Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Здоровтьесберегающие техгологии в практике работы с детьми дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение Сосновский детский сад комбинированного вида "Звездочка"

Здоровьесберегающие технологии в практике работы с детьми дошкольного возраста

Автор-составитель:

Л.В.Баркова-воспитатель

п. Сосновка

2022г

МБДОУ Сосновский детский сад комбинированного вида "Звездочка"

Составитель: Лариса Витальевна Баркова -воспитатель

Методические рекомендации:

Здоровьесберегающие технологии в практике работы с детьми дошкольного возраста.

МБДОУ детский сад комбинированного вида "Звездочка"

Данные методические рекомендации, адресованы воспитателям, инструкторам по физической культуре ДОУ, содержат практические материалы, физкультурные физминутки, динамические упражнения, пальчиковые игры, упражнения, гимнастика для пальчиков, дыхательные паузы, игровые упражнения для зрительного утомления, гимнастика для глаз, самомассаж, оздоровительные паузы, театр в руке, молчаливые стихи, игры м/п, п/и дидактической направленности, игры со словами, движениями, считалки. Здоровьесберегающие приемы, которые я использую на занятиях способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к занятиям

"Здоровьесберегающие технологии в практике работы с детьми дошкольного возраста"

В условиях современного образования и требований ФГОС встала  важная проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний для формирования личности всестороннего развития ребёнка, а также психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка.

Новый ФГОС отвечает всем требованиям здоровьясбережения. По новым стандартам ребенок в процессе обучения в разнообразных видах деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Современное занятие должно быть построено с учетом новых требований.

Требования к занятию:

1. Гигиенические условия и обстановка в группе должны соответствовать норме (температура, освещения, подбор мебели)

2.Продолжительность занятия и смена видов деятельности.

3.На занятиях должны присутствовать смена поз воспитанников , которые соответствовали бы видам работы.

4. Следует включать на занятиях элементы, связанные со здоровьем, здоровым образом жизни.

5. Эмоциональные разрядки, которые оказывают на состояние здоровья: шутка, улыбка, небольшие стихотворения.

В своей работе ставлю ряд задач по здоровьесберегающих технологий :

  1.Обеспечить каждому ребенку возможность сохранения здоровья.

2. Укреплять здоровье каждого ребенка во время учебно-воспитательного процесса.

3. Сформировать у каждого ребенка необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.

4. Создавать благоприятную атмосферу для обучения и развития детей на занятиях и всвободное время.

5. Научить каждого ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

Здоровьесберегающая деятельность – это системная, комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья детей моей группы. Образовательный процесс требует наличия комплексных программ оздоровления.

Недостаток двигательной активности, на мой взгляд, одна из самых распространенных причин снижения ресурсов организма дошкольника.

В каждом ребёнке заложено природой большая потребность в движениях. Бегать, скакать, подражать движениям людей, зверей и птиц.

Малоподвижность детей становится угрозой здоровью и физическому развитию детей.

На мой взгляд, нужно расширять двигательную активность детей в течении дня. Снимать напряжение, перегрузку, с помощью различных игр и игровых упражнений. Поэтапная смена деятельности детей дает: снять напряжение, сделать переход между занятиями, частями занятий. Занятия становятся интересным. Двигательная активность позволяет усвоить материал, снять усталость, повысить мотивацию к обучению.

В своей работе использую игровые приёмы, которые помогают решать, не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережению.

Игра не уводит нас от реальности, они, наоборот, вводят нас в нее……., отмечал профессор В.В. Зеньковский. Составила перечень игр « Здоровячок» для решения мотивации, развития и здоровьесбережения детей.

Игры включают в себя познавательные, развивающие, воспитательные задачи. Игры сопровождаются определенными действиями, повторяемыми детьми за педагогом, характерными жестами, движениями.

