ее результаты. Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению детей в воспитательно-развивающий процесс занятий.

8.2. План - сетка мероприятий

1 день

Здравствуй, Русь!

2 день

Русская изба

3 день

Русская национальная одежда

4 день

Русские народные сказки и былины

5 день

«Фольклорная мозаика»

6 день

Народны промыслы

1.Игра-путешествие по заставам с целью знакомства с лагерем, программой.

2 Игры на воздухе

«Эй, славяне».

1. Оформление теремов

2. «Предупрежден – значит вооружен» инструктажи

3.Славянскиеигры «Чехарда

1.Игра-викторина “История русского национального костюма”.

2. Мастер-класс по изготовлению головных уборов

3.Славянские игры. «Лапта»

1."По дорогам русских народных сказок"-игра - путешествие

2. «Богатыри Земли Русской»- спортивное состязание

1.«От потешки до считалочки»

2.Конкурс рисунков на асфальте на тему: «У светофора каникул нет!»

3. Славянские

игры

1. Мастер-класс «Чудо-игрушки» лепка из теста

2. Славянские

игры

7 день

Русская свадьба

8 день

Русское застолье

9 день

Славянская письменность

10 день

Славянские ристания

11 день

Русские народные песни, частушки

12 день

«Традиции и обычаи русской семьи»

1.“Бери, чтоб не каяться, жить в любви, чтоб не маяться” позн.- развл. программа)

2. Просмотр фильма-сказки «Морозко»

3. Славянские

игры

1Посиделки «За чаем – не скучаем!»

2.Советы Домового

«Разговор о правильном питании».

3. Славянские

Игры « У медведя во бору»

1. Программа«В гостях у Кирилла и Мефодия»

2. Конкурс “Переведи на современный русский”

»

3 Славянские

игры. «Горелки»

1.Спортивный праздник старинных народных видов спорта

2. Конкурс плакатов «В здоровом теле – здоровый дух»

1.Музыкальный час « Посидим, поокаем.»

2.Славянские игры «Жмурки»

1.Праздник совместно с родителями

2.Проект «Моя Родословная

3. Славянские

игры

13 день

“Без березы не мыслю России…”

14 день

Колесо истории

15 день

Праздник Троицы

1.Конкур творчества «Береза - символ России»

2. Советы Лешего

«Изучаем

лекарственные растения

3.Славянские игры«Иван-косарь и звери»

1. Советы Лешего «Береги

природу»

2. Славянские

игры «Казаки-разбойники»

1.закрытие лагерной смены «Троица» «Зелёные Святки»

8.3. Режим работы

Время

Режимные моменты

Клич глашатая

8.15-8.30

Встреча детей

«Привет, славяне!»

Эй, славяне, просыпайтесь,

В славный город собирайтесь!

8.30-9.00

Зарядка

«Богатырская наша сила!».

Эй, славяне, по порядку

Становитесь на зарядку!

Минутки здоровья.

«В здоровом теле – здоровый дух!»

Эй, славяне, не хандрите,

Совет у Знахаря спросите!

Утренняя линейка

«Общеславянский сход».

Эй, славяне, человече!

Собирайтесь все на вече!

9.05-9.25 1 дружина

9.25-9.45 2 дружина

Время трапезы.

Завтрак.

Чахнуть вовсе не годиться!

Пришло время подкрепиться!

10.00-13.00

«Твори, выдумывай, пробуй!»

«Солнцеворот дел».

Эй, славяне, не сидите!

Свою удаль покажите!

13.00 – 13.20 1 дружина

13.20-13.40 2 дружина

Время трапезы.

Обед.

Эй, славяне, на обед

Опоздавших у нас нет!

13.40 – 14.00

Оздоравливающие процедуры.

« Воздух, солнце и вода - болеть не будем никогда»

Эй, славяне, закаляйтесь,

Водой прохладной обтирайтесь!

14.00 – 15.00

Дневной сон/тихий час

«Отдых – дело святое!»

Богатырским сном заснём!

Во сне силы почерпнём

15.00 – 16.00

Занятия по интересам.

«Солнцеворот дел».

Эй, славяне, не сидите!

Свою удаль покажите!!

16.00-16.20 1 дружина

16.20-16.40 2 дружина

Время трапезы.

Полдник.

Чахнуть вовсе не годиться!

Пришло время подкрепиться

17.00-18.00

Оздоравливающие процедуры.

« Воздух, солнце и вода - болеть не будем никогда»

Эй, славяне, веселей!

Поиграть беги скорей:

В прятки, салки и футбол,

Подбегай ко мне гурьбой!

18.00

Уход детей домой.

«До встречи, славяне!»

Эй, славяне, не грустите!

Завтра снова приходите!

 Качественные показатели реализации программы:

  - статистика детских правонарушений;

  - статистика детских ДДП;

  - отзывы родителей, детей;

  - освещение хода и результатов Программы на сайте ОУ, в АИС «Навигатор», в социальных сетях;

  - отчёт о реализации проектов, запланированных Программой;

  - анкеты детей, педагогов;

  - открытые мероприятия;

  - выставки, экспозиции музея;

  - проведение конкурсов и результаты участников(дипломы, грамоты);

  - фото - и видеоотчеты, оформление стенда.

