Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Нетрадиционное рисование в детском саду".

Развитие художественного творчества, воображения, фантазии дошкольников, формирование интеллектуальных творческих способностей через использование нетрадиционных техник и материалов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ –

детский сад № 18 «Карусель»

_____________ Михалева И. И.

мп

«28» августа 2020 г.

Дополнительная общеобразовательная программа –

дополнительная общеразвивающая программа

«Цветные ладошки»

Возраст обучающихся: 3 - 4 лет

Срок обучения: 1 год

г. Серпухов

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Обоснование необходимости программы

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности, задач художественно-творческого развития детей. Занятия по программе «Цветные ладошки» направлены на реализацию базисных индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

Основные направления деятельности в рамках кружка:

"Бумагопластика". Данное направление работы помогает расширить представления детей о различных материалах, используемых в пластике. Бумага - хороший пластичный материал, работа с которым формирует у детей устойчивый интерес к творчеству.

"Пластилинография". Понятие "пластилинография" имеет два смысловых корня: первая "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. А "графия" - создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

"Нетрадиционная техника рисования". Данное направление знакомит детей с разнообразными техниками рисования: раздувание краски, шаблонография и другие, которые помогут педагогу всесторонне развить личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и свое собственное "Я" через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

Актуальность программы состоит в том, что в наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому программа способствует успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях современного коллектива, стабилизирует эмоциональную сферу, снижает тревожность, неуверенность в себе, агрессивность. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

В программу кружка «Цветные ладошки» помимо нетрадиционной изобразительной деятельности, включена работа с подручными материалами. Для создания различных образов используется вата, природные и бросовые материалы. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, пластилина и т.д.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с рисунками, выполненными своими руками, не рвут их, не позволяют другим испортить изображение.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественного-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

Главное на занятиях кружка «Цветные ладошки» - желание побывать в сказочном мире фантазии, творчестве, где персонажем может быть капля, шарик, листик, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Дети младшего дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Цветные ладошки».

Направленность программы: художественная.

1.2. Цели и задачи

Цель программы:

Развитие художественно-творческих способностей детей 3-4 лет, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционными техниками; формировать художественное мышление и нравственные черты личности.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

1.3. Объем и реализация рабочей программы

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения для детей 3-4 лет, с проведением 1 занятия в неделю, продолжительностью 15 минут, во второй половине дня. В конце года проводится открытая организованная образовательная деятельность.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

Благодаря данной программе дети освоят следующие умения и навыки:

2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ –

детский сад № 18 «Карусель»

___________ Михалева И. И.

мп

«28» августа 2020 г.

Наименование

разделов и тем

количество часов

Всего

В том числе

теоретические

практические

Раздел 1 «Бумагопластика»

Тема 1.1 «Цыплёнок»

1

-

1

Тема 1.2 «Укрась варежку»

1

-

1

Раздел 2 «Пластилинография»

Тема 2.1 «Избушка»

1

-

1

Тема 2.2 «Бусы для мамы»

1

-

1

Тема 2.3 «Тучка и дождик»

1

-

1

Тема 2.4 «Самолёт»

1

-

1

Раздел 3. «Нетрадиционные техники рисования»

Тема 3.1 Рисование в технике

«Сухая кисть» «Кошечка»

1

-

1

Тема 3.2 Рисование ватными палочками «Жираф»

1

-

1

Тема 3.3 Рисование с помощью ладошки «Петушок»

1

-

1

Тема 3.4 Рисование пальчиками "Осенние листочки»

1

-

1

Тема 3.5 Рисование ладошками «Осеннее дерево»

1

-

1

Тема 3.6 Рисование акварелью с солью «Пришла весна»

1

-

1

Тема 3.7 Кляксография «На что похоже?»