Картотека « Здоровячок» содержит:

- физкультурные физминутки;

-динамические упражнения;

- пальчиковые игры- упражнения;

-дыхательные паузы;

-игровые упражнения для зрительного утомления, гимнастика для глаз;

-самомассаж;

-оздоровительные паузы;

-театр в руке;

-молчаливые стихи;

-игры малой подвижности;

-подвижные игры дидактической направленности;

-физические упражнения игрового характера;

-игры со словами, с движениями;

-считалки;

Физкультурные физминутки

Физкультурные физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение, работоспособность нервной системы. Упражнения можно выполнять как стоя, так и сидя, расправить плечи, прогнуть спину, повертеть головой и т.д.

Динамические упражнения

Динамические упражнения выполняются в исходном положении сидя для активизации учебной деятельности, повышения двигательной активности на занятии.

Можно использовать в начале занятия, настроить детей на внимание, повысить готовность к предстоящей работе.

Пальчиковые упражнения, игры

Пальчиковые упражнения, игры стимулируют и повышают развитие речи, учат слушать и понимать смысл речи. Развивается память ребенка, воображение, фантазия, гибкость кисти рук и пальцев.

Игры включаем в структуру многих занятий, даём возможность отдохнуть ребенку, расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой. Развивается речь, активизируется и обогащается словарь, память.

Дыхательные паузы

Используя дыхательные паузы – ребёнок отдыхает, успокаивается. Это помогает повысить умственную работоспособность. Паузы используем, когда ребенок возбужден, раздражителен, вспыльчивый.

Игровые упражнения для зрительного утомления, гимнастика для глаз

Разные рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Упражнения являются профилактикой нарушения зрения, укрепления мышц глаз, снятие зрительного утомления, положительно влияют на развитие внимания, памяти.

Используемые упражнения, игры определяются в зависимости от содержания учебного материала, возраста детей и зрительной нагрузки.

Самомассаж

Массаж, обладает расслабляющим действием и помогает снять напряжение. Его можно включить в занятие. Массаж способствует переключению внимания ребенка, снять напряжение, переключиться с одного вида деятельности на другой.

Оздоровительные паузы

Разнообразие оздоровительных пауз позволяет использовать упражнения с разнообразной целью. Для активизации учебной деятельности в начале занятия, для профилактики нарушения осанки, повышения двигательной активности на занятии, развитие мелкой моторики и познавательной деятельности.

Театр в руке, молчаливые стихи

 Имеют ряд преимуществ:

- оказывают значительное воздействие на все стороны развития ребенка;

- на мелкую моторику кисти, снятию напряжения;

- Двигательно - речевое чтение веселых стихов и одновременное выполнение движений;

-мелкая моторика пальцев рук, воображение.

Игры малой подвижности

Игры проводятся для разминки, при смене видов деятельности, во время короткого отдыха детей. Игры можно проводить как парные и индивидуальные. Но особенно эффективны групповые игры.

Подвижные игры дидактической направленности

Направлено на развитие координации движений, ловкости, на развитие познавательных способностей детей, волевые качества, умение ориентироваться в пространстве, стимулировать мыслительные процессы.

Физические упражнения игрового характера

Упражнения развивают координацию общих движений, слуховое внимание, действовать по словесной инструкции, действовать по сигналу.

Игры со словами, с движениями

Игра – естественный спутник жизни детей, обладающий великой воспитательной силой.

Перед игрой дается образ и словесное описание ситуации. Воображение опирается на движение и сопровождается положительными эмоциями, воздействует на все стороны развития ребенка.

Считалки

Дают возможность быстро организовать детей, выбор водящего, точного выполнения правил.

Движения точны, образны, сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми.

Здоровьесберегающие приемы, которые мы используем на занятиях способствуют, укреплению и сохранению здоровья детей, развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к занятиям.

В заключении хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь!

