СЦЕНАРИЙ
На экране заставка ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ:
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ» г.о. ВЛАСИХА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КЛУБ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Преподаватель:
Добрый день, дорогие друзья, учащиеся 2-3 классов Детской школы искусств «Гармония»! Я и КЛУБ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС!
Сегодня мы подготовили для вас рассказ о композиторах Венской классической школы.
НА ЭКРАНЕ ВИДЕОРОЛИК:
Преподаватель:
18 столетие вошло в историю культуры как век разума, эпоха просвещения. Главной становится мысль о создании идеального общества граждан думающих, свободных и справедливых. К середине 18 века заканчивается эпоха Вивальди, Баха и Генделя, а с ними уходит в прошлое музыкальное барокко с его сложным полифоническим стилем и чрезмерной патетикой. Идейные запросы просвещения остро нуждаются в новом музыкальном языке. В моду входит классицизм - стиль рациональный, обращающий зрителя к идеалу, к совершенству – как к внешнему, так и внутреннему.
Город Вена – музыкальная столица Европы того времени. Здешний воздух пропитан музыкальными идеями. Сюда стремились все – композиторы, музыканты, исполнители. А город приветливо встречал их и осыпал вниманием самых достойных из них! Сам Австрийский император Иосиф II был музыкантом – любителем и главным из множества меценатов.
Именно с Веной связана жизнь трех гениев музыки, чье творчество ярче всего выражает идеи эпохи.
На экране: портреты трех композиторов
Эти композиторы вошли в историю культуры как венские классики.
В их творчестве утвердились характерные черты классической музыки:
СТРОГАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА |
ЛОГИКА И ЯСНОСТЬ ГАРМОНИИ |
ПРОСТЫЕ И ЗАПОМИНАЮЩИЕСЯ МЕЛОДИИ |
Все это сталоосновойуниверсального музыкального языка, позволяющего выражать самые различные идеи: от простых бытовых до сложных филосовских.
На заставке ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ все трое: Полина О. (Гайдн), Вика Л.(Моцарт) и Полина Ч. (Бетховен), зашли в аудиторию , встали перед зрителями и поклонились – поприветствовали их. Вика Л. и Полина Ч. присели за столик, а Полина О. вышла к зрителю, подошла к экрану.
Обмочевская П. (Гайдн)
Я – Франц Йозеф Гайдн!!! Без ложной скромности скажу, что с моим именем связано создание классического симфонического оркестра. Большую часть своей жизни я работал композитором и руководителем оркестра при дворе князя Павла Антона Эстерхази – большого ценителя музыки. Это дало мне, словно ученому в своей творческой лаборатории, экспериментировать с составами инструментов. И, как ученому, мне принадлежит гениальное открытие – симфонический оркестр, звучащий как единое целое!
На экране схема оркестра
Классический симфонический оркестр объединил все виды известных в 18 веке светских музыкальных инструментов. Каждый из них обладал уникальным голосом, тембром. Я определил место каждого инструмента в пространстве ансамбля и добился совершенного звучания.
Обладая обширными возможностями и богатым инструментарием, я постоянно работал над усовершенствованием музыкальных форм, отвечающих идейным запросам своей эпохи.
Преподаватель:
И не случайно Гайдна называют отцом классической симфонии или сонатно-симфонического цикла.
Экран: Симфония № 104
В творческом наследии Гайдна представлено множество музыкальных жанров, но особое место принадлежит струнным квартетам и симфониям.
Экран: Рояль. Соната № 9.
Во всех произведения композитора сочетаются юмор и мягкий свет, легкость и изящество вместе с жизнеутверждающей верой в Бога, которой композитор был привержен на протяжении всей своей жизни.
ЭКРАН на ПАУЗУ! На пианино стоят картинки клавесина и клавикорда
Клавесин Клавикорд
Обмочевская Полина (Гайдн): берет картинки в руки и показывает зрителям.
Вашему вниманию предлагаю прослушать Сонату-партиту До мажор
Дело в том, что я писал в то время, когда на смену клавикорду и клавесину появлялись новые разновидности молоточковых инструментов. В связи с этим изменялись не только исполнительские принципы, но и эстетические воззрения.
К жанру клавирно-фортепианной сонаты я обращался на протяжении всей своей творческой жизни - это свыше 50 сочинений из которых лишь 5 сонат написаны в миноре, остальные – мажорные.
Мищенко Екатерина:
Г. создал, наряду с произведениями различных жанров, много танцевальной музыки (менуэты, контрдансы, марши, кадрили, немецкие танцы и другие для для оркестра, для клавира)
Послушайте четыре немецких танца .
Издавна сонатина и соната были камерным жанром, они предназначалась для домашнего музицирования. Начиная с Гайдна, клавесинная музыка стала уходить в прошлое, а фортепианная начинала свою историю. Гайдн быстро понял, что на фортепиано возможно исполнить более мягкие выразительные мелодии, чем на клавесине. Поэтому он и написал так много клавирной музыки. Для Вас звучит Сонатина Соль мажор
Власова Анастасия:
В творчестве Гайдна сложился классический тип сонаты. Обычно она состоит из 3 частей. Крайние, написанные в быстром темпе в основной тональности, обрамляют медленную вторую часть. Для сонат Гайдна характерны изящество и лёгкость музыки, отсутствие контраста между темами, небольшой объём и камерность звучания.
