«Целевые прогулки, как средство воспитания ценностного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Байоглиева Севда Махаммадовна
В современном мире состояние окружающей среды вызывает тревогу в обществе, остро стоит проблема взаимодействия природы и человека. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоят важнейшие задачи: сформировать ценностное отношение к миру природы, экологическое сознание личности, ориентированной на отсутствие противопоставления человека и природы, главной же задачей является воспитание у дошкольников личностного отношения к природе, как жизненно важной ценности, осознание ребёнком своего места в природе и своей роли в ее сохранении [2].
Важность ценностного отношения к миру природы подчеркивается действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором ознакомление детей с миром природы и их экологическое воспитание рассматриваются в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривают решение таких задач как: формирование первичных представлений о живой и неживой природе; воспитание гуманного, эмоционально - положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом[1]. Необходимо выбрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и интегрированных технологий. Одним из эффективных методов, способствующих решению этой проблемы, являются целевые прогулки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, они развивают познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируют навыки сотрудничества, практические умения, которые являются элементами экологической культуры.
Старший дошкольный возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности, поэтому педагоги ДОУ используют целевые прогулки для решения задач общеобразовательной программы. В прогулке можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей[3].
Изучением проблематики ценностей, ценностных ориентаций и воспитания ценностного отношения занимались отечественные педагоги и психологи, такие как С.Е. Елишев, С.М. Ершова, О.Г. Холодкова, Н.Е. Щуркова и др. Проблема формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в работах таких авторов, как Н.Н. Авдеева, В.С. Волгина, С.Д. Дерябо, Л.А. Каменева, Е.Н. Лазаренко, Е.В. Михеева, Т. А. Серебрякова, И.В. Цветкова и др. [2] Несмотря на достаточное количество работ, раскрывающих образовательные аспекты экологической работы с подрастающим поколением, процесс воспитания у дошкольников ценностного отношения к природе как личного образования недостаточно изучен. Вопросы механизма познания ценности природы во всех ее проявлениях и формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе остаются открытыми, указанная проблематика до сих пор сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.
Цель нашей работы заключается в разработке на основе теоретико -экспериментального исследования комплекс целевых прогулок, направленных на воспитание ценностного отношения к природе у старших дошкольников.
В ходе исследования была сформулирована гипотеза, заключающаяся в том, что успешному воспитанию ценностного отношения к природе у старших дошкольников будет способствовать: создание эколого-развивающей пространственной среды в ДОО; применение комплекса целевых прогулок, направленных на воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя акции, игровые упражнения, беседы, наблюдения за природой, чтение художественной литературы, а также практические занятия.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была проведена опытно-практическая работа на базе ….. «…» г.Нижневартовска. Всего в исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, из двух старших групп: 20 человек группа «Совушки» – экспериментальная группа, 20 человек группа «Непоседы» – контрольная группа.
Анализ исследований Э.А. Вебера, Н.Б. Игнатовской, М.С. Кагана, А.Н. Кочергена, П.И.Пидкасистого, Н.С. Черняковской и др., позволил выделить основные характеристики ценностного отношения к природе:
Мы составили различные диагностические задания с использованием показателей и уровней, сформулированных В.Н. Димовой и разработанные с опорой на диагностические методики в области экологического образования детей Л.В. Моисеевой, И.Р. Колтуновой, С.Н. Николаевой и др. [1]
Для определения уровня сформированности ценностного отношения к природе использовались следующие диагностические задания, целью которых было:
- выявить уровень знаний ребенка о живом;
- изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов
- выявить с помощью картинок и в ситуации выбора знания ребенка о нормах отношения к живому;
- выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях;
- изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях;
- выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора;
- выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями;
Результаты диагностических заданий указывают на необходимость проведения с детьми работы по формированию ценностного отношения к природе.
Работа включала три этапа. На подготовительном этапе воспитывали интерес к объектам живой природы, вызывая у ребенка сопереживание к миру живого, желание узнать о них что-то новое. На этом этапе широко применялся метод игры-драматизации, придуманные детьми сказки, театрализованная инсценировка произведения. На основном этапе осуществлялась работа по формированию разнообразных обобщенных знаниях о растительном и животном мире; о разнообразии строения и жизнедеятельности животных во взаимодействии с окружающей средой. На этом этапе работы использовался разработанный нами комплекс целевых прогулок, который разбит на четыре блока и включал в себя следующие методы: беседы, рассказы, чтение природоведческой литературы, наблюдения, показ иллюстраций с изображенными животными, разнообразные экологические игры, и т.д.:
- «Парк»
- «Ветер»
- «Река Обь»
- «Береза»
- «Рябина»
- «Одуванчик»
- «Насекомые»
- «Дождевой червь»
- «Бабочка»
- «Птицы»
- «Животные весной»
- «Перелетные птицы»
- «Птичий двор»
- «Березка»
- «Чудесный огород»
- «Елочки-красавицы»
- «Зеленая аптека»
- «Цветик –семицветик»
- «Голуби»
- «Бросим умный взгляд на мусор»
- «Музей истории русского быта»
- «В поисках Красной книги»
- «Муравьи и муравейник»
На заключительном этапе мы закрепляли знания детей об объектах природы применяя разные формы работы: выставки рисунков, поделки, соревнования, беседы, чтение художественной литературы, разнообразные игры (дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые, игры - развлечения), игровые обучающие ситуации. Также в своей работе мы использовали такие методы, как поручения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культурного поведения; метод проблемной ситуации, побуждающий к практическому действию; приемы развития сознательного отношения, побуждающие к эмоциональным переживаниям. Итогом работы было проведение экологического праздника «Земля - наш общий дом», в которых участвовали сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Вся работа в формирующем эксперименте строилась с учетом личностно-ориентированного подхода и предусматривала поэтапное формирование ценностного отношения к природе.
Результаты контрольного этапа эксперимента доказали эффективность комплекса, реализованного на формирующем этапе эксперимента с целью формирования ценностного отношения к природе у старших дошкольников посредством целевых прогулок. Комплекс целевых прогулок может использоваться в практике дошкольного учреждения.
Литература