Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Визуализация цветовой тематики в воспитательной работе

Помочь диагностировать ребят, с помощью цветовой тематики, без лишних анкет и вопросников.Это очень увлекательно, а для учителя полезно.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБОУ «Подольская основная школа»

Красносельского муниципального района Костромской области

Конкурсная работа в номинации:

Методические пособия для педагога по использованию образовательных технологий в обучении,

воспитательных технологий в образовательном

процессе

Тема:

«Технология визуализации цветовой тематики в

образовательном процессе на примере авторской методической разработки».

Подготовила: Анкудимова Ирина Николаевна

2022 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-5

Глава 1

Теоретическая часть

1.1.Понятие визуализации……………………...............................................6

1.2.Как цвета воздействуют на психику и мышление?… 6-8

1.3.Цвет и личность…………………………………………………………..8

1.4 История создания авторской методической разработки………………9

Глава 2

Практическая часть (примеры авторских методических разработок для уроков, занятий и воспитательной работы)

2.1.«Визуализация цветовой тематики на примере изучения темы «Падежи в русском языке» в начальной школе»……………………………........10-11

2.2.«Визуализация цветовой тематики на примере урока литературного

чтения» 11-13

2.3.«Визуализация цветовой тематики на примере отрывка конспекта урока литературы в 6 классе» 13-16

2 4. «Визуализация цветовой тематики» на примере урока русского языка в 5 классе при изучении темы «Имя числительное»……………………..16-18

2.5.«Визуализация цветовой тематики на уроке физкультуры»………..19

2.6.«Рефлексия в цвете»…………………………………………………...19-20

2.7.«Визуализация цветовой тематики на примере занятия по теме «Времена года» в дошкольном учреждении»…………………………..20-23

2.8.«Визуализация цветовой тематики в воспитательной работе»…….24-28

Заключение………………………………………………………………...29-30

Список интернет-источников и литературы 31

Приложение………………………………………………………………32-33

Введение

В современном мире, многие учителя школ, преподаватели других учебных заведений сталкиваются с тем, что учащиеся плохо усваивают новый материал, либо не воспринимают его вовсе. Возникает вопрос, как усовершенствовать процесс образования, чтобы он стал наиболее эффективным и результативным. Несомненно, здесь большую роль играет сам педагог, который является одной из частей образовательного процесса. Владея определёнными знаниями в сфере своего учебного предмета и будучи ознакомленным с психолого-

педагогическими основами образовательного процесса, учитель сможет грамотно построить и выдержать структуру урока. Но каждый раз перед

учителями возникает задача: что внести в методические разработки уроков,

чтобы повысить интерес у обучающихся к знаниям и наибольшей успеваемости изучаемого материала. Как мы можем донести информацию до учеников, какой вид восприятия учитель должен выбрать, чтобы ребёнок усвоил материал?

Обратимся к науке-психологии. В мире учёные-психологи выделяют 4 психотипа людей, то есть 4 вида восприятия информации:

1 тип- аудиалы ( воспринимают информацию с помощью органов слуха)

2 тип- визуалы (воспринимают информацию с помощью зрения)

3 тип кинестетики ( - воспринимают

информацию через органы обоняния и осязания)

4 тип-дигиталы или дескреты (такие люди запоминают информацию с помощью логики)

Непременно учитель даёт информацию, как минимум через 3 канала восприятия: аудиальный, визуальный, смысловой. Если обратиться

к статистике, то можем пронаблюдать, какие каналы восприятия наиболее развиты у человека.

По данным учёных, визуальное восприятие всегда было и остаётся на первом месте. А за последние два

десятилетия у детей снизился интерес к чтению. Современные школьники не могутвоспринимать и долго удерживать вербальную информацию учителя, как следствие, возникают трудности в формировании ЗУН (знаний, умений, навыков).

Передо мной стояла задача, задействовать

на уроке визуальное восприятие, для

лучшего усвоения информации учениками.

Здесь на помощь может прийти, а главное

независимо от возраста, цветовое восприятие

информации. Исходя из наблюдений учёных,

визуальное представление, особенно в

цветовой тематике, эффективно сказывается

на человеке. Данную методическую разработку можно широко применить в различных учебных учреждениях: дошкольных, школьных и профессиональных.

Следует отметить, что представление информации в виде обычных иллюстраций, графиков, мультимедийных презентаций или видеороликов становится для учащихся уже чем-то обыденным, привычным, поэтому необходим новый способ представления информации, который бы заинтересовал обучающихся и позволил реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов. И этим способом, на данный момент, может выступить моя методическая разработка «Визуализация цветовой тематики в образовательном процессе».

Сказанное выше является актуальностью данной разработки.

Методы работы: анализ, сравнение, обобщение, дедукция, педагогическое наблюдение, опрос.

Практическая значимость методической разработки состоит в возможности дальнейшего использования материала в учебно-методическом процессе на любых уроках и занятиях.

Цель – совершенствование процесса восприятия информации в образовательных учреждениях.

Задачи – задействовать на уроке визуальное восприятие, предупредить отставание по образовательной программе. На основе совершенствования процесса восприятия информации, облегчить запоминание учебного материала дошкольниками, школьниками, студентами.

Структура методической разработки состоит из введения, теоретической и практической глав, выводов, заключения, списка использованной литературы. Практическая часть, как в доказательство проведённой работы, сопровождается фотографиями из личной практики.

Данные методические разработки были применены в Подольской,

Красносельской, Волгореченской школах Костромской области с учениками начального и основного звена.

