Урок чтения и развития чтения, 9 класс
Тема урока: Н.А.Некрасов «Саша».
Цель: Ознакомление с содержанием стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок из поэмы);
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с содержанием стихотворения Н.А. Некрасова «Саша», вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать у детей умение понимать настроение лирических героев;
Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности; умения выражать личное отношение к изучаемым событиям; продолжать развивать умения, связно и развёрнуто излагать факты по изученному материалу; закреплять навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
Воспитательные: формировать нравственные качества, прививать любовь и бережное отношение к природе, животным.
Основные термины и понятия:
Оборудование и материалы: карточки с новыми словами, тестовые задания.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Ход урока:
Этапы урока, цель | Содержание этапа | Индивидуальна работа, задания для самостоятельного выполнения | |
Организационно- подготовительный этап | |||
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке Психогимнастика Цель: активизация положительной учебной мотивации, создание «ситуации успеха» Дыхательная гимнастика Интонационное чтение, работа со скороговоркой | •Подготовка готовности к уроку, взаимное приветствие, настрой учащихся на работу, организация внимания. -Проверьте готовность к уроку. Нам понадобятся: учебник, ручка, карандаш, и, конечно, хорошее настроение!!! - У кого все это имеется, улыбнитесь, поднимите руки вверх, и помашите ими!!!! •Продолжи фразу: «Я сегодня на уроке буду…» - Сядет за парту тот, кто назовёт изученное в этом году произведение. «Кот и повар», «Руслан и Людмила», «Барышня – крестьянка», «Тучи», «Баллада», «Морская царевна», «Майская ночь, или Утопленница». -Сегодня на уроке мы будем беседовать по содержанию прочитанного; учиться правильно, осмысленно и выразительно читать, отвечать на вопросы, учиться видеть и чувствовать красоту родной природы -На уроке нужно быть Задание
- В чем смысл? (о чистоте в лесу, о том, что нужно беречь лес…) | ||
Проверка домашнего задания Цель: установить правильность и осознанность выполнения дом.зад., определить типичные недостатки, выявить уровень знаний обучающихся, повторить пройденный материал | Задание: «4 лишний» «Барышня-крестьянка» , «Рыцарь на час», «Три пояса» -Объясните почему лишние? - Какое домашнее задание вам было задано? (выразительное чтение стихотворения «Рыцарь на час», беседа по вопросам) - Кому посвящено это стих-е? (матери Некрасова) - Что нестерпимо хотел поэт? (рыдать на могиле у матери, повидаться с нею) -Что значит: «Я кручину мою многолетнюю на родимую грудь изолью…»? (расскажет о том, что его тяготит) - Какие факты из жизни матери вспоминает поэт в данном отрывке? (была нелюбимой мужем, жила для других, терпела издевательства от мужа, защищала детей и крестьян, за врагов молилась, молилась о счастье детей, прожила счастливую жизнь, рано умерла, была жестокой, из бедной семьи, вышла замуж по воле родителей, наказывала Задание: Посмотрите на портрет матери и выберите только подходящие для нее черты характера | Индивидуальные карточки 2-3 обучающихся читают выраз.стих-е | |
Основной этап | |||
а) Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала Цель: организация познавательной деятельности учащихся, сообщение темы и цели изучения нового материала Словарная работа | - Сегодня мы познакомимся с отрывком из произведения Некрасова «Саша». Эпиграф урока (читают) «И у леса есть судьба, бывает радостной, бывает роковой она» - В чем смысл? - В тексте нам встретятся эти слова. Сопоставьте слова с их лексическим значением. березняк приносящий вред, несчастье дубняк осиновый лес осинник длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце аркан берёзовый лес роковой дубовый лес. Лексическое значение у детей на партах- соотнести правильно. | Работа у доски | |
б)Сообщение нового материала Цель: дать обучающимся конкретное представление об изучаемом вопросе, расширение активного словаря Работа с учебником | - Слушая, постарайтесь найти ответ на следующий вопрос: Что заставило Сашу грустить? (Прослушивание текста. ) Беседа . Ответы учащихся на поставленный ранее вопрос. - О чем этот отрывок из поэмы? - Каким настроением проникнут? Почему? - Ребята, сейчас мы с вами поработаем над выразительным прочтением отрывка. - Вспомним правила чтения поэтического произведения: 1. Выразительно; 2. Без ошибок; 3. Соблюдение пауз. -Каким видела Саша лес до вырубки? - Что происходило с насекомыми и животными, когда лес начали вырубать? (Зачитайте.) - Чем грозила им эта работа? - Найдите описание процесса вырубки леса, страдания деревьев. (Зачитайте. ) - Слова какой части речи встречаются чаще? (глаголы). Почему? (передают действие, движение) Лес зазвенел, застонал, затрещал… Как автор усиливает впечатление от описания гибели деревьев. С треском ломали сухой березняк, Корчили с корнем упорный дубняк . Стоном стонали верхушки осин… Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы.. - Найдите описание леса после вырубки. (Зачитайте.) - С кем автор сравнивает погибшие деревья? (с трупами бойцов, с ранеными.) Трупы деревьев недвижно лежали… Так, после битвы, во мраке ночном раненый стонет , зовет проклинает. Ветер над полем кровавым летает. Волосы мертвых бойцов шевелит! || шелест листьев. (картины: лес до вырубки и после, для сравнения) | ||
Физминутка Цель: профилактика утомления , нарушения осанки и психоэмоциональная разрядка, поддерживание активности и работоспособности. | Руки подняли и покачали ими. Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер сбрасывает росу. Руки в сторону, плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем. Крылья сложили назад. | ||
в) Закрепление полученных знаний Цель: закрепление знаний и умений, необходимых для дальнейшей работы, обобщение изученного материала | -О какой экологической проблеме идет речь в этом произведении? - Актуальна ли для нашего края эта проблема? – Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. ( Если раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности. ) - Для чего необходим лес? (Лес- легкие нашей планеты, необходим для очистки леса, это дом для животных и птиц) - Как вы относитесь к уничтожению лесов? | ||
Заключительный этап | |||
Цель: сделать вывод, подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить , что нового узнали учащиеся на уроке. Подведение итога урока Цель: оценивание работы учащихся на уроке, выставление отметок. | - Давайте вернемся к теме нашего урока. - И у леса есть судьба, бывает радостной, бывает роковой она. - Какая судьба у леса в произведении? Кто виноват в этом? - А может ли Человек изменить судьбу леса? - К чему призывает Н.А.Некрасов в отрывке из поэмы «Саша»? Природа - живое существо. Она дарит жизнь и здоровье человеку. Любите природу, берегите природу! Только тогда мы сможем сохранить жизнь на Земле. - Каким лесом вы хотели бы любоваться? (Почему?) - Что необходимо делать, чтобы лес продолжал радовать нас своей красотой? Домашнее задание Прочитать выразительно стр. *Дайте оценку своей работы на уроке («да», «нет»). 1.Доволен ли ты тем, как прошёл урок?_______ 2.Было ли тебе интересно на уроке?__________ 3.Сумел ли ты приобрести новые умения?_____ 4.Ты был активен на уроке?_______ |
Задание: «4 лишний»
«Рыцарь на час», «Три пояса»
Задание: «4 лишний»
«Рыцарь на час», «Три пояса»
Задание: «4 лишний»
«Рыцарь на час», «Три пояса»
Задание: «4 лишний»
«Рыцарь на час», «Три пояса»