Обмочевская Полина (Гайдн): Послушайте1 часть Сонаты Ля мажор.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Преподаватель: Показывает на Моцарта и говорит
Светом и ощущением радости жизни дышит почти вся музыка другого венского классика – Вольфганга Амадея Моцарта (Левина Виктория кланяется)
Его гений удивителен – настоящий вундеркинд: он научился виртуозно играть на различных инструментах, стал писать музыку и получил всеевропейскую известность уже к 6-ти годам.
Левина Виктория (Моцарт) подхватывает…
Однако… ранняя слава и признание не сделали мою жизнь безмятежной и счастливой. Прожил я недолго, но за такую порой легкомысленную жизнь я много, с любовью работал, и написал свыше 600 (шестисот) произведений самых разных жанров. Очень любил писать клавирную музыку, симфонии и оперы. Но, все же, страстью была именно опера. Именно в оперном творчестве я стал новатором, ведь герои моих спектаклей перестали быть шаблонными персонажами – это живые люди со сложными противоречивыми характерами. В традициях того времени, общепризнанным языком оперы был итальянский. Я отошел от традиций и много моих опер были написаны на немецком. В том числе любимая опера «Волшебная флейта».
Преподаватель:
Росчерком пера Моцарт открыл путь к созданию национальных опер, сделав этот жанр доступным для всех.
На экране: Папагено и Папагена
Музыка Вольфганга Амадея – отражение его легкого характера. Она полна оптимистичных настроений, мелодии – пленительны, гармонии – чисты и совершенны.
На экране: ПЕРОМ ПИШЕТ
Однако почти в каждом произведении за внешней легкостью и изяществом чувствуется головокружительная глубина, в которой скрывается страх и тревога. В творениях Моцарта жизнь и смерть сосуществуют друг с другом. Однако жизнь неизменно побеждает!
Заканчивается облака на фоне музыки рояля
ЭКРАН на ПАУЗУ!
Левина Виктория (Моцарт):
Дорогие ребята, с особенной любовью я писал фортепианные сонаты и сонатины для начинающих пианистов.
Я хочу представить для вас Сонатину До мажор. Ей присуща эмоциональность, контрастность музыкальных тем.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Полина Черемных (Бетховен):
Меня зовут - Людвиг Ван Бетховен! (кланяется) Я являюсь последним из Венских классиков. С детства жизнь была ко мне сурова. Я всего должен был добиваться тяжелым трудом и без чьей-то помощи.
На экране: Восстание
Когда мне было 19 лет – во Франции разразилась буржуазная революция. Ее идеи были восторгом мною приняты с восторгом. Революционный пафос, борьба за свободу и справедливость стали важнейшими темами моего творчества. Тяжелым ударом для меня стало тяжелое заболевание, лишившее меня слуха. Однако, музыка помогла мне справиться с отчаянием. В своей музыке я воплощал идею постоянной борьбы за жизнь, борьбы с роком судьбы, воспевал силу разума и духа. Это путь от мрака к свету, от терний к звездам, через борьбу к победе.
На экране: Бетховен на рояле
Преподаватель:
Выдающемся вкладом Бетховена в мировую культуру стали 32 сонаты для фортепиано. Музыковед Борис Асафьев писал о них: «Сонаты Бетховена, в целом, это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли здесь своего отражения, нет душевных конфликтов, которые не преломились бы здесь»
На экране: Бетховен за окном.
За самыми известными из Бетховенских сонат закрепились собственные названия:
Бетховен считается первым композитором, сделавшим фортепиано ведущим сольным инструментом, открывшем его возможности для последующей музыкальной культуры.
На экране: концовка 1 части «Патетической сонаты» - Дать послушать и посмотреть на экран
ЭКРАН на ПАУЗУ! ЭКРАН НА ПАУЗУ
Послушайте «Экосез» Бетховена.
Экоссез - это старинный шотландский народный танец. Сопровождался волынкой. Сперва во Франции, а позднее по всей Европе распространился под общим названием «англез». Под названием «экосез» известен позднее.
Я для Вас сыграю Сурок Бетховена Сурок, пожалуй, самая известная песня Бетховена, написанная предположительно в 1790 году на стихи Гёте Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. На ярмарках мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.
Шостак Ярослав Владимирович:
представлять эту сонату Людвига Ван Бетховена не надо.
«Лунная соната»
Преподаватель:
Девять симфоний Бетховена для мировой музыки – бесценны. Наиболее популярны – пятая и девятая. О теме вступления симфонии номер 5, сам Бетховен сказал, что «так судьба стучится в дверь, но во власти человека встретить ее и устоять под напором тягот и невзгод»
Черемных Полина (Бетховен):
Девятая симфония может считаться МАНИФЕСТОМ идей Просвещения. В финале звучание оркестра дополнено хором, исполняющим «Оду к радости» - это гимн на слова Шиллера. Музыка призывает к единству, братству и счастью.
Дать послушать ОДУ К РАДОСТИ и посмотреть на экран
Преподаватель:
Сегодня «Ода к радости» является официальным гимном Европейского союза.
В музыке Бетховена всегда личное пересекается с глобальным почти вселенского масштаба. Предельная эмоциональная выразительность, глубина и напор сильных чувств в музыке делает Бетховена отличным от других композиторов, принадлежащих классической школе.
На экране: Хор со свечами.
Гайдн, Моцарт, Бетховен, девочки, встают в линию.
Преподаватель:
Гайдн, Моцарт, Бетховен – ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ - три бессмертных гения, чье наследие стало важнейшим вкладом в культуру человечества.