Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Венские классики"

Лекция-концерт по творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

СЦЕНАРИЙ

На экране заставка ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ:

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ» г.о. ВЛАСИХА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КЛУБ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ

ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Преподаватель:

Добрый день, дорогие друзья, учащиеся 2-3 классов Детской школы искусств «Гармония»! Я и КЛУБ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС!

Сегодня мы подготовили для вас рассказ о композиторах Венской классической школы.

НА ЭКРАНЕ ВИДЕОРОЛИК:

Преподаватель:

18 столетие вошло в историю культуры как век разума, эпоха просвещения. Главной становится мысль о создании идеального общества граждан думающих, свободных и справедливых. К середине 18 века заканчивается эпоха Вивальди, Баха и Генделя, а с ними уходит в прошлое музыкальное барокко с его сложным полифоническим стилем и чрезмерной патетикой. Идейные запросы просвещения остро нуждаются в новом музыкальном языке. В моду входит классицизм - стиль рациональный, обращающий зрителя к идеалу, к совершенству – как к внешнему, так и внутреннему.

Город Вена – музыкальная столица Европы того времени. Здешний воздух пропитан музыкальными идеями. Сюда стремились все – композиторы, музыканты, исполнители. А город приветливо встречал их и осыпал вниманием самых достойных из них! Сам Австрийский император Иосиф II был музыкантом – любителем и главным из множества меценатов.

Именно с Веной связана жизнь трех гениев музыки, чье творчество ярче всего выражает идеи эпохи.

На экране: портреты трех композиторов

Эти композиторы вошли в историю культуры как венские классики.

В их творчестве утвердились характерные черты классической музыки:

СТРОГАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

ЛОГИКА И ЯСНОСТЬ ГАРМОНИИ

ПРОСТЫЕ И ЗАПОМИНАЮЩИЕСЯ МЕЛОДИИ

Все это сталоосновойуниверсального музыкального языка, позволяющего выражать самые различные идеи: от простых бытовых до сложных филосовских.

На заставке ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ все трое: Полина О. (Гайдн), Вика Л.(Моцарт) и Полина Ч. (Бетховен), зашли в аудиторию , встали перед зрителями и поклонились – поприветствовали их. Вика Л. и Полина Ч. присели за столик, а Полина О. вышла к зрителю, подошла к экрану.

Обмочевская П. (Гайдн)

Я – Франц Йозеф Гайдн!!! Без ложной скромности скажу, что с моим именем связано создание классического симфонического оркестра. Большую часть своей жизни я работал композитором и руководителем оркестра при дворе князя Павла Антона Эстерхази – большого ценителя музыки. Это дало мне, словно ученому в своей творческой лаборатории, экспериментировать с составами инструментов. И, как ученому, мне принадлежит гениальное открытие – симфонический оркестр, звучащий как единое целое!

На экране схема оркестра

Классический симфонический оркестр объединил все виды известных в 18 веке светских музыкальных инструментов. Каждый из них обладал уникальным голосом, тембром. Я определил место каждого инструмента в пространстве ансамбля и добился совершенного звучания.

Обладая обширными возможностями и богатым инструментарием, я постоянно работал над усовершенствованием музыкальных форм, отвечающих идейным запросам своей эпохи.

Преподаватель:

И не случайно Гайдна называют отцом классической симфонии или сонатно-симфонического цикла.

Экран: Симфония № 104

В творческом наследии Гайдна представлено множество музыкальных жанров, но особое место принадлежит струнным квартетам и симфониям.

Экран: Рояль. Соната № 9.

Во всех произведения композитора сочетаются юмор и мягкий свет, легкость и изящество вместе с жизнеутверждающей верой в Бога, которой композитор был привержен на протяжении всей своей жизни.

ЭКРАН на ПАУЗУ! На пианино стоят картинки клавесина и клавикорда

Клавесин Клавикорд

Обмочевская Полина (Гайдн): берет картинки в руки и показывает зрителям.

Вашему вниманию предлагаю прослушать Сонату-партиту До мажор

Дело в том, что я писал в то время, когда на смену клавикорду и клавесину появлялись новые разновидности молоточковых инструментов. В связи с этим изменялись не только исполнительские принципы, но и эстетические воззрения.

К жанру клавирно-фортепианной сонаты я обращался на протяжении всей своей творческой жизни - это свыше 50 сочинений из которых лишь 5 сонат написаны в миноре, остальные – мажорные.

Мищенко Екатерина:

Г. создал, наряду с произведениями различных жанров, много танцевальной музыки (менуэты, контрдансы, марши, кадрили, немецкие танцы и другие для для оркестра, для клавира)

Послушайте четыре немецких танца .

Издавна сонатина и соната были камерным жанром, они предназначалась для домашнего музицирования. Начиная с Гайдна, клавесинная музыка стала уходить в прошлое, а фортепианная начинала свою историю. Гайдн быстро понял, что на фортепиано возможно исполнить более мягкие выразительные мелодии, чем на клавесине. Поэтому он и написал так много клавирной музыки. Для Вас звучит Сонатина Соль мажор

Власова Анастасия:

В творчестве Гайдна сложился классический тип сонаты. Обычно она состоит из 3 частей. Крайние, написанные в быстром темпе в основной тональности, обрамляют медленную вторую часть. Для сонат Гайдна характерны изящество и лёгкость музыки, отсутствие контраста между темами, небольшой объём и камерность звучания.