  -отчеты ответственных за летнюю программу

  Количественные показатели реализации программы:

  - количество детей, охваченных Программой;

  - количество мероприятий;

   - количество детей с ограниченными возможностями;

  - количество семинаров, консультаций;

  - количество выставок, соревнований;

9.Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

Чёткое представление целей и постановка задач.

Конкретное планирование деятельности.

Кадровое обеспечение программы.

Методическое обеспечение программы.

Педагогические условия.

Материально-техническое обеспечение

Методическое обеспечение.

Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

Должностные инструкции всех участников процесса.

Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

Проведение ежедневных планёрок.

Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов

Кадровое обеспечение

Приказом по учреждению назначаются начальник лагеря, воспитатели, педагоги дополнительного образования, инструктор по физкультуре, библиотекарь из числа педагогических работников учреждения.

Начальник лагеря руководит его деятельностью, несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, ведёт документацию, организует воспитательную деятельность, осуществляет связь с культурно-просветительными и спортивными учреждениями

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, библиотекарь осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря, проводят мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.

Финансовое обеспечение

Лагерь содержится за счет муниципальных бюджетных средств и

Родительского софинансирования.

Педагогические условия.

Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

Организация различных видов деятельности.

Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

Создание ситуации успеха.

Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.

1Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

Детская игровая площадка

Лесопарковая зона возле ДДЮТ

2.Материалы для оформления и творчества детей.

3.Наличие канцелярских принадлежностей.

4.Аудиоматериалы и видеотехника, работа в Интернете.

5.Призы и награды для стимулирования.

10. Факторы риска и меры профилактики

п/п

Факторы риска

Меры профилактики

1

Нежелание детей участвовать в реализации программы

Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка, организация заменяющих видов деятельности

2

Неблагоприятные климатические условия

Планирование мероприятий согласно тематике смены в помещениях

3

Недостаточная компетентность педагогического  коллектива

Проведение с педагогами инструктивных сборов с теоретическими и практическими занятиями по тематике смены.

4

Недостаточная материальная база для реализации программы

Заранее предусмотреть смету расходов на смену

5

Клещи

Аккарицидная обработка территории

Критерии эффективности программы. Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

*Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

*Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

*Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

*Творческое сотрудничество взрослых и детей.

11. Предполагаемые результаты программы.

--Уважение к природе и родному краю.

-Уважение к культуре и традициям русского народа

-Чувство патриотизма

-Укрепление здоровья детей;

-Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;

-Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;

-Улучшение социально-психологического климата в лагере

-Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;

.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

  Критерии оценки ожидаемых результатов:

Критериями оценки ожидаемых результатов будет являться желание детей посещать лагерь, отсутствие заболеваний, участие детей в различных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, сплоченность временных разновозрастных детских коллективов, отзывчивость детей, оказание помощи младшим и забота о них, культурное поведение детей в общественных местах, отсутствие правонарушений.

  Критерии оценки факторов риска:

-Создание в лагере безопасного пребывания детей;

- проведение инструктажей по ОТ и ТБ;

-соблюдение правил и норм поведения в лагере;

- толерантное отношение к окружающим;

- соблюдение правил дорожного движения;

- соблюдение норм Сан ПиНа;

12. Мониторинг воспитательного процесса:

Диагностика участников смены.

I.  Анкетирование проводится дважды: в начале смены, с целью выяснения ожиданий детей от их пребывания в лагере, и в конце – для анализа эффективности смены. (Приложение 5)

Диагностика настроения. Настроение участников смены, их переживания и волнения, взаимоотношения, отношение к жизни в лагере образуют психологический климат коллектива. По итогам каждого дня каждый член отряда делает отметку на «дереве настроения».(У каждого отряда своё дерево - березка, с 18-ю ветвями, по количеству дней в смене) Затем на «вечерней зорьке» совместно проводится анализ и выясняется общее настроение коллектива.. Это поможет корректировать работу, помогая тем, кому по каким-то причинам плохо и неуютно.

Мониторинг дня. Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Метод анализа «Пять пальцев». Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.

1. Мизинец (М) - «мысль»: какие знания и опыт я сегодня приобрел.

2. Безымянный (Б) - «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения

3. Средний (С) - «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело

4. Указательный (У) - «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их.

5. Большой (Б) - «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья.

Или возможно использование другого метода.

Метод анализа «Цвета». Ребятам предлагается ответить на вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.

Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста (маршрутный лист) – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 - символов рейтинга.

Цветовая гамма:

красный – «лидер-организатор»,

синий – «лидер-вдохновитель»

зелёный – «активный участник»

желтый – «исполнитель».

Участникам, набравшим наибольшее количество символов, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ[1]

Дата

Название мероприятий

Степень моего участия

Диагностика физического развития детей Составляется дважды: в начале и в конце смены. Фиксируются результаты физического развития по различным видам спорта.

13. Литература:

1. Типовые программы отдыха и оздоровления детей. Методический

сборник. Тюмень: «Ребячья республика», 2010 год.

2.  Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.

3.  . Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе.Новосибирск, 2007год. 

4. Артамонова лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. – М., 2007 г.

5. интернет-ресурсы

6. https://pandia.ru/text/78/213/98600.php

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области