1

-

1

Тема 3.8 Кляксография «Загорелся кошкин дом»

1

-

1

Тема 3.9 Рисование ватной палочкой «Ветка рябины»

1

-

1

Тема 3.10 Рисование акварелью и восковыми карандашами «Салют Победы»

1

-

1

Тема 3.11 Рисование поролоном «Волшебные птицы»

1

-

1

Тема 3.12 Рисование ватной палочкой «Снег, снег кружится»

1

-

1

Раздел 4. «Работа с нетрадиционными материалами»

Тема 4.1 Печатание листьями «Осенний лес»

1

-

1

Тема 4.2 Рисование с использованием ваты «Забавные медвежата»

1

-

1

Тема 4.3 Печатание спичечным коробком «Ёлочка»

1

-

1

Тема 4.4 Аппликация из ватных дисков «Снеговик»

1

-

1

Тема 4.5 Создание рисунка с помощью кружев и пленки с пузырьками «Волшебный лес»

1

-

1

Тема 4.6 Рисование свечой «Морозный узор на стекле»

1

-

1

Тема 4.7 Печатание пробкой «Новогодняя ёлочка»

1

-

1

Тема 4.8 Печатание пробкой «Юбка для барыни»

1

-

1

Тема 4.9 Печатание пробкой «Узор на платочке»

1

-

1

Тема 4.10 Печатание гербарием из листьев «Весёлые матрёшки»

1

-

1

Тема 4.11 Печатание втулкой «Одуванчики»

1

-

1

Рисование с помощью кружев и плёнки с пузырьками «Гусеница»

1

-

1

Тема 4.12 Рисование с помощью плёнки с пузырьками «Бабочка».

1

-

1

Тема 4.13 Печатание с использованием ваты «Скоро лето»

1

-

1

Всего

32

-

32

3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел 1 «Бумагопластика»

Тема 1.1 «Цыплёнок»

Знакомство с техникой скатывание салфеток и приклеивание на шаблон. Ориентировка в пространстве на листе бумаги. Развивать цветовое восприятие. Чтение сказки К. Чуковского «Цыплёнок».

Тема 1.2 «Укрась варежку»

Формировать умению скручивание салфеток, выкладывать картину из полученного материала. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Д/и: «Найди свою пару».

Раздел 2 «Пластилинография»

Тема 2.1 «Избушка»

Рассматривать иллюстрации сказочных домиков, чтение р.н. сказки «Заюшкина избушка». Учить приёмам работы с пластилином: раскатывания и надавливания.

Тема 2.2 «Бусы для мамы»

Учить скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями рук, делать равные шарики(бусинки), скатывать их между ладонями, расплющивать пальцами и располагать близко друг к другу. Д\и «Нанизывание бус». Хороводная игра «Бусинки»

Тема 2.3 «Тучка и дождик»

Дать представление детям о явлениях природы: дождик идёт из тучки. Учить самостоятельно прикреплять скатанные маленькие шарики пластилина на расстоянии друг от друга, учить приёму надавливания, развивая мелкую моторику рук. П\и «Солнышко идождик».

Тема 2.4 «Самолёт»

Закреплять знания о воздушном виде транспорта. Учить из пластилина составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. П\и «Самолёты».

Раздел 3. «Нетрадиционные техники рисования»

Тема 3.1 Рисование в технике

«Сухая кисть» «Кошечка»

Знакомство детей с новой техникой творческой деятельности-рисование сухой кистью, передавая объём и пушистость силуэту кошки. Закреплять знание о сером цвете. Рассматривать иллюстрации кошек и котят. Беседа о домашних животных.

Тема 3.2 Рисование ватными палочками «Жираф»

Продолжать детей рисовать нетрадиционными техниками-пятнография с помощью ватных палочек. Закреплять знания о коричневом и оранжевом цвете. Рассматривать картинки с изображением животных жарких стран.

Тема 3.3 Рисование с помощью ладошки «Петушок»

Учить печатать ладошкой, развивать тактильную чувствительность, умение дорисовывать отпечаток ладошки. Развивать знания о строение петушка (голова, туловище, хвост, тело, крылья, лапки). Развивать образное восприятие.

Тема 3.4 Рисование пальчиками «Осенние листочки»

Учить детей умению наносить точки лёгкими движениями, прикладывая пальчик к бумаге. Развивать ритмичность движений. Закреплять знание цветов, побуждать детей называть их. Рассматривание осенних листьев на прогулке.

Тема 3.5 Рисование ладошками «Осеннее дерево»

Формировать элементарные экологические представления. Воспитывать работать дружно в коллективе. Учить задумывать сюжет совместного рисунка. Развивать чувства цвета, ритма.

Тема 3.6 Рисование акварелью с солью «Пришла весна»

Развивать интерес к экспериментальной деятельности: соль и акварель. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования по-сырому. Рассматривание иллюстраций с изображением весны.