Обмочевская Полина (Гайдн): Послушайте1 часть Сонаты Ля мажор.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Преподаватель: Показывает на Моцарта и говорит

Светом и ощущением радости жизни дышит почти вся музыка другого венского классика – Вольфганга Амадея Моцарта (Левина Виктория кланяется)

Его гений удивителен – настоящий вундеркинд: он научился виртуозно играть на различных инструментах, стал писать музыку и получил всеевропейскую известность уже к 6-ти годам.

Левина Виктория (Моцарт) подхватывает…

Однако… ранняя слава и признание не сделали мою жизнь безмятежной и счастливой. Прожил я недолго, но за такую порой легкомысленную жизнь я много, с любовью работал, и написал свыше 600 (шестисот) произведений самых разных жанров. Очень любил писать клавирную музыку, симфонии и оперы. Но, все же, страстью была именно опера. Именно в оперном творчестве я стал новатором, ведь герои моих спектаклей перестали быть шаблонными персонажами – это живые люди со сложными противоречивыми характерами. В традициях того времени, общепризнанным языком оперы был итальянский. Я отошел от традиций и много моих опер были написаны на немецком. В том числе любимая опера «Волшебная флейта».

Преподаватель:

Росчерком пера Моцарт открыл путь к созданию национальных опер, сделав этот жанр доступным для всех.

На экране: Папагено и Папагена

Музыка Вольфганга Амадея – отражение его легкого характера. Она полна оптимистичных настроений, мелодии – пленительны, гармонии – чисты и совершенны.

На экране: ПЕРОМ ПИШЕТ

Однако почти в каждом произведении за внешней легкостью и изяществом чувствуется головокружительная глубина, в которой скрывается страх и тревога. В творениях Моцарта жизнь и смерть сосуществуют друг с другом. Однако жизнь неизменно побеждает!

Заканчивается облака на фоне музыки рояля

ЭКРАН на ПАУЗУ!

Левина Виктория (Моцарт):

Дорогие ребята, с особенной любовью я писал фортепианные сонаты и сонатины для начинающих пианистов.

Я хочу представить для вас Сонатину До мажор. Ей присуща эмоциональность, контрастность музыкальных тем.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Полина Черемных (Бетховен):

Меня зовут - Людвиг Ван Бетховен! (кланяется) Я являюсь последним из Венских классиков. С детства жизнь была ко мне сурова. Я всего должен был добиваться тяжелым трудом и без чьей-то помощи.

На экране: Восстание

Когда мне было 19 лет – во Франции разразилась буржуазная революция. Ее идеи были восторгом мною приняты с восторгом. Революционный пафос, борьба за свободу и справедливость стали важнейшими темами моего творчества. Тяжелым ударом для меня стало тяжелое заболевание, лишившее меня слуха. Однако, музыка помогла мне справиться с отчаянием. В своей музыке я воплощал идею постоянной борьбы за жизнь, борьбы с роком судьбы, воспевал силу разума и духа. Это путь от мрака к свету, от терний к звездам, через борьбу к победе.

На экране: Бетховен на рояле

Преподаватель:

Выдающемся вкладом Бетховена в мировую культуру стали 32 сонаты для фортепиано. Музыковед Борис Асафьев писал о них: «Сонаты Бетховена, в целом, это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли здесь своего отражения, нет душевных конфликтов, которые не преломились бы здесь»

На экране: Бетховен за окном.

За самыми известными из Бетховенских сонат закрепились собственные названия:

Бетховен считается первым композитором, сделавшим фортепиано ведущим сольным инструментом, открывшем его возможности для последующей музыкальной культуры.

На экране: концовка 1 части «Патетической сонаты» - Дать послушать и посмотреть на экран

ЭКРАН на ПАУЗУ! ЭКРАН НА ПАУЗУ

Послушайте «Экосез» Бетховена.

Экоссез  - это старинный шотландский народный танец. Сопровождался волынкой. Сперва во Франции, а позднее по всей Европе распространился под общим названием «англез». Под названием «экосез» известен позднее.

Я для Вас сыграю Сурок Бетховена Сурок, пожалуй, самая известная песня Бетховена, написанная предположительно в 1790 году на стихи Гёте Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. На ярмарках мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.

Шостак Ярослав Владимирович:

представлять эту сонату Людвига Ван Бетховена не надо.

«Лунная соната»

Преподаватель:

Девять симфоний Бетховена для мировой музыки – бесценны. Наиболее популярны – пятая и девятая. О теме вступления симфонии номер 5, сам Бетховен сказал, что «так судьба стучится в дверь, но во власти человека встретить ее и устоять под напором тягот и невзгод»

Черемных Полина (Бетховен):

Девятая симфония может считаться МАНИФЕСТОМ идей Просвещения. В финале звучание оркестра дополнено хором, исполняющим «Оду к радости» - это гимн на слова Шиллера. Музыка призывает к единству, братству и счастью.

Дать послушать ОДУ К РАДОСТИ и посмотреть на экран

Преподаватель:

Сегодня «Ода к радости» является официальным гимном Европейского союза.

В музыке Бетховена всегда личное пересекается с глобальным почти вселенского масштаба. Предельная эмоциональная выразительность, глубина и напор сильных чувств в музыке делает Бетховена отличным от других композиторов, принадлежащих классической школе.

На экране: Хор со свечами.

Гайдн, Моцарт, Бетховен, девочки, встают в линию.

Преподаватель:

Гайдн, Моцарт, Бетховен – ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ - три бессмертных гения, чье наследие стало важнейшим вкладом в культуру человечества.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области