Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Народы России"

Патриотическое воспитание дошколят

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МДОУ Троицко-Сунгурский детский сад

ПРОЕКТ

«Покормите птиц зимой»

(средняя группа)

Подготовила:

Воспитатель Шилина Г.Д.

Декабрь 2021 г.

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма. Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна Будет им зима…

А. Яшин

Актуальность проекта :

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Актуальность проекта обусловлена также отсутствием у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о них зимой.

Цель проекта :

Развитие нравственных чувств через экологическое воспитание; создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.

Задачи проекта :

Закрепить ранее полученные знания о зимующих птицах, их повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц

Научить детей правильно подкармливать птиц.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

Закрепить способ отрывания кусочка пластилина от целого куска.

Срок реализации: краткосрочный

Вид проекта : творческий.

Участники проекта : воспитатели, дети старшей-подготовительной группы, родители.

Ожидаемые результаты:

Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

Развитие у детей творческих способностей

Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Конечный результат: размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстрации "Птицы"

Подвижная игра: "Воробушки и автомобиль".

Этапы реализации:

этап – подготовительный

Изучение методической литературы;

Подбор художественной литературы;

•Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности;

Постановка задачи перед родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц

этап – основной Работа с детьми

Беседы с детьми

Рассматривание иллюстраций: «Птицы»

Наблюдение за птичкой из окна группы

Чтение художественной литературы: потешка «Сорока»;

Лепка «Ягоды для птичек»

Коллективная работа «На кормушке»

Дидактические игры: «Птицы», «Один – много»

Подвижные игры: «Птички», «Воробышки и автомобиль»,

«Воробушки и кот»

День недели

Понедельник 07.11.2016

Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой»

Лепка «Корм для птичек»

Вторник 08.11.2016

Д. И. «Четвертый лишний?» (зимующие и перелетные птицы)

Беседа «Чем можно кормить птиц?

Создание коллажа «На кормушке» (коллективное творчество)

Среда 09.11.2016

Беседа «Что нужнее птице, тепло или пища?»

Проблемная ситуация «Из чего можно сделать кормушку?»

Четверг 10.11.2016

«Загадки и отгадки»

Акция «Поможем птицам»

Пятница 11.11.2016

Наблюдение за птицами.

Закрепление знаний о зимующих птицах.

Работа с родителями:

Изготовление кормушек.

Консультация «Покормите птиц зимой»

этап – заключительный.

Экологическая акция «Поможем птицам»

Изготовление альбома «Зимующие птицы»

Полученные результаты:

получены первоначальные представления об образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года;

проявляется интерес к живой природе, к птицам;

укреплено и развито взаимодействие с родителями

Покормите птиц зимой!

Птицам трудно приходится зимой. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Особенно страдают синицы (из десяти синиц зиму переживает только одна.). Чем мы можем помочь им? Нужно делать кормушки.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Самая простая деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Крыша защищает корм от дождя и снега. Бортики нужно сделать достаточно высокими, чтобы корм не сдувало. В дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Стенки и края у кормушки не должны быть острыми. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Колючие кустарники, такие как розы или боярышник, - подходящее убежище для птиц, где их не достанут хищники. Прекрасно, если Вы сможете разместить кормушку для

птиц так, чтобы Вам было удобно наблюдать за ними.

Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку.

Меню для птиц.

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны, кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз). У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек. Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим. Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую». Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку

пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

Дидактические игры

«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»

Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

«Кто как голос подает?»

Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.

Дети:

Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.

Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать. Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.

Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать. Я голубь. Я умею ворковать.

Я снегирь. Я умею свистеть. Я воробей я умею чирикать.

«Сосчитай птиц»

Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.

Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.

«Большой – маленький».

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Острый клюв – остренький клювик. Тонкие лапки – тоненькие лапки.

Длинная шея – длинненькая шейка.

Белая грудь – беленькая грудка.

Черное крыло – черненькое крылышко. Толстая шея – толстенькая шейка.

Короткий хвост – коротенький хвостик. Светлые перья – светленькие перышки.

«Один – много»

Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных. Одна ворона – много ворон,

Один воробей – много воробьев и т. д.

«Угадай по описанию»

Цель - научить составлять описательный рассказ.

Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

«Четвертый лишний»

Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных. Воробей, грач, сорока, синица.

Голубь, дятел, снегирь, ласточка.

«Чье это?»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные. Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т. д.

«Скажи наоборот»

Цель: закрепить знание детьми антонимов. Клюв толстый – клюв тонкий,

Хвост длинный – хвост короткий

Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки). Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек.

Наблюдение за птицами поздней осень, зимой.

Цель:

формировать представления о жизни птиц зимой;

воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Ход наблюдения:

Не видно в лесу тропинок, В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок Укрыл под корой снегопад. Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном, А мы кормить тебя будем Крошками хлеба, пшеном.

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

Почему они прилетают к жилью человека?

Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

Почему зимующих птиц надо подкармливать?

много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

Какой корм они охотнее поедают?

Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

Есть ли кормушка возле вашего дома?

Наблюдение за синицей.

Цели:

продолжать вызывать интерес к пернатым

знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу. Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная, Звонко тенькает: «тень-тень!