Глава 1 Теоретическая часть

1.1. Понятие визуализации

Визуализация - общее название приёмов представления информации или

физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.1

Исходя из выше сказанного, формулирую определение по своей теме:

«Визуализация цветовой тематики - это иное восприятие информации людьми через цвет».

1.2. Как цвета воздействуют на психику и мышление?

Воздействие цветового спектра сказывается на психике индивида. Цветовая гамма способна регулировать память, воображение, настроение, создавать эмоциональный фон и даже влиять на аппетит. С помощью цвета велика вероятность, избавить личность от депрессии и настроить на позитивный лад.

Недостаток получения разнообразия расцветок тормозит интеллектуальное развитие детей.

Цветовые предпочтения могут рассказать о характере и личных качествах индивида, что немало важно в образовательном процессе, к примеру, в воспитательной работе. Серьёзный подход к выбору цветовой гаммы кабинета, школьной формы помогает избежать массы проблем. Известно, что белый, бежевый, жёлтый, зелёный, бирюзовый, синий, голубой тон вселяет в человека чувство спокойствия и умиротворения. Некоторые оттенки вызывают возбуждение и тревогу. Каждая расцветка имеет свой психологический смысл.2

Психологи, в том числе и школьные, давно используют цветовую терапию. Доказано, что она эффективно помогает в психологии.

Разрабатывая свою идею, я изучила многие статьи психологов, которые помогли мне реализовать свою методическую работу.

Например, одна из них «Влияние цветового спектра на ЦНС человека» статья Мачуриной Татьяны Николаевны, педагога-психолога ГБОУ СОШ №1096 СВАО г. Москвы. Она пишет: «Издавна люди отмечали, что каждый цвет, существующий в природе, оказывает своё специфическое влияние на ум, самочувствие и поведение человека. Верным было и противоположное: цвет, длительное время воздействующий на зрительные рецепторы, мог оказать целебное воздействие на психику человека. Так, применение цвета в качестве терапии нервных расстройств было известно ещё в античном мире.

Современные психофизиологические исследования лишь подтверждают эффективность обучения и лечения цветом (особенно в детском возрасте, когда восприятие наиболее глубоко и насыщено).3

Многочисленные эксперименты психологов и физиологов подтверждают способность цвета влиять даже на физическое состояние человека. Доктор Подольский описывал зрительное восприятие цвета человеком. 4

Делаем вывод, что на уроках физической культуры также можно применить данную методическую разработку.

В книге Сокорутовой К. Л. «Особенности влияния цветовой гаммы на учебную мотивацию» говорится, что цвет — это источник определенной энергии, который несет в себе информацию о психическом и физическом состоянии каждого из нас. Это очень сильное средство воздействия.

Разбираясь в значениях цветов можно управлять впечатлением и эмоциями, создавать необходимый для той или иной ситуации выигрышный образ. Таким образом, очень важно следить за тем, какие цвета вас окружают. Кропотливо изучая цветовую гамму, мы должны знать, что каждый цвет влияет на наше психологическое состояние и умственные способности. Одни цвета притягивают внимание, другие, напротив, отталкивают.5

Психология цвета, в свою очередь, исследует то, как на нас влияет тот или иной цвет. Цвета могут изменить наше восприятие, чувства и даже заставить нас волноваться. С помощью цвета можно улучшить память и внимание, и даже убедить человека принять то или иное решение. Знания о значениях цветов — ключ к пониманию поведения людей.

1.3. Цвет и личность.

Восприятие цвета во многом зависит и от личностных характеристик человека.

Этот факт доказал в своих работах об индивидуальном восприятии цветовых композиций немецкий психолог М. Люшер. Согласно его теории, пребывающий в различном эмоциональном и умственном состоянии индивид, может по-разному отреагировать на один и тот же цвет. При этом особенности восприятия цвета зависят от степени развития личности. Но даже при слабой душевной восприимчивости краски окружающей действительности воспринимается неоднозначно. Теплые и светлые тона притягивают глаз больше, чем темные. И в то же время ясные, но ядовитые цвета вызывают беспокойство, и зрение человека невольно ищет холодный зеленый или синий оттенок, чтобы отдохнуть.

1.4. История создания авторской методической разработки

Исходя из знаний научных статей я пришла к выводу, что цветовая тематика значима в жизни каждого индивида, начиная с малых лет и далее на

протяжении всей жизни человека. Изучив различную научную литературу,

статьи, книги по теме «Как цвет влияет на развитие личности», ко мне пришла идея, что цветовую тематику можно применить в образовательном процессе, причём на любых уроках, игровых занятиях, воспитательной работе, внеурочной деятельности. Данное методическое пособие я начинала

разрабатывать на протяжении шести лет, постепенно включая в свою практику цветовую тематику, а изучала её ещё со студенческих лет после написания курсовой работы по психологии по теме «Визуализация цвета. Как цвет влияет на нашу жизнь».

Наблюдая за своими учениками, я понимала, что моя методика действительно работает на знания. Постепенно увеличивая свои идеи и наработки, мне очень захотелось поделиться ими со своими коллегами. Я применила свою методическую работу в Красносельской школе, с другим классом, в конкурсе «Учитель года 2017». После урока, я поняла, что моя работа, по восприятию темы через цвет, была проведена не зря, дети были заинтересованы и вовлечены в работу на уроке, чему я была очень рада. Показав новаторство в образовательном процессе, выиграв конкурс, мне представилась возможность применить свою методическую разработку ещё в одной школе города Волгореченск, на областном конкурсе. Там я тоже применила свою методику, с учениками и членами жюри из департамента образования и КОИРО.

(Методика и её анализ описан во второй части методической разработки).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области