Приложение

1.Физкультурные физминутки

Три медведя шли домой, (дети шагают на месте)

Папа был большой – большой , (руки вверх, дети встают на носочки)

Мама – чуть поменьше ростом, (дети приседают)

А Мишутка - просто крошка, (приседают)

С погремушкою ходил.(руки вверх- хлопки)

2.Динамические упражнения

1.Дыхательная гимнастика.

Каша кипит. Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на

животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в

легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая

живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

Бегемотик. (облегченный вариант предыдущего упр.) ИП: лежа или сидя.

Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.

Вдох и выдох, производится через нос
Упражнение, может выполняться в положении сидя

и сопровождаться рифмовкой:
                     Сели бегемотики, потрогали животики.
                      То животик поднимается (вдох), 
                      То животик опускается (выдох).

Надуй шарик. ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик»

широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем

медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и

выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши,

«из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш»,

вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик,

из которого выпустили воздух.

Курочка. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки

опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Жук. ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

   Петушок. ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Подуй на одуванчик. ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

   Паровозик. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

2. Упражнения для глаз.

1)вертикальные движения глаз вверх-вниз; 
2) горизонтальные  движения вправо-влево; 
3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги

как можно отчетливее; 
5) на доске до начала урока начертить какую-либо

кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается

глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном,

а затем в другом направлении.

“Раскрашивание”.Воспитатель предлагает детям закрыть глаза

и представить перед собой большой белый экран. Необходимо

мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом:

например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но

закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Ах, как долго мы писали, 
Глазки у ребят устали. 
(Поморгать глазами) 
Посмотрите все в окно 
(посмотреть вправо-влево) 
Ах, как солнце высоко 
( посмотрите вверх) 
Мы глаза сейчас закроем, 
( закрыть глаза ладошками) 
В классе радугу построим 
Вверх по радуге пойдём, 
(Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо) 
Вправо-влево повернём, 
А потом скатимся вниз, 
( Посмотреть вниз) 
Жмурься сильно, но держись 
( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими) 

«Бабочка» 
Спал цветок 
( Закрыть глаза.расслабится, помассировать веки, 
слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё) 
И вдруг проснулся, 
( Поморгать глазами) 
Больше спать не захотел, 
( Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки.) 
Встрепенулся, потянулся, 
( Руки согнуты в стороны - выдох) 
Взвился вверх и полетел. 
( Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.) 

3. Массаж

«Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу.

Поднимая руки в «замке», отставляем ногу назад поочерёдно.

Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.

«Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке,

пощипываем, похлопываем ребром ладони и кулаком. Выполняем

после посещения школьной столовой.

«Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу.

Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Какая я милая,

чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем бережное отношение.

«Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного

отдела к подбородку. Похлопываем по подбородку, любуемся

длинной красивой шеей лебедя.

«Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове

нажатием  пальцами (моем голову). Как « граблями» ведём к

середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы,

спиральными движениями ведем от висков к затылку.

«Буратино». Лепим (мысленно) красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик и др.

«Массаж рук».  «Моем» кисти рук, сильно трем ладонями до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой.

Точечный массаж для повышения иммунитета. 
Проговаривая текст, дети массируют точку, расположенную между большим и указательным пальцами руки. 
Есть волшебная точка у нас, 
Будем крутить её каждый час. 
От простуды помогает, 
От инфекции спасает. 
От безделья, лени – тоже 
ХЭ-ГУ – точка всем поможет. 
Стало скучно, не грустите – 
ХЭ-ГУ – точку покрутите. 
Утром, днем и перед сном 
Дружно с точкой мы живем. 

4.Пальчиковая гимнастика

Проговаривая текст, ученик массируют последнюю

фалангу каждого пальца ,завершают массаж точкой в

центре ладони. 
Пальчик, пальчик, где ты был? 
- С братцем Васей щи варил. 
- А потом с ним кашу ел, 
- А потом с ним песни пел, 
- А потом гулять пошел 
- И копеечку нашел 

Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый

палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки. 
Наши пальчики трудились, 
Хорошо писали. Они так старались, 
А теперь устали. Мы немного отдохнем, 
С силой кулачки сожмем. Пальцы разжимаем 
И опять сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять - 
Можно ими помахать. 