Как хорош весенний день!» (синица) Синица расписная свистит, не уставая. За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей Бедной птахе стало.

Что это за птица?

Как она выглядит и какого она цвета?

Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

Чем питаются синицы?

Как люди заботятся о них?

Какую пользу синицы приносят?

Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре)

В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

Наблюдение за вороной

Цели:

расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;

воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький

А ходит босиком (ворона)

Кто это, как зовут эту птицу?

В чем особенности ее внешнего вида?

Где она живет?

Чем питается?

Есть ли у нее враги? Приметы:

Ворона под крыло нос прячет – к морозу.

Сценарий «Поможем птицам» Цели мероприятия:

Расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование птиц зимой;

Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране.

Задачи:

Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц;

Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой. Оборудование:

Рисунки детей о птицах, кормушки, изготовленные руками детей; Грамзапись "Голоса птиц", фотографии птиц, плакаты.

Ход мероприятия

Звучит фонограмма "Голоса птиц"

Воспитатель: Закройте, ребята глаза. Что вы представляете себе?

В какое время года можно услышать голоса птиц?

А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение?

Почему?

Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно)

Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут.

Как птицам перезимовать? Известно, что у птиц,

Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда: Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода На ветках сидя спят.

Но кто же им даёт приют, Когда снега метут?

Бывают птицы разные. Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие- те народ иной,

В мороз над лесом кружат, Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным Не пристают снежинки,

Они и под порошами Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт И долго длится вьюга Тогда, друзья, приходится Пичугам нашим туго.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.

А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)

А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)

А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)

Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)

Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.

РЕБЕНОК 1.

Бывают птицы разными :

Одни боятся вьюг И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

РЕБЕНОК 2.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат, Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи.

РЕБЕНОК 3.

Но если долго снег идет И долго длится вьюга, Тогда, друзья, приходится Пичугам нашим туго.

РЕБЕНОК 4.

Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки, Не могут пташки отыскать Ни зернышка, ни крошки. И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

Воспитатель:

Насыпь-ка, Сема, семечек синичкам! Теперь пойдем - и будем наблюдать.

Смотри в окно : вон прилетели птички. Так хочется им семечки склевать!

РЕБЕНОК 5

Глянь, смелая синичка прилетела, туда-сюда головкой и - к кормушке.

Схватила семечку, на ветку села

чтоб там спокойно, не спеша, покушать.

РЕБЕНОК 6

За ней другие тоже осмелели и налетели дружною гурьбой.

Воробышки, синички, коростели - всем птичкам очень голодно зимой.

РЕБЕНОК 7

Мы их покормим в это время года, они нас летом отблагодарят.

Вредителей садов и огородов, всех червяков и гусениц съедят (Звучит запись голосов птиц.

В исполнении ребят показ сценки «Жалобы птиц»)

Трое детей берутся за руки, приседают, изображая кормушку. Дети в шапочках птиц поочередно выходят вперед.

Сорока. Тра-та-та-та. Что я видела? Что я слышала? Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную сделали, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Капризничают.

Воробей. Семечки и пшено в столовой надавленные. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Синица. Сало, то сало какое. Могли бы повесить и несоленое. У нас от солёного - животы болят.

Снегирь. Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера семечки раскапывал. Хоть бы навес сделали.

Ворона. Осталась голодная. Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков. Ветер у него в голове.

Сорока. Тра-та-та-та. Ой, что будет. Ой, кто-то рассердится. Ведущий:

Вы, наверное, ребята догадались, что каждый из нас должен стать настоящим другом птиц. А как это сделать мы сейчас узнаем.

РЕБЕНОК (в накидке, в руках - кормушка)

Я - повелитель птиц. Захочу, и птицы сами ко мне прилетят. Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка. На вид она очень проста. Простая фанерка с простыми бортиками. Надо только сделать её и повесить на дерево. Насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. И на неё сразу прилетят птицы.

Ведущий:

Как вы поняли, мы должны помочь птицам. Каждый из нас может сделать для птиц кормушку. Каких только птиц не увидишь в таких столовых.

«Сделай кормушку из подручных средств»

Мы кормушку смастерили. Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед прилетели на обед.

В гости в первый день недели К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.

Три вороны были в среду Мы же ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв Стаи жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог Налетело семь сорок.

«Продолжи предложение, найди причину».

Педагог читает предложения, дети заканчивают их. Осенью воробей, ворона, голуби не улетают на юг, потому что… (это зимующие птицы). Зимой может погибнуть много птиц, потому что. (была холодная зима, мало корма). Люди мастерят кормушки, для того чтоб… (подкармливать птиц).

Физкультминутка. Подвижная игра «В птицу превратись».

Воспитатель говорит слова: «Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись». Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, затем в вороны, голубя.

«Четвертый лишний». Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц, (или дети смотрят на слайды). Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.

Программа «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова

Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»

В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр

«Сфера» 2008г.

«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.

Е. Г. Зверева-Андреевская, О. Н. Монтазери, М. А. Игошина,

«Окружающий мир» : «ЮВЕНТА», 2006г.

Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года» : «Ранок», Харьков 2008г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области