Тема 3.7 Кляксография «На что похоже?»

Знакомство с техникой «кляксография», формирование к «оживлению» её необычных форм. Развивать воображение и мышление.

Тема 3.8 Кляксография «Загорелся кошкин дом»

Дать знания о правилах пожарной безопасности. Чтение сказки «Кошкин дом». Учить ритмичному нанесению пятен.

Тема 3.9 Рисование ватной палочкой «Ветка рябины»

Расширять знание детей о рябине, учить рисовать ватной палочкой, развивать чувство ритма. Рассматривание иллюстраций «Деревья и плоды».

Тема 3.10 Рисование акварелью и восковыми карандашами «Салют Победы»

Познакомить с новым нетрадиционным способом рисования -проступающий рисунок. Учить передавать впечатление о праздничном салюте.

Тема 3.11 Рисование поролоном «Волшебные птицы»

Формировать умения печатать поролоном. Воспитывать аккуратность в работе с поролоном. П\и «Птички в гнёздышках».

Тема 3.12 Рисование ватной палочкой «Снег, снег кружится»

Формировать умение ритмично наносить мазки на бумагу. Вызвать у детей радость от восприятия белого цвета. П\и «Снег, снег кружится»

Раздел 4. «Работа с нетрадиционными материалами»

Тема 4.1 Печатание листьями «Осенний лес»

Учит аккуратно окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Развивать интерес к ярким явления в природе.

Тема 4.2 Рисование с использованием ваты «Забавные медвежата»

Уточнить представление о внешнем виде медведя. Вспомнить все р.н. сказки, где присутствуют медведи. Умение выполнять изображение по образцу. Пятнография с помощью ваты. Закрепить представление о коричневом цвете.

Тема 4.3 Печатание спичечным коробком «Ёлочка»

Познакомить с печатанием спичечным коробком. Умение передавать явление действительности с помощью различных материалов. Рассматривание картинок о зиме.

Тема 4.4 Аппликация из ватных дисков «Снеговик»

Знакомство детей с приёмами аппликации-приклеивание ватных дисков на картон из нескольких готовых форм.

Тема 4.5 Создание рисунка с помощью кружев из пленки с пузырьками «Волшебный лес»

Познакомить детей с техникой рисования с помощью пузырчатой плёнки. Воспитывать способность работать в команде. Развитие образного мышления.

Тема 4.6 Рисование свечой «Морозный узор на стекле»

Формирование умение рисовать свечой (проступающий рисунок) и закрашивать весь лист бумаги. Закрепление представлений о голубом цвете. П\и «Ветер и снежинки»

Тема 4.7 Печатание пробкой «Новогодняя ёлочка»

Оттиск печатками из пробок. Рассматривание новогодних ёлочек. Чтение стихов о новогодней ёлочке.

Тема 4.8 Печатание пробкой «Юбка для барыни»

Рассматривание дымковских игрушек. Продолжать учить печатать пробкой, создавая дымковский узор.

Тема 4.9 Печатание пробкой «Узор на платочке»

Закреплять умение наносить узор при помощи печатания пробкой и составлять небольшую композицию. Рассматривание узора на платке у матрёшки.

Тема 4.10 Печатание гербарием из листьев «Весёлые матрёшки»

Учить печатать гербарием из листьев, окунать лист в краску и наносить отпечаток на бумагу. Развивать эстетическое восприятие и чувство симметрии.

Тема 4.11 Печатание втулкой «Одуванчики»

Учить ставить жёлтый отпечаток от бумажной втулки, ритмично наносить её на альбомный лист, создавая цветы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тема 4.12 Рисование с помощью кружев и плёнки с пузырьками «Гусеница»

Развивать работать гуашевыми красками по пузырьковой плёнке. Рассматривать строение тела гусеницы. Поэтапно наносить рисунок с помощью плёнки.

Тема 4.13 Рисование с помощью плёнки с пузырьками «Бабочка»

Развивать творческие способности и экспериментирование с необычными материалами. Воспитывать интерес к насекомым. Рассматривание альбома «Бабочки».

Тема 4.14 Печатание с использованием ваты «Скоро лето»

Продолжать учить создавать композицию с помощью печатания ватой. Знакомить с тёплыми оттенками. Рассматривание сюжетных картинок «Лето».

4. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Дидактический материал:

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области