В чистый ручеек руки опускаем, 
И усталость с пальчиков 
Мы водой снимаем 
(Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносят на выдохе.) 
Спасибо, водица, 
За новые силы. 
Теперь мы напишем 
Все буквы красиво. 

5.Физминутки

Раз- два- три-четыре-пять!(ходьба на месте) 
Вышли дети погулять 
Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте) 
Остановились на лугу (приостанавливаются) 
Лютики , ромашки. (полуприседания вправо,

влево с отрывом руки) 
Собирал ….. наш класс - (подпрыгнуть, развести

руки в стороны) 
Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета) 

Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в

стороны) 
Правой левую достанем 
(Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой) 
А потом наоборот. 
Будет вправо поворот. 
(Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой) 
Раз – хлопок, два – хлопок. 
Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться

вокруг себя) 
Раз- два-три-четыре, 
Плечи выше, руки шире! 
(Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки

развести в стороны) 
Опускай-ка руки вниз и на корточки садись! 

Только в лес мы вошли (маршируют) 
Появились комары. 
(лёгкое похлопывание по телу) 
Дальше по лесу шагаем (маршируют) 
И медведя мы встречаем. 
(раскачивают из стороны в сторону) 
Снова дальше мы идём (маршируют) 
Перед нами водоём (руки в стороны) 
Прыгать мы уже умеем 
(руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево) 
Раз – два, раз – два! (прыжки) 
Позади теперь вода! (маршируют) 

Отдых наш – физкультминутка. 
Занимай свои места. 
Раз – присели, два – привстали, 
Руки кверху все подняли. 
Сели, встали, сели, встали – 
Ванькой – встанькой будто стали. 
А потом пустились вскачь, 
Будто мы – упругий мяч. 

6.Динамические паузы

«Грибники»

Каждому игроку дают в руки корзинку или детское

ведро, затем завязывают глаза. После этого на площадку

в шахматном порядке кладут шайбы, теннисные мячи,

кубики и т. п. - всего 10-15 штук. Это «грибы», которые

по сигналу начинают искать соревнующиеся игроки.

Тот, кому удалось нащупать «гриб», кладет его в свою корзинку.

На сбор «грибникам» дается 3 минуты. Побеждает тот, кто

собрал больше предметов.

«Удочка»

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения

необходима веревочка длиной 3-4 м. с мешочком, наполненным

песком. Играющие, становятся в круг, в центре стоит водящий

с веревочкой в руках. Водящий начинает вращать веревочку

так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами подпрыгивающих

игроков. Задевший мешочек становится в центр круга и вращает

веревочку, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот,

кто ни разу не задел веревочку. При вращении веревочки

нельзя отходить со своегоместа.

“Листочки”.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.

Дети сидят на корточках в кругу.

Дунул ветер – полетели.

Дуют. Встают и, кружась, машут руками.

Мы летели, мы летели
И на землю сели.

Кружатся и при соответствующих словах опять садятся на корточки.

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.

Дуют. Встают.

Закружились, полетели.

Начитают кружиться и махать руками.

И на землю тихо сели.

Садятся на корточки.

Литература

1.Анртронова М.В. Гигиена детей и подростков. / Анртронова М.В//,-М.,1982г.

2.Бойко Е.А, Физкультурная минутка, динамические упражнения для детей 6-10 лет, / Бойко Е.А -М.,2008

3.Борисова М.М. Малоподвижные инры и игровые упражнения , Мозаика- синтез, 2021.

4.Карашвили Е.А//. Растем играя. –М.2001.

5.КрупенчикО. И. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей.- СП.б:

Литература, 2006.

6.ФопельК. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения /ФопельК. //. –М., 